В великопостной молитве преподобного Ефрема Сирина верующие, в числе прочего, испрашивают у Бога способности видеть. Видеть свои согрешения, причем не просто фиксировать их для сознания, а “зреть” – выявляя причины, мотивы, механизмы греха и собственной подверженности ему.
Зрение – удивительная способность, которой желательно обладать не только глазам, но и уму. Зрение ума позволяет человеку формировать правильное отношение к Богу, самому себе и окружающим. Дьявол всячески старается расстроить, осквернить эту способность, превратив тем самым человека в объект для осмеяния. Лишенный способности видеть мотивы и причины практически никогда не сумеет верно предугадать ход развития событий в его жизни и бытии современного общества.
Поскольку сатана – существо хитрое, часто он действует не топорно, напрочь лишая человека возможности различать свет и тень, но крайне лукаво, искажая и преломляя действительность. В результате окружающий человека мир воспринимается им неверно и нецелостно. Определяемая больными глазами фрагментарность входит в конфликт с собственным представлением о правильном, в формировании которого принимал участие тоже слепотствующий разум. В итоге, человек становится заложником двойного зрительного обмана.
Возможно, одним из методов преодоления слепоты является четкая терминологическая определенность понятий. Многие слова, используемые в современном лексиконе, из-за преломленности зрения ума получили в массах новое значение. Взять, к примеру, один из самых востребованных в современной церковной церковно-политической риторике термин — “либерал”. Если спросить у державников и православных активистов, то либерал – это исчадие ада, отъявленный храмоборец и неприкрытый содомит.
Хуже либерала может быть только гуманист, непременно воспевающий порок и толерантный ко всякому злу. Попытки выяснить причины подмены содержания термина обречены на провал. Важно понять другое – почему из возможных вариантов значения выбирается самый гадкий, самый лживый? Почему зрение одних верующих видит в либерализме обусловленную сознанием собственного греха мягкость в отношении к окружающим, признание Богом данной свободы, высоту и красоту Божественного образа в человеке; зрение же других – мелочность, блуд и корысть?
Понятно, что ответ не так уж трудно постигаем. Понятно, что введение столь полярных представлений об одном предмете не служит появлению искуснейших, а формирует станы непримиримых врагов, каждый из которых, по собственному представлению, воюет за Христа, но против друг друга. Чтобы найти ответ, нужно воспользоваться известным криминалистическим методом, то есть просто задать вопрос: а кому это выгодно? Кому выгодна эта война, отнимающая силы и время, лишающая ум и без того ослабленной способности видеть истинного неприятеля?
Правда, получается не так уж сложно отыскать супостата? Преподобный Ефрем Сирин в “Толковании на Книгу Бытия” указывает, что дьявол всегда старается внести раздор, разделение в общество, чтобы воспользовавшись ограниченностью взгляда каждого, запутать и погубить по одиночке.
Помимо терминологической точности, важно желание по-настоящему видеть, быть, в хорошем, непрелестном смысле, прозорливым – то есть не растрачивать зрение попусту, смотреть в корень и природу вещей. На что предлагает смотреть Господь? Ответ на этот вопрос содержится в Евангелии. Что пользы, если человек, как ему кажется, видит законы устроения гармоничного мира, но не вопринимает боль конкретного человека? Что хорошего, если человек мыслит идеями абстрактного “вседержавного” царства, и спокойно проходит мимо несправедливо осужденного? Разве желание построить “город-сад” на чужих костях не есть патология зрения?
Конечно, можно вспомнить, что нет большей любви, если кто душу свою положит за други своя. Но это должен быть свободный выбор взрослой души, а отнюдь не пассивность в принятии назначения быть жертвой. Каждый мыслящий категориями державности готов ли стать той здоровой тканью, которую хирург вырезает, подчиняясь пресловутым законам онкологической областичности? Да и вообще, неготовность к подобной жертве, жертве ради призрачного благополучия не Церкви, не людей, а державы – это грех?
Митрополит Антоний Сурожский говорил, что если перед человеком явится Сам Господь и скажет сделать нечто, чему человеческое сердце не может сказать: аминь, не стоит этого делать, потому что Бог хочет от человека не поступка, а гармонии между им и Собой.
Время Великого Поста ценно и назидательно. Время Великого Поста позволяет снять пленки с глаз и ума. Ей, Господи, Царю, даруй нам зрети…