Вопросы о Таинствах Церкви: вопросы без ответа?
16 ноября в Москве завершилась V Международная богословская конференция « Православное учение о Церковных Таинствах». Она прошла на очень высоком профессиональном уровне. Было зачитано около 100 докладов не только ознакомительного, историко-богословского характера, но и ставящих актуальные, острые вопросы духовной, пастырской практики. Каково практическое значение этой конференции? Проблемы озвучены, но будут ли решения? Ни Круглый стол по вопросам сакраментологии, ни итоговые отчеты по секциям не дали ответов. Мы попросили известных московских священников разъяснить ситуацию.
Протоиерей Владислав ЦЫПИН, доктор богословия, профессор, заведующим кафедрой церковно-практических дисциплин МДАиС, Ответственный секретарь Учебного Комитета при Священном Синоде РПЦ:
К сожалению, невозможно было присутствовать на всех секциях, так как они шли параллельно. Я был докладчиком на секции «Таинство Евхаристии», и те, доклады, что я слышал, показались мне интересными и высокопрофессиональными. Также мне отрадно было видеть молодых богословов, которые зачитывали свои доклады и участвовали в дискуссиях.
Решения наша конференция не принимает, но обсуждение было интересным, порой острым. Высказывались мнения не только о теоретических, но и о практических моментах церковной жизни. Например, речь шла о подготовке к Причастию и о том, насколько часто лучше всего причащаться. Евхаристический пост и пост, предшествующий Причастию, это не одно и тоже. Первый относится к последним часам перед Причащением, а второй продолжается в основном три дня, есть варианты. История подготовки к Причащению показывает разные практики, поэтому не следует это догматизировать. Скажу от себя, что обязательность поста, продолжающегося несколько дней, ясным образом связана с редким Причащением, каковое и было в Синодальный период. Как правило, этот пост совпадал с календарным, причащались всего лишь раз в год на Великий Четверг. Более полноценно жившие церковной жизнью причащались в другие посты и в свои именины, перед этим они постились три дня.
Мне не хотелось бы давать всеобщие рецепты по этому поводу, есть разные практики, это зависит и от духовников. Но в целом, в наше время речь идет о более частом Причащении, в связи в этим вспоминается имя праведного Иоанна Кронштадтского. Хотя существует и другой очень серьезный подход с опасением, чтобы Таинство не превратилось в профанацию, в ритуал. Там приветствуется Причащение раз в год. Святитель Феофан Затворник советовал проявлять в этих вопросах разумную меру. Даже обращаясь к благочестивым людям, живущим напряженной церковной жизнью, он советовал причащаться дважды в Великий Пост, а также в каждый пост и на именины.
Протоиерей Валентин АСМУС, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе, кандидат богословия:
В задачу этой ежегодной конференции не входит давать какие-то ответы, рекомендации. Это место для того, чтобы задавать вопросы, обсуждать проблемы. Их сопоставление с широко и глубоко проработанным историческим материалом дало нам возможность по-новому взглянуть на эти проблемы. Думаю, конференция принесла пользу, прежде всего, ученым, богословам и пастырям. Когда будет издан сборник трудов конференции, – а это произойдет достаточно скоро, – эти материалы станут доступны всем, кто интересуется богословием. Из них можно будет почерпнуть много интересного, полезного. Кстати, эта, пятая по счету богословская конференция, была ближе предыдущих к живой церковной жизни, в ней больше всего сблизились теория и практика.
Для меня было важным, что здесь обсуждаются не только церковные, но и общественные проблемы и в то же время констатируется недостаточность пастырского воздействия на решение этих проблем. Очень многое в этих острых докладах звучало как призыв к пастырям усилить их деятельность в миссионерском направлении, в катехизации, воцерковлении нашего общества, потому что в нашей стране формально более 80% называют себя православными. На самом деле большинство из них не воцерковлены и не разбираются в церковном учении. Мы надеемся, что ответы и решения тех проблем, которые здесь прозвучали, будут создаваться самой церковной жизнью, а также, мы надеемся, в каких-то постановлениях священноначалия. По итогам этой конференции будет направлено письмо в Священный Синод.