21 апреля в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов на Поклонной горе в Москве состоялся круглый стол на тему «Вклад религиозных организаций в Победу в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов». Публикуем его итоговый документ:
«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя»
(Евангелие от Иоанна 15. 13)
День Победы! Шестьдесят пять лет эти слова вызывают у наших соотечественников не только самые радостные, но и скорбные чувства. Празднуя Победу в Великой Отечественной войне, мы чтим память о беспримерном мужестве и стойкости защитников Родины и тружеников тыла, о миллионах людей, павших на полях сражений, замученных в концлагерях и гетто, погибших от ран и болезней, голода и лишений. Не случайно 9 мая, в годовщину окончания этой страшной войны, в Русской Православной Церкви совершается поминовение усопших воинов, а 22 июня отмечается как День памяти и скорби.
К огромному сожалению, в последнее время нередко приходится сталкиваться с попытками, и прежде всего на постсоветском пространстве, поставить под сомнение подвиг советского солдата, спасшего Европу и все человечество от «коричневой чумы», освободительный характер боевых операций Красной Армии. Умаляется роль Советского Союза в разгроме фашистской Германии и милитаристской Японии, героизируются нацистские преступники и их пособники, совершаются акты вандализма в отношении захоронений.
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации неоднократно обращалась с заявлениями к парламентам мира с предупреждением об опасности политики, направленной на ревизию итогов Второй мировой войны, принижение реального вклада нашей страны в общую победу над фашизмом.
Считая полезным состоявшееся публичное обсуждение вопросов, касающихся патриотической деятельности религиозных организаций в годы Великой Отечественной войны, участники «круглого стола» полагают важным отметить следующее.
Великая Отечественная война потребовала мобилизации не только всех имевшихся в СССР экономических и организационных ресурсов, но и максимального использования морального и духовного потенциала российского народа.
Первые же месяцы войны подтвердили пагубность сформировавшейся в 30-ые годы государственной политики жесткого подавления религии, развеяли иллюзию о ее «преодолении» и «торжестве» безбожного движения. Стало очевидным, что в нашей стране продолжали жить и трудиться миллионы граждан, лишенных права свободно и открыто исповедовать свою веру.
Однако тяжкие испытания, выпавшие на долю верующих в предвоенные десятилетия, не смогли поколебать их любовь к родной земле, к ближнему, готовность к самопожертвованию во имя справедливости. Нависшая над Отчизной смертельная угроза сплотила представителей различных конфессий и национальностей в их горячем стремлении словом и делом способствовать скорейшему разгрому захватчиков.
Невозможно переоценить значение прозвучавшего 22 июня 1941 года обращения митрополита Московского и Коломенского Сергия (Страгородского) к духовенству и пастве с благословением на защиту священных границ Отечества. Наряду с Патриаршим Местоблюстителем свою патриотическую позицию ясно выразили руководители и других религиозных объединений.
Террор немецко-фашистских оккупантов был решительно осужден собравшимися в Уфе представителями мусульманского духовенства, а председатель Центрального Духовного управления муфтий Абдурахман Расулев заявил, что любовь к Родине и ее защита являются неотъемлемой частью исламской веры.
В письме-воззвании к верующим руководителей союзов баптистов и евангельских христиан говорилось: «Дорогому для всех христиан имени Христа Германия хочет противопоставить имя кровавого фюрера… . Будем мы, верующие, лучшими воинами на фронте и лучшими работниками в тылу!». Старообрядческий архиепископ Иринарх (Парфенов) призвал оказывать всяческое противодействие врагу на оккупированной территории в рядах партизан и доблестно служить в Красной Армии.
Представители конфессий развернули сбор пожертвований в фонд обороны. Собирались деньги и драгоценности, вещи и продукты питания, оказывалась помощь военным госпиталям и детским домам. По призыву религиозных деятелей велся сбор средств на постройку танков и самолетов.
В годы войны в полной мере проявились лучшие человеческие качества наших соотечественников . Неустанное пастырское служение продолжали нести с риском для жизни священники Псковской духовной миссии. В сложнейших условиях заботился о раненых архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) – выдающийся хирург и ученый, причисленный Русской Православной Церковью к лику святых в 1996 году. А сколько христианской жертвенности явила собой гибель в фашистских застенках генерала Дмитрия Карбышева!
Война вместила в себя не только вооруженную борьбу, но и борьбу мировоззрений. Именно твердая уверенность российского народа в неминуемом разгроме врага, основанная на патриотизме и религиозной вере, стала одним из слагаемых Великой Победы. Сберечь народное единство, достигнутое в годы войны, сохранить общую историческую память – значит создать прочный ценностной фундамент для наших потомков.
И сегодня, в начале XXI века, мы вновь и вновь убеждаемся в том, что многовековые духовно-нравственные ценности по-прежнему остаются тем животворным источником, из которого российское общество должно постоянно черпать свои внутренние силы.
Опыт плодотворного соработничества государства и религиозных организаций в период Великой Отечественной войны безусловно занимает особое место в истории российских государственно-конфессиональных отношений и заслуживает самого пристального внимания. В целях сохранения исторической памяти о вкладе Русской Православной Церкви, других религиозных организаций в дело Великой Победы участники «круглого стола» считают необходимым распространение в России и за ее пределами объективной информации на эту актуальную тему.
В этой связи представляется весьма желательным:
проведение с участием ветеранов Великой Отечественной войны соответствующих конференций, семинаров, бесед, в том числе в молодежной аудитории, кинопоказов, выставок книг, архивных документов и фотовыставок;
оказание государственной поддержки научным исследованиям, изданию произведений современного искусства и литературы, посвященных вышеназванным вопросам;
надлежащее отражение соответствующей проблематики в учебно-методических пособиях по отечественной истории;
информирование широкой общественности через светские и конфессиональные средства массовой информации о работе настоящего «круглого стола».
Участники «круглого стола» выражают искреннюю надежду на то, что их предложения найдут отклик у государственных и негосударственных учреждений и организаций, включая общественные и религиозные, и они учтут их в своей практической работе по увековечению подвига российского народа в Великой Отечественной войне, подвига, о котором должны всегда помнить и нынешнее и будущие поколения.
Участники «круглого стола» свидетельствуют также о недопустимости искажения фактов истории и заявляют, что фальсификация исторических событий должна неизменно встречать самый решительный отпор!