«Смерть — результат грехопадения»
В наше время, в век стремительного развития науки и технологий, взаимопроникновения культур и кризиса моральных ценностей, люди стараются не произносить слово «смерть», а все, что напоминает о ней, игнорируется и тщательно маскируется. Современный человек воспринимает смерть как что-то ужасное, как потерю — не зря об умершем мы печально говорим, что потеряли его. И пока человек не научится правильно относиться к смерти, он так и будет бояться, избегать мыслей о ней, превращая свою жизнь в сплошной невроз, лишенный смысла.
Остановка сердца, гибель головного мозга — так называемая биологическая и клиническая смерть — не являются естественным состоянием и происходят не по желанию Бога.
Бог не создал смерть (Прем.1:13). Она проникла в падшую человеческую природу через первородный грех и действует подобно паразиту. Смерть является результатом грехопадения. «Ибо в день, в который ты вкусишь от [древа], смертью умрешь» (Быт.2:17). Вспомним и слова апостола Павла: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим.5:12).
Итак, смерть есть результат первородного греха, проникшего в человеческую природу, а через нее — и во все творения.
«Чем выше духовное состояние человека, тем меньше он боится смерти»
Всеблагой Господь позаботился о том, чтобы человеку был неведом его смертный час. Святые отцы объясняют это тем, что если бы мы знали день своей смерти, то постоянно бы грешили, забыв о добродетели. А неизвестность смертного часа держит нас в боевой готовности. «Итак, бодрствуйте, ибо не знаете, в какой час придет ваш Господь» (Мф.24:42). Эти слова относятся как ко Второму пришествию Христа, так и к смерти.
Разумеется, это не означает, что Бог радуется чьей-то внезапной смерти. На полунощнице даже звучит особая молитва, в которой мы просим Господа избавить нас от скоропостижной кончины: «От глада, губительства (то есть мора), труса (то есть землетрясения), потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани (то есть войны) и внезапныя смерти».
При этом Церковь молится не только за своих чад, верных, но и за весь мир, в том числе и будущих христиан.
Как любящая мать, она обращает любовь на всех своих чад по всему миру, чтобы защитить их от всякого зла и ниспослать всякое благо, всякое благословение, и потому молится не только о православных, но и о «мире во всем мире <…>, о плавающих, путешествующих, болящих, страждущих, плененных и о спасении их».
Внезапная смерть неверующего, атеиста или человека, не успевшего покаяться, — ужасное событие с трагическими последствиями. Ведь человек не использовал время, отпущенное ему на то, чтобы приблизиться к Богу и победить свое «я», победить грех в себе и вокруг себя. Следовательно, его общение с Господом и участие в вечном блаженстве после смерти — под большим вопросом. Именно к таким людям относится молитва, упомянутая выше.
Верные же чада Церкви, живущие праведно, ничего не потеряют при внезапной смерти, потому что смерть для них ничего не значит. Чем выше духовное состояние человека, тем меньше он боится смерти. Можно даже сказать, что он ждет ее и желает. Но не потому, что эта жизнь ему ненавистна или тело для него — темница души, как убеждали платоники. Будучи христианином, он уже здесь, на земле, соединил свою жизнь со Христом, и теперь с радостью ждет настоящей встречи с Ним, Источником вечной жизни. Как говорил апостол Павел: «Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Фил.1:21-23).
Блаженный старец Иосиф Исихаст, являющий такую пламенную любовь к Богу, к истинной, подлинной жизни, говорил: «Смерть страшна и ужасна для многих; но для меня это — упокоение и сладость. Блажен тот, кто, помня час смертный, готов к нему днем и ночью. Смерть желанна для тех, кто ее ждет, и горька и страшна для остальных». А святой Силуан Афонский так говорит о внезапной смерти: «Предположим, будто некий царь, живущий во грехе и расточительстве, ибо приобрел все земные богатства, вдруг слышит, что скоро умрет. Тогда, наслаждаясь ежедневными пиршествами в окружении сановников и наследников, сильный, властный, он затрепещет и восплачет. А услышит то же одинокий бедняк, любимый лишь Богом, — спокойно скажет в ответ: “Да будет воля Твоя, Господи. Слава Тебе, вспомнившему обо мне и призвавшему меня туда, где первым оказался разбойник”».
«Преждевременная смерть праведника заставляет задуматься»
И все же — как хорошо было бы человеку знать свой смертный час! Это прекрасная возможность молиться самозабвенно, искренне, отдаваясь целиком общению с Богом — как молились праведные, благочестивые старцы. Старец Иосиф Исихаст, например, знал, когда ему предстоит умереть — его известила Сама Пресвятая Богородица о том, что он скончается в день Ее Успения, 15 августа (греческая Церковь празднует Успение по григорианскому календарю — прим.ред.). Симеон Столпник, Григорий Палама и некоторые другие святые также были извещены о дне своей кончины. Святой Феогност учит, что, каким бы добродетельным и духовно одаренным ни был человек, «не должно ему молиться об освобождении от плоти, не получив предварительного извещения о своей смерти; но следует молиться усердно о сем» («Добротолюбие», т.3).
«Судьбы Твои — бездна великая!» (Пс. 35: 7) и «кто познал ум Господень?» (Рим. 11: 34). В Свой непостижимый план и замысел Бог всегда включает спасение и духовный рост человека, хоть мы со своим ограниченным умом и жалуемся на то, что «жизнь несправедлива».
Господь попустил преждевременную смерть очень многим святым, например, апостолу Иакову, Моисею Мурину, Стефану Новому, тридцати восьми синайским мученикам, даже великому афонскому реформатору Афанасию Афонскому и другим.
Эти святые подвижники, опытные духовники взяли на себя множество человеческих грехов и, подобно Христу, принесли себя в жертву за спасение мира. Благодаря им множество людей обратились к Богу, потому что, как учит нас святой Афанасий Синайский, такая преждевременная смерть праведника заставляет задуматься: «Раз святой человек претерпевает такую кончину, что же ждет нас, грешников?»
Бывает так, что Господь попускает кому-то неожиданную смерть, чтобы уничтожить многочисленные грехи этого человека. В Патерике есть рассказ о соблудившем монахе, за которого его покойные собратья начали молиться Богу, прося Его позволить льву напасть на него, дабы кровью он смыл с себя свой грех и попал в рай, к ним, спасенным. А святой старец Порфирий, прозорливый подвижник, не раз говорил о том, что ученые совсем близки к открытию лекарства от рака, но Бог не попускает этого, так как в раю множество именно раковых больных.
«Воскресший Христос лишил смерть власти»
Боль и страдания неотделимы от нашей земной жизни. И иногда мы без сил падаем навзничь под их тяжестью, особенно если не имеем достаточно веры. Например, когда наш близкий умирает после продолжительной неизлечимой болезни, мы еще долго не можем смириться с этим, хотя морально давно уже были готовы к такому исходу. Насколько же труднее принять внезапную смерть, к примеру, молодого, пышущего здоровьем человека! Наш душевный мир нарушается надолго, и вернуться в прежнее спокойное состояние уже кажется невозможным.
Смерть, действительно, есть ненормальное, неестественное и страшное событие. До сих пор она — последний, самый страшный и неумолимый враг человека на его жизненном пути. С древности до недавнего времени люди стремились разгадать тайну смерти, испытывая к ней экзистенциальный интерес. Сегодня же ситуация другая. Человек ежедневно получает информацию о смерти. Войны, катастрофы, убийства — все это транслируется через средства массовой информации, и мы настолько привыкли к смерти, что, несмотря на страх перед ней, воспринимаем ее как естественное, логичное завершение человеческой жизни.
Настоящий же христианин относится к смерти по-другому. Он не горюет о том, что она есть, но и не считает ее чем-то естественным. Смерть для христианина — враг, который должен быть побежден Христом. «Последний же враг [который Им] истребится — смерть» (Кор. 15:26). «И Слово стало плотью» (Ин. 1: 14), «и так как дети эти — люди во плоти и крови, то и Он стал таким же, как эти люди, чтобы через Свою смерть погубить того, кто имеет власть над смертью, то есть дьявола» (Евр. 2: 14). Бог воплотился, чтобы уничтожить смерть и грех, чтобы победить диавола. Господь наш Иисус Христос принял тленную плоть, подвластную страданиям, чтобы Своею плотью победить смерть. Своим распятием и воскресением Он сокрушил смерть, дав и человеку способность сокрушить ее, соединившись с Ним. И таким образом, после воплощения Бога Слова, у смерти изменилось имя, изменилось предназначение.
Отныне она уже не «смерть», а «упокоение» — мост в жизнь вечную.
И праведник переходит от смерти в жизнь, как говорится в Евангелии от Иоанна (Ин.5:24).
Святой Никодим Святогорец в «Эксомологитарии» учит нас помнить о том, что «смерть является подобно нежданному вору; мы не знаем, когда и как она посетит нас. Она может прийти сегодня, сейчас, в эту минуту, и вы, проснувшиеся поутру в здравии, не доживете до вечера, а дожив до вечера, не проснетесь утром… Посему бди, брат, говоря: “Если умру я сейчас, что будет со мною, окаянным? Какая польза мне от того, что жил я земными наслаждениями?.. Бегите от меня, сатана и злые помыслы! Не желаю служить вам, согрешая!”»
А святые отцы и Церковь напоминают нам, что наши усопшие близкие, особенно те, кто умер скоропостижно, получают великую пользу от панихид и сорокоустов, которые мы за них подаем, а также от молитв, милостыни и праведной жизни, которой мы стараемся жить.
Итак, смерть — великая тайна. То, как отделяется душа от тела, ведомо одному лишь Богу, владычествующему и над жизнью, и над смертью. Только Он знает, предстоит нам уйти внезапно или нет. Но нам следует твердо уповать на Него и помнить, что Воскресший Христос лишил смерть власти (Рим.6:9), а «дар Божий есть жизнь вечная» (Рим.6:23).
Перевод Елизаветы Терентьевой