Вопрос 21
Вопрос. Если отшедшие из этого мира в мир иной не узнают друг друга, то каким образом богач не только узнал Авраама и Лазаря и докучал им своими просьбами, но даже вспомнил и своих пятерых братьев, оставшихся в дому его (Лк 16:23 и сл.)?
Ответ.
1. Из всего того, что произошло с богачом и Лазарем, мы узнаём, что Христос привёл это повествование как притчу и образ, а не как случившееся на самом деле.
2. Ведь то, что это притча, мы можем обнаружить из следующего: во-первых, потому что до времени воскресения тел ещё никто не вошёл ни в геенну, ни в Царство Небесное1. Ибо когда тело богача находилось во гробе, какой сожигаемый огнём язык мог иметь он и какая капля воды могла погасить хоть на время охвативший его пламень?
3. Во-вторых, потому что те, которые были посланы во ад, не видят праведников, восхищенных на небеса и пребывающих в Царстве Божием, находящемся превыше небес. Кроме того, ещё не состоялось, как было сказано, окончательное решение о наказании и воздаянии ни относительно грешников, ни относительно праведников. Ведь разве может существовать сама правда Божия, если одна только душа без тела наказывается или увенчивается, когда в земной жизни душа вместе с телом либо грешат, либо преуспевают в добродетели2. И внемлем апостолу Павлу, научающему тебя о праведниках: …свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства (Евр 11:39–40)3. Ещё он говорит: Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал посредством тела, доброе или худое (2 Кор 5:10)4. Говоря о содеянном посредством тела, Апостол показывает, что душа ничего не совершает без тела, а также то, что души грешников до Страшного Суда пребывают в преддверии ада в частичной муке и тягостном ожидании; души же праведников равным образом наслаждаются некоей радостью и веселием в ожидании рая.
4. Здесь я могу также вспомнить и видение некоего святого мужа, который, ещё пребывая здесь в телесной храмине своей, поведал мне следующее: “Однажды я, усердно и с рачением прося в молитвах Бога дать мне знать относительно образа жизни и состояния души, отделившейся от тела, увидел в ночном видении самого себя, находящегося как бы в неком винограднике; тело же моё, отделившееся от меня, лежало на небольшом расстоянии мёртвым. И тогда я, пребывая в совершенном трезвении ума и рассудка, понял, что отделился от тела. Но, даже находясь в таком трезвении ума и полностью стряхнув с себя сон, я не мог представить себе и понять, в каком виде и образе нахожусь я вне тела; одно мне было только ясно: что бытиё моей души является реальным и непризрачным”.
5. Ведь нельзя считать, что душа после смерти рассеивается и исчезает, словно дым или облако, как душа и дыхание бессловесных тварей. Услышь Христа, научающего относительно реальности5 и бессмертия нашей души и глаголющего: Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить (Мф 10:28). Итак, души после смерти являются реально существующими; но они не предсуществуют телу, как то гласят басни последователей Оригена6. Ибо муж сеет в чрево жены не неодушевлённого человека, но одушевлённый человек зачинает совершенного одушевлённого человека. Ведь ни тело не предсуществует душе, ни душа — телу.
6. Если же, как то утверждают еретики, муж сеет во чреве жены только неодушевлённое тело, а душу этому телу не даёт7, то тогда бессловесные твари окажутся у Бога в большей чести, чем человек, ибо они сеют во чреве и зачинают полностью одушевлённое существо. Однако душа бессловесной твари есть жизненное движение, возникающее в крови посредством дыхания воздуха и имеющее бытиё из материальных стихий; когда животное умирает, эта душа в бессловесных тварях расторгается. Душа же человека есть сущность реальная, разумная, бессмертная и умная8; своё бытиё она имеет не из материальных стихий, но от Бога, и Он один знает, когда, откуда и как она возникает. И всякая душа, соединившаяся с телом, не является безначальной, но пребывает бесконечной.
7. Ведь и души зародышей или выкидышей после того, как они оформились, не умирают и не гибнут, но вместе с нами приводятся после Воскресения из мёртвых к Богу благодаря Его неизреченному действию и всесилию.
8. Вот всё, что мы можем вкратце сказать о душе — не в плане догматическом и не в качестве определения, но по любви. А остальное восполнят и исправят братья и учители во Христе, перед которыми мы робеем.
Вопрос 22
Вопрос. Сердца многих верующих тайно соблазняются и колеблются относительно Воскресения наших тел, поскольку они размышляют таким образом: как тело, которое съело множество диких зверей и исклевали птицы, или которое утонуло в море и было поглощено несметным количеством рыб, или ввергнуто в пучину и расторглось, — как подобные тела вновь соединятся в единое целое и воскреснут9?
Ответ.
1. Вера есть то, что объемлет всего христианина и все христианские таинства, а истинная вера есть безыскусное внутреннее согласие души на Богопочитание10, поскольку если мы начнём суемудро исследовать как речения и деяния Священного Писания, так и словеса и дела Божии, то погрузимся в пучину безверия.
2. И это я говорю тебе не только о воскресении из мёртвых, но и о самом изначальном творении нашем. Ибо если не примем Писания в простоте и безыскусности веры, то ввергнемся в бездну безверия. А оно гласит: И вот, взял Бог персть от земли и создал человека, и вдунул в лицо его дыхание жизни (Быт 2:7)11. Ещё здесь говорится: Глас слышах Тебе, ходяща в раи (Быт 3:10). Ведь поскольку Бог не имеет телесных рук, будучи нетелесным, как Он взял персть и создал Адама? Нет у Него ни рта, ни уст. Как же Он вдохнул в него дыхание жизни? Видишь, следует воспринимать Божественные Писания с безыскусной верой, иначе ты поддашься сатане, который тайно и постоянно засеивает в тебе распущенность помыслов суемудрия и неверия12. Но он пойдёт и дальше и не пощадит тебя, внушив тебе соблазнительные помыслы относительно Самого Бога.
3. Итак, прошу, давайте с верой принимать и учение о воскресении тел, потому что сказано: Наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут (Ин 5:25)13. Ибо если веруем, что Он есть Всемогущий и привёл человека из небытия в бытиё, то само собою разумеется, что Он легко сможет это создание, сотворённое Им и расторгнутое смертью в результате греха, вновь воссоздать и возобновить. Если веруем, как то сказал Давид, в руце Его вси концы земли (Пс 94:4), то даже если тело умерло, расторглось, было сожжено или поглощено кем-либо, всё равно в руце Божией — и огонь, и вода, и звери, и так далее, а потому Бог исторгает из них любое тело: и то, которое съедено, и то, которое было усвоено, и то, которое было поглощено волнами.
4. Ведь не к погибели ведёт Бог тело; и если оно было уничтожено множеством диких зверей или было расчленено по каким-либо другим причинам, тем не менее оно опять возвращается к четырём стихиям, из которых образовано. Я имею в виду: возвращается к тому, что свойственно солнцу, или к жару, к воздуху, или к холоду, к воде, или к влажному, и к земле, или к сухому14. И в них, словно в некоем хранилище, мёртвое тело, будучи отложено про запас, сберегается до дня Воскресения, в который Сила Божия вновь образует его из этих стихий так, как Она создала его в начале.
5. И послушай те доводы из области естествознания15, которыми я постараюсь убедить тебя относительно того, что умершее тело расторгается и разделяется на элементы. Жизненной и жизнетворной стихией как в людях, так и в бессловесных тварях и во всяком одушевлённом существе, является кровь, то есть горячее и деятельное движение огня; в неразумных тварях она связывает, держит вместе и движет три других стихии, а в человеке связывает и держит вместе душу и эти три стихии. А так как кровь есть как бы связь всего живого организма, то если её слишком много вытекает из человека или из животного, то сразу же умирает как животное, так и человек; а если она не вытекает, а из них просто уходит горячее и жизненное движение и действие, то тело их также сразу умирает.
6. Относительно того, что горячая стихия является порождающей жизнь и приводящей в движение, пусть убедят тебя яйца птиц, которые через нагревание обретают жизнь, одушевляются, приходят в движение и достигают своей полноты; равным образом котёл с водой, поставленный на огонь, вскипает, начинает бурлить и издавать звук кипения. Божественные Писания и Сам Господь, обращаясь к самарянке, называют то, что движется, бьёт ключом и шумит, “живой водой”16. Возможно, поэтому Давид говорит Богу: Яко у Тебе источник живота (Пс 35:10); ведь всякий источник отображает в себе нашу жизнь, смерть и воскресение. Ибо вода рождается из источника, подобно младенцу выскакивая из некоей таинственной и тёмной бездны; выходя на свет, она приводится в движение и сразу же начинает издавать звук. Затем она, наполнив котёл, становится как бы отторгнутым членом, сразу умирает, перестаёт двигаться и издавать звук. Но когда под котлом разжигается огонь, то вода, словно одушевляемая горячей стихией, быстро вновь возвращается к тому состоянию, в котором прежде находилась она, истекая из источника: бурлит и клокочет, издавая при этом звук.
7. Подобным же образом дело обстоит с растениями, деревьями и всяким семенем: если их не нагревает солнечное тепло, то они не пускают корней, не рождают жизни, не выходят на свет Божий и не производят плодов и побегов. Поэтому подобно тому, как зима через свою холодную стихию лишает растение плодов, а животных — чад и отпрысков, таким же образом действует и бесславие смерти17. Уступает холоду горлица, скрывается ласточка и замолкает соловей; люди же забираются в глубину своих жилищ, как бы в гробы, и жмутся к огню, словно прибегают к источнику жизни. Вследствие чего и тело наше, отделённое от жизни по причине охлаждения крови и ухода теплоты её, отделяется и от души.
8. Поэтому если ты проведёшь вскрытие тела сразу же после смерти, то ты обнаружишь в нём желчь, влагу и мокроты, но крови не найдёшь. Первой покидает мёртвое тело горячая стихия, затем — влажная, а после уже — холодная. В конце концов в гробу и в земле ничего не остаётся кроме сухой стихии, то есть той персти, которую Бог взял от земли (Быт 2:7). Земля овладевает только одним тем, что принадлежит ей, а три других стихии возвращаются в собственные места: горячая — к огню, холодная — к воздуху, а влажная — к воде. А когда произойдёт воскресение из мёртвых, то стихии по повелению Божию вновь соберутся к самим себе. Равным образом и душа придёт к ним, и восстанет человек в своей целокупности.
9. Когда же ты, увидев в гробу бездушный прах, будешь охвачен сомнением и в смятении задашься вопросом: как сей жалкий и мёртвый прах станет опять одушевлённым и целокупным человеком? — то тогда взгляни на самого себя и увидишь, что в тебе самом уже обретается образ воскресения тел. Ибо скажи мне, откуда восстал ты, став одушевлённым и целокупным человеком? Разве не из жалкого семени, малого и нечистого? Разве не восстал ты силою Божией из материнской утробы, словно из гроба18?
10. Если же отсутствие души у праха ввергает тебя в неверие, и ты мучаешься вопросом: как бездушное вновь возродится и станет одушевлённым? — то и относительно этого ты имеешь множество примеров, начиная с творения и вплоть до нынешнего дня, показывающих, как из неодушевлённых вещей рождаются и восстают существа одушевлённые. Например, неодушевлённым является солнце, но от него, как неоднократно говорилось, происходит одушевлённое движение всех тел. Воды также являются неодушевлёнными, но из них рождались и рождаются до нынешнего дня одушевлённые живые существа; также благодаря неодушевлённым вещам птицы окрыляются и обретают способность летать. И земля неодушевлённа, но из неё возникают различные зверьки и пресмыкающиеся. Наконец, воздух также бездушен, но и он доныне порождает крохотные живые существа, которые имеют крылья, а также летающих комаров и мушек.
11. Итак, взирая на восстание всех этих одушевлённых существ из неодушевлённых вещей, обрети веру в то, что силою Божией осуществится воскресение и твоего бездушного праха и истлевающей плоти, которая вновь станет одушевлённой. Ибо Тот, Который одним только Советом и Словом Своими привёл из небытия в бытиё нетелесные Силы, небо, землю, море и всякую зримую и незримую тварь19, Он тем более с лёгкостью и беспрепятственно, Словом и Властью Своими восстановит и воссоздаст тела мёртвых — тем образом Творец повелит восстать им, о котором Он один знает.
Вопрос 23
Вопрос. Каким нам следует представлять нынешнее бытие рая: является ли он воспринимаемым чувствами или умопостигаемым, тленным или нетленным?
Ответ.
1. Мы находим у толкователей множество мнений относительно этого. Одни говорят, что он совершенно тленный, другие, наоборот, что является совершенно нетленным, а третьи утверждают, что рай по своему устроению представляет нечто среднее: он не является ни целиком тленным наподобие наших садов или плодов, подтачиваемых червями, гибнущих и гниющих, но и ни целиком нетленным, то есть не является совершенно невещественным и духовным, наподобие будущего нетления и бессмертия. Или как говорит один святой муж: “Каким был первый человек, ставший средним между тлением и нетлением, таким был и ныне ещё является рай”20.
2. Мыслящие так, по нашему мнению, говорили хорошо. Ведь если бы рай был совершенно подобен прочим садам, то почему Христос даровал благоразумному разбойнику некий особый образ жития в раю как начало воздаяния обещанных благ21? Почему апостол Павел, удивляясь своему восхищению в рай, сказал, что там он был введён в таинство неизреченных слов (2 Кор 12:4)22?
3. Следует знать, что некоторые полагают, будто можно говорить следующее: как Писание высказывается относительно двух Иерусалимов — земного и небесного, и двух миров — зримого и постигаемого умом, таким же образом существуют и два рая: один — духовный, в котором пребывают и благоразумный разбойник и апостол Павел, и где находятся также души праведников, а другой — постигаемый чувствами, откуда проистекают на землю воды Нила и Евфрата. В этом последнем раю находятся змий, райские растения, Адам и Ева; ведь если мы скажем, что и змий, и воды Нила и Евфрата суть духовны, то ниспровергнем и разрушим Божественное Писание23.
Вопрос 24
Вопрос. Что означают слова: Непрестанно молитесь (1 Фес 5:17)? Ведь человеку, живущему в мире и заботящемуся о доме и чадах, невозможно молиться непрестанно.
Ответ.
Апостол говорит здесь совсем не о молитве, изрекаемой устами, как и Христос глаголет: Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Пославшего Меня (Мф 7:21; Ин 6:38–40)24. А поэтому тот, кто постоянно творит добро, — либо совершая благодеяния, либо исполняя другие служения по Богу, — тот и непрестанно молится. Ибо можно молиться и на ложе, и в пути, и за трапезой, и на рынке, и в любом месте25.
Вопрос 25
Вопрос. Сколькими способами случаются в человеке блуд и истечения во сне?
Ответ.
Как говорят Отцы, четырьмя. Во-первых, блудные видения и истечения во сне происходят от естественного разжигания плоти, возникающего вследствие обилия пищи и пития, многоспания и праздности. Если человек избегает этого, тогда в нём происходит, по попущению Божию, указанная блудная брань либо вследствие превозношения, либо вследствие осуждения других, впадающих в грех, либо вследствие зависти бесов, которые видят его преуспеяние по Богу. Ночное истечение случается с нами либо по причине надменности, либо от немощи нашей духовной силы, либо от лукавой привычки плоти, пообвыкшей в блуде26.
Вопрос 26
Вопрос. Почему среди нас, христиан, как мы часто видим, имеется столь большое количество, по сравнению с некоторыми другими неверующими народами, прокажённых, страдающих подагрой, эпилепсией и некоторыми другими болезнями?
Ответ.
1. Относительно этого некоторые считают, что поскольку Бог любит нас, постольку Он и попускает случаться с нами таковым страданиям. Однако подобное объяснение разделяется не всеми. Что же касается меня, то я полагаю, что эти болезни иногда передаются от предков, иногда зависят от воздуха, а иногда происходят от излишне многообразной и изобилующей водой пищи, а также от неумеренного употребления вина и многоядения.
2. О том, что воздух является причиной болезней, свидетельствуют илиоты27, у которых никогда не бывает подагры. А о том, что неправильная диета, в отношении как еды, так и пития, производит болезни, свидетельствует род иудеев. Ибо они, когда роскошествуют в своём образе питания, в обилии употребляя мясо и похлёбку, а также упиваясь вином, страдают, наподобие нас (и даже более, чем мы), проказой, подагрой и беснованием. Что же касается арабов, то они, придерживаясь более сухой диеты, а также от рождения проводя жизнь на свежем воздухе, в пустыне и сухом климате, не являются столь немощными, и среди них не очень много страдающих подагрой, болезнями ног и беснованием. И множество других народов, поклоняющихся идолам, не имеют таковых болезней благодаря большой сухости своего питания, а также вследствие чистоты и мягкости воздуха.
3. Однако, ты, вероятно, спросишь: что же получается? Значит, вследствие роскоши, неги и разнообразных яств кто-нибудь становится эпилептиком или бесноватым? — Послушай же Христа, говорящего о некоторых бесноватых: Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мк 9:29). Но если род сей выходит от поста, то, следовательно, входит он, по попущению Божиему, от неги, роскоши и других телесных причин.
4. И незадолго до захвата Кипра28 некий философ и искусный врач, оказавшись в гробнице святого Епифания, увидел здесь много страждущих. Он сказал, что с помощью Божией может исцелить некоторых из них посредством строгой диеты и постоянного очищения носа. По благословению архиепископа, он принялся за это дело и действительно исцелил множество болящих.
Вопрос 27
Вопрос. Всеми весьма усердно исследуется следующее затруднение: почему некоторые с самого рождения и младых лет являются по природе кроткими, а другие — вспыльчивыми; одни — жизнелюбцами29 и склонными к распутству, а другие — женоненавистниками и подвизающимися в воздержании; одни суть по природе щедры, а другие — жёсткие в общении и скупые? И не только: почему одни от природы являются людьми благосклонными и разумными, а другие — ленивыми и глупыми, и так далее?
Ответ.
1. Об этом подробно сказано нами в особом сочинении30, в котором мы, начиная со стран восхода солнца и дойдя до областей захода его, а затем рассмотрев северные страны и вернувшись по кругу на восток, показываем, что не Бог делает какого-либо одного человека от рождения целомудренным, а другого — блудником, одного — вспыльчивым, а другого — долготерпеливым, но причинами подобных различий являются особенности рода и места рождения, а также неодинаковые смешения областей, стихий и воздухов, перемены и чередования времён года. Наконец, и естественные причины следуют за стихиями тела. И если при зачатии ребёнка обнаружится (благодаря тем или иным причинам, различным местам, смешениям и временам года) прилив тёплой стихии, то рождается человек от природы горячего темперамента, щедрый и жизнелюбивый. А если зачатие происходит при движении холодной стихии, то рождённый обнаруживает более прохладный темперамент и более чистый нрав. Кроме того, следует сказать и относительно двух других стихий: сухое порождает гневливого, сурового, трезвого и грозного человека, а влажное — ленивого, медлительного, прожорливого и нечистого человека.
2. Если же мы скажем, что благодаря повелению Божию один человек, рождаясь, бывает целомудренным, а другой — распутным, проворным на блуд или гневливым, то Бог окажется причиной страстей, а также лицеприятным, поскольку Он одного человека творит добрым, а другого лукавым. И не только. Ведь в таком случае целомудренный окажется недостойным награды на небесах, поскольку Бог создал его добрым по природе; также и блудник или скорый на гнев человек не будет достоин наказания, ибо от Бога он является таковым.
3. Поэтому подобные свойства личности, полученные от природы, как, например, кротость, рассудительность или целомудрие, которые эллинские глупые мудрецы и астрологи считают возникшими в людях вследствие различного движения звёзд, признаются святыми Отцами не добродетелями, а естественными преимуществами и превосходствами.
4. Впрочем, как было сказано, мы изложили это более подробно в другом нашем сочинении.
Вопрос 2831
Вопрос.
1. Всякое человеческое естество бывает потрясённым, видя множество страшных и ужасных вещей, случающихся при смерти людей. А потому просим объяснить нам, хотя бы частично и насколько это возможно, почему многие из людей, имеющих власть, и царей, которые являют себя злыми, а также многие из учителей лукавых и безбожных учений и ересей, которые наносят ущерб почти всей вселенной, живут весьма долгое время, успевая за столь продолжительный срок погубить многие души и народы? Другие же, будучи благочестивыми и возвещая всему миру о христианской добродетели и благочестии, а таким образом становясь причиной спасения для многих душ, живут недолгое время и часто умирают в молодости. Также есть и некоторые из язычников32, возжелавшие принять святое крещение, но умершие за один или два дня до него и своего спасения, а потому отошедшие в ад. Известны ещё и те, которые в течение пятидесяти или восьмидесяти лет просияв признаками и знамениями святости, затем впадают в какую-либо ересь или блуд и тут же умирают, оставшись во зле.
2. Бывает, что безбожный властитель, впав в немощь или выступая походом на войну, обещает сам себе, что если он вернётся с победой или восстанет с одра болезни, то закроет церкви, а идольские храмы откроет — и так решивший остаётся жив и открывает капища. Другой же тиран обещает противоположное: если восстанет с одра и избавится от болезни, то он откроет храмы, а капища закроет; также обещает, что совершит много добрых деяний и освободит пленников. Затем он пишет завещание относительно этих благодеяний, заверенное свидетелями, но не восстаёт с одра и ещё пребывая во грехах, умирает, а ни одно из этих благодеяний не осуществляется.
3. И каждый день можно видеть великое множество подобных вещей, вследствие которых язычники считают, что мир лишён Божиего Промысла33, а верующие часто испытывают колебания в душе относительно праведности судов Божиих, не осмеливаясь высказать их кому-либо, а только соблазняясь внутри самих себя и этими соблазнами сжигая своё сердце.
Ответ.
1. Для объяснения этого следует вспомнить то, что сказано в писаном законе: Вышних себе не ищи, и крепльших себе не испытуй (Сир 3:21). Также мы знаем, что хотя написано: Судьбы Господни бездна многа (Пс 35:7)34, но пророк Давид глаголет, что Бог делает известными оправдания и судьбы Своя Израилеви (Пс 147:8). Подразумевается здесь Израиль духовный, по Христу. Слово же Израиль толкуется как “ум, зрящий Бога”35. А поэтому кто может зрить Бога, будучи просвещённым от Него Святым Духом, тот также может понять и некоторые из судов и тайн Его. Ибо Дух все проницает, и глубины Божии (1 Кор 2:10). Если же кто задаст вопрос: Кто познал ум Господень? (1 Кор 2:16), то на него апостол Павел и живущие по Павлу отвечают: “Мы имеем ум Христов” (1 Кор 2:16). Также и Иеремия изрекает: Аще не открыет наказания Своего к рабом Своим пророком (Ам 3:7)36.
2. Если же в законе открыто, как говорит Давид, безвестная и тайная премудрости Его (Пс 50:8), то тем более это открыто пребывающим в благодати, которые узнали то, что не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку (1 Кор 2:9). Ведь они вошли в некие Божественные и непостижимые тайны, во что желают проникнуть Ангелы (1 Пет 1:12), как свидетельствует Писание; они являются обителью Сына и Отца вместе с Духом, согласно обетованию Христову, гласящему: Мы, Я и Отец, придем и обитель у них сотворим (Ин 14:23)37. И опять Писание гласит: Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть (Мф 11:27).
3. Стало быть, если Сам Бог и Вседержитель каким-то духовным образом открывает это достойным Его, то разве не более открывают словеса Писания тайны творений Его? Если и недостойным эллинам Бог частично открыл и сделал известным, для их обращения и Богопознания (если можно так сказать) тайны неба и земли, звёзд, солнца и луны, моря, бездны и стихий, тел и духов, то разве не более открывает Он тайны тем, в которых обитает?
4. Много было от века исследований и изысканий об этих и подобных им судах Божиих. И не только об этих, но некоторые, например, пытались понять, почему муж святой, идя куда-нибудь, вдруг умирает, другой столь же неожиданно отдаёт душу в бане, третий, принимая на трапезе чашу с вином, вместе с ней испивает и чашу смерти. Бывает, что женщина умирает при родах, а другая, будучи непорочной девой, сходит в могилу в день своей свадьбы и радости. Случается также, что некий муж, могущий спасать души многих и праведно подготовившись к принятию священства, умирает, не болея, на третий день. Всему этому пусть внимает тот, кто с верою может вместить (Мф 19:12) и без сомнений принять разрешение таких вопросов в соответствии с научением святых Отцов.
5. В начале Бог, сотворив небо и землю, моря и всю эту зримую тварь, устроил её необыкновенным образом из четырёх стихий (как говорилось об этом уже ранее), то есть из огня и воды, воздуха и земли; из них же составлено тело и нас, и животных. И Бог даровал, как Он Сам того пожелал, этим четырём стихиям, словно неким военачальникам и руководителям, управлять, вести и руководить естеством тел, рождённым и устроенным ими как некими отцами. Отсюда понятно то, что все земные тела, растения и животные, а также всё одушевлённое и неодушевлённое, приводятся к смешению воздухов и стихий, делаются, переделываются и смягчаются этими стихиями, одушевляются, живородятся и приводятся во истление благодаря им.
6. Если тебе кажется сомнительным сказанное, то поведай мне, почему умирают, как это часто можно видеть, животные, птицы и рыбы морские, которые ничем не согрешили перед Богом? Итак, и наше человеческое тело, взятое от земли, будучи единосущно им, является смертным, тленным, страстным и вещественным, образуясь из тех же стихий, из которых образовались и прочие живые существа; и оно, как кажется мне, по данному изначала Божественному повелению и благодаря Слову Божию этими стихиями, словно некими родителями, управляется и руководится, растёт и живёт, болеет и оканчивает своё существование. Под жизнью и кончиной я подразумеваю то, что производится благодаря Силе Божией из соединения или разделения стихий38.
7. Ведь насколько я знаю, можно говорить о трёх разрядах смерти. Первый, когда смерть отдельного существа происходит под действием общего закона. Второй, когда она наступает не в соответствии с естественным порядком следования воздухов или стихий, но когда посылается либо по Божией угрозе, прозвучавшей относительно недостойно приобщающихся коринфян (см. 1 Кор 11:27–30)39, либо по Божиему гневу, как то случилось с первенцами египетскими (см. Исх 12:29). Третий разряд, когда по неизреченному суду Божиему люди — как неправедные, так и праведные — умирают либо нечаянно упав, либо удушенные внезапным приступом болезни, либо погребённые под развалинами дома, как это произошло с сыновьями Иова (Иов 1:18–19). Равным образом мы знаем, что есть два различных вида жизни: первый, когда она возникает естественным образом по общему закону благодаря благочинному и нормальному управлению стихий, происходящему, как я уже неоднократно говорил, по Промыслу Божиему; второй вид — богодарованная жизнь, то есть предоставленная Богом, как, например, данная после болезни Езекии в течение пятнадцати лет (4 Цар 20:6), или жизнь, дарованная Лазарю после воскрешения (Ин 11:43–44), а также жизни других таких же праведников.
8. Кроме того, следует знать, что Бог, владычествуя над живыми и мёртвыми, над естествами и стихиями и вообще над всеми, когда пожелает, прибавляет жизнь каждой из тварей, а когда повелевает, то и на праведников навлекается смерть. Так, Он глаголет Моисею: Да приложится Аарон к отцем своим (Чис 20:24)40; ещё Он изрекает, обращаясь опять к Моисею: взыди на гору (Чис 27:12) и умри41. Мне кажется, что годы жизни Навуходоносора, Давида и других великих царей народов и языков часто приумножаются или, наоборот, уменьшаются по попечению Божиему о достоинстве того или иного народа. Часто также и некоторым праведникам, которые с течением времени намереваются лишь всё более и более духовно преуспевать, Бог прибавляет годы сверх естественной жизни тела.
9. Однако ныне речь наша идёт не о редких случаях продления или уменьшения Богом жизни, а также не о преждевременной или продлеваемой Им кончине некоторых людей, но о жизни и смерти наших тел, которые общи всему роду человеческому. Почему, например, в областях со здоровым климатом много случаев долголетия, а в других, с вредным климатом, жизнь людей кратковременна? Почему в некоторых местах смерть во время эпидемий пожинает обильные плоды свои, а другие места, населённые нечестивыми народами, совсем не ведают этого печального опыта повальной смерти? И вследствие чего часто в одном и том же эллинском, варварском или неверующем роде некоторые люди, будучи злыми, являются многочадными, а другие, будучи благими, совсем не имеют детей? Опять же, по какой причине некоторые благочестивые люди живут краткое время, а другие, являясь лукавыми, часто оканчивают свою жизнь, отучнев годами? И ради чего одни неожиданно похищаются из жизни и умирают, не оставив завещания и не произнеся ни одного слова, а другие, продолжительное время пребывая в немощах, таким образом и оканчивают свою жизнь, оставив завещание?
10. Чтобы разрешение и изложение поставленных вопросов стало по благодати Божией более ясным и внушающим доверие, представим некий град или область, нечестивую и беззаконную, которая вся служит диаволу, а о том, что есть Бог, совсем не ведает; наоборот, приносит поклонение гнусным, облепленным мухами камням и населённым обезьянами деревьям. А теперь скажи мне ты, считающий, что есть предначертанное заранее Богом ради пользы людей предопределение о границах жизни каждого человека, почему и ради чего одни из жителей этого нечестивого града доживают до столетнего возраста, а другие — только до пятидесятилетнего? Почему одни бездетны, а другие — многочадны, одни испускают дух, находясь на своих ногах, а другие — на одре, одолеваемые многими болезнями? Почему одни расстаются с телом часто на пятый или десятый день в душевных борениях и внутреннем смятении, а другие мирно и радостно отдают свою душу? Скажи мне, наконец, вследствие чего одни из всех этих нечестивцев и лукавых проводят всё время жизни своей в здравии, а другие — пребывают в многострастных болезнях; одни имеют много детей, а другие их совсем не имеют; одни оканчивают свою жизнь, находясь в движении, а другие — лежа неподвижно на одре болезни? Почему одни покидают эту жизнь, достигнув столетнего и даже двухсотлетнего возраста, а другие — ещё сосущими материнскую грудь?
11. Итак, кто думает и говорит о предопределённости времени жизни каждого человека, нападает тем самым с обвинениями на Бога. Ведь если Бог заранее ведает обо всём (а таковым Он и является)42, то почему Он одному человеку, являющемуся идолопоклонником, предопределил пятьдесят лет жизни, а другому такому же, как ты говоришь, сто лет? Почему Он чистого младенца, невиновного в идолопоклонничестве своего отца, исторгает из жизни? Ибо если это происходит по предопределению, то Бог окажется лицеприятным43, поскольку Он одного человека исхищает из жизни чистым, а другому предопределяет пятьдесят лет жизни, заранее зная, что тот потратит это время на идолопоклонничество.
12. Однако мы ответим, что дело обстоит не так (ни в коем случае!), и Бог никогда не будет причиной зла, как это гласят мифы манихеев. Ведь они говорят, что благой и праведный Бог предопределил жизнь людей благих и праведных, а бог лукавый, как гласит этот миф, является создателем рождения и смерти людей нечестивых и лукавых44. Священный и апостольский учитель Климент в первом “Слове” своего сочинения “О Промысле и Правосудии Божием”45 говорит так, что хотя Бог, будучи всесильным, может и ныне творить людей наподобие того, как Он создал Адама, однако Он не делает этого, поскольку однажды даровал человеку способность рождать других людей, сказав естеству нашему: раститеся и множитеся, и наполните землю (Быт 1:28). Подобным же образом, по словам Климента, Бог, благодаря Своей воспроизводящей и промыслительной Силе, домостоительно управил тем, чтобы расторжение и кончина тел происходили по некоей естественной последовательности и чину вследствие смешения и изменения стихий, соделав это в соответствии со Своим сущностным Боговедением и Постижением.
13. Ты услышал высказывание священного Отца, который научает в соответствии с другими Отцами46, что как Бог Своей всеблагой и промыслительной Силой вложил в наше естество рождение через плоть, которое производится той же Силой Божией из стихий, равным образом происходит и расторжение этих стихий и смерть. Поэтому когда ты видишь неких нечестивых людей, доживающих до самого преклонного возраста, а других, благочестивых, живущих лишь краткое время, не думай неподобающим образом о Боге, зная, что Промысл Божий домостроительно управляет и руководит естеством и смешением стихий и воздухов: согласно этому домостроительному действию Его происходит всё зримое естество скотов, птиц, рыб и людей, а также рождение, расторжение и смерть тел. Отсюда мы видим, что когда случается разрушение влажной стихии, то само по себе гибнет и множество рыб, а когда засуха обрушивается на землю, то бывает падёж скота. Если воздух становится слишком холодным, то гибнут птицы, а если, по попущению Творца, на земле раскаляется стихия огня, то под смертоносным бичом её погибают люди.
14. Вследствие чего одни области через благоприятные движения, должное обилие и недостаток, а также благодаря соразмерным смешениям и хорошим качествам стихий, не знают смертоносных угроз, и здесь часто преобладают чистые, незагрязнённые и лечебные воздухи и воды. Об этом свидетельствуют иерихонские воды, бывшие до Елисея бесплодными и смертоносными; поэтому пророк, оздоровляя их, сказал: Сице глаголет Господь: исцелих воды сия, не будет от них ктому смерти и неплодства (4 Цар 2:21). Ты слышишь из свидетельства пророческого и Божественного высказывания, что Устанавливающий для нас пределы жизни соизволил, чтобы иногда и воды бывали для людей причинами смертей и бесчадия, так же как, например, египетские воды являются, по утверждению некоторых знатоков, способствующими плодовитости и благополучному разрешению от бремени. И если телесные смерти случаются по соизволению Божиему вследствие нездоровых вод, то, разумеется, они бывают также и вследствие либо чрезмерного изобилия, либо недостатка прочих стихий.
15. Если это не так, то скажи мне, ради чего Бог умудрил людей во врачебном познании, предуготовил для них лекарственные растения, а также все виды исцелений, благодаря которым, как я полагаю, врачи часто по Промыслу Божиему спасают от смерти человека? Следует обратить внимание на то, что наиболее сведущие из древних торговцев рабами расспрашивали философов и самых знающих из врачей относительно свойств воздухов и стихий различных местностей, а также относительно того, в какой земле необходимо покупать тех рабов, которых они собирались перепродать на востоке или на севере так, чтобы эти рабы не умерли здесь вскоре. Подобным же образом работорговцы поступали и в отношении всех прочих областей, словно опытным путём узнавая, какие местности, воды и воздухи являются приводящими к быстрой гибели перемещаемых из других стран рабов47.
16. Некоторое время назад, оказавшись у Мёртвого моря, в пределах Зоорон и Четырёх башен48, где воздух казалось бы является тягостным, губительным, знойным и вызывающим нагноения для любого киприота, я нашёл там пленников из распределявшихся государственной властью, которые все были киприотами. И когда я, удивившись, задал вопрос о причине такого странного явления, то управляющие здесь тотчас ответили, что, кроме киприотов, другие рабы не переносят здешний климат. Ибо, по их словам, присланные сюда из других областей рабы в течение краткого времени все гибли и умирали.
17. Поэтому из сказанного ясно узнаётся, что Бог, Создатель и Творец всяческих, Который изначала даровал каждому тварному естеству присущую ему способность действовать, Он же, по Своему Промыслу, Ведению и Расположению, дал тварям и стихии, чтобы управлять рождением и ростом, жизнью и смертью наших тел. И посредством них (я имею в виду четыре стихии) происходит — от движения или недостатка, от возрастания или разделения их — смерть тела. В определённый час или момент горячая и животворная энергия крови по какой-то причине уходит из тела, и человек, состоящий из стихий, сразу же умирает, будучи приводимым в жизнь и расторгаемым божественной Силой, действующей через эти стихии.
18. Вследствие этого некоторые умирают во младенчестве, а другие оканчивают жизнь, по некоей естественной причине и из-за взаимного оттолкновения стихий, ещё будучи на стадии утробного развития, поскольку в них делается бессильной и прекращается жизненная и горячая энергия крови, не могущая животворить тело. Ибо, как уже было сказано, стоит только этой горячей и движущей энергии прекратиться в крови, как сразу же и жизнь отделяется от тела. Поэтому и происходит внезапная смерть: одни неожиданно испускают дух в пути, другие же кончают свою жизнь во время трапезы. По той же причине некоторые нечестивцы доживают до глубокой старости, а люди благочестивые живут недолгое время; некоторые намеревающиеся совершить благие дела не успевают осуществить свои благодеяния, поскольку их упреждает смерть, а некоторые нравственно безупречные люди умирают, впав в грех и не покаявшись. Мне кажется, что во всякой области, в которой долго хранятся брашна и семена, в ней же и долго сохранятся в здравии человеческие тела, и наоборот.
19. Именно поэтому и некоторые благочестивые чада быстро предаются земле, а дети людей нечестивых являются долгожителями; также поэтому в одном городе, охваченном смертоносной эпидемией, умирают дети, в другом — взрослые люди, а в третьем — женщины и старики. При таких эпидемиях люди умирают по-разному: некоторые кончают свою жизнь, поражённые чумой, а другие — истощённые лихорадкой; порой же причиной смерти бывает горячка, а порой — хронический плеврит. Случается это соответственно движению воздуха и стихий, а также вследствие излишества или недостатка их в определённых местах или областях, однако подобные смерти случаются не без ведения Божия, поскольку изначала Богом дано было движение стихий, их различное распределение и действие.
20. Опять же поэтому, как мне кажется, некоторые благочестивые женщины, например Сарра, Ревекка и Анна, оказываются бесплодными и наоборот, женщины нечестивые — многочадными. Пожалуй, я осмелюсь сказать, что вследствие такой же некоторой естественной и богозданной последовательности и причине тел, какая-нибудь женщина последовательно сочетается браком с десятью мужами и всех их хоронит, сама при этом находясь в расцвете жизненных сил и оставаясь способной к чадородию. Равным образом и какой-либо мужчина по той же самой причине сочетается последовательно браком с несколькими женщинами и всех своих жён хоронит.
21. Некоторые говорят, что таким же образом, то есть вследствие смешения, особого распределения, своеобразной сути и различия стихий одни люди, будучи святыми, многие часы и дни борются за жизнь на смертном одре, мучительно исторгая душу из уз тела, а другие, являясь злыми, мирно и непостыдно разлучаются с телом. Свидетельство тому — смерть больных плевритом: они, будь то люди нечестивые или богобоязненные, непостыдно умирают, до конца вкушая пищу, утоляя жажду и сохраняя способность речи. Эта болезнь возникает по причине преизобилия влажной стихии, которая быстро оттесняет жизненную теплоту крови и приводит к безболезненному отделению души от тела.
22. Ещё я повторяю тебе в третий или четвёртый раз, что больше всего смертных случаев происходит вследствие избытка крови. Во-первых, младенцы часто умирают потому, что температура тела их превышает норму. Во-вторых, весной, во время Пасхи, когда случаются приливы и оттоки крови, тогда и происходят различные смерти от всяких эпидемий. В-третьих, многие из расстающихся с жизнью умирают при заходе солнца, когда становится холоднее и вечерняя прохлада оттесняет жизненную энергию крови, чрезмерно охлаждая человека. Вследствие чего, если рассечёшь только что умершего человека, то обретёшь лишь три стихии: флегму, влагу и желчь, но крови в нём не найдёшь.
23. Впрочем, пусть завистливый слушатель не спешит с упрёками относительно сказанного нами, полагая, что подобными рассуждениями мы тайно вводим учение о самопроизвольности происхождения всего и о роке49. Но с нами всегда пребывает Изрекший: Ни одна из малых птиц не бывает без ведения о том Отца вашего Небесного (Мф 10:29)50. А Иов говорит: Ибо в руце Его душа всех живущих (Иов 12:10); также сказано: Яко в руце Его вси концы земли (Пс 94:4) и держе и перенося все словом и мановением силы Своей (Евр 1:3).
24. Однако этот Сам Творец и Промыслитель всяческих, Который управляет и руководит всем посредством мановения Силы Своей, устроил человека как изначала двойственное существо — я имею в виду состоящим из бессмертной и умной души и из сложного и материального тела. И вложил в него два сущностным образом пребывающих в нём естественных и управляющих начала. Душе Он даровал в качестве руководителя самовольное произволение, чтобы оно, как оно само пожелает, вело душу либо к добродетели, либо к пороку, а Бог при этом не нёс ответственности за подобные поступки; телу же по соизволению Божиему51 было даровано руководство и управление, осуществляемое посредством стихий. И подобно тому, как Бог издавна и изначала сообщил солнцу согревающее и сжигающее действие, луне — способность светить по ночам, земле — способность производить и произрастать семена, растениям — возможность плодоношения и созревания, животным — возникновение через соитие, и сказать проще: сообщил каждому естеству свойственное ему действие, то таким же образом и по тому же ведению Бог даровал, как это кажется мне, и стихиям тела руководство и управление, при посредстве которых это тело живёт и умирает.
25. Нам совершенно необходимо знать об этом, дабы когда видишь людей нечестивых, живущих долгое время, а благочестивых — пребывающими здесь лишь краткое время, или одного внезапно умирающего, а другого — неожиданно долго живущего в полном здравии; когда видишь, что все чада человека богобоязненного умирают, а сыновья нечестивца достигают глубокой старости, или что человек богоугодный многие дни на смертном одре пребывает в агонии, а язычник мирно и спокойно оканчивает свою жизнь; когда видишь, что святая женщина бесплодна, а язычница многочадна, или что в одной области, населённой людьми благочестивыми, непрестанно случаются смерти, а в другой, населённой язычниками, никогда не происходит никаких пагубных эпидемий; или, чтобы сказать кратко, когда ты видишь такие и подобные им страшные и невероятные события, не трепещи от ужаса и не мысли о Боге что-либо неподобающее или богохульное. Из сказанного ты точно узнал, что всё это и подобные им вещи происходят не помимо всевидящего и промыслительного ведения Творца; не происходят они и иным каким-либо образом, кроме как посредством дарованного изначала Богом и благоустроенного управления и чина созданного Богом стихий и естественного руководства их.
26. Впрочем, все это сказано нами не в качестве чёткого определения и не из желания поспорить, но в качестве предмета для обсуждения и предположительно. И просим людей более сведущих восполнить наши недостатки, давая им на то наше согласие.
Перевод с греческого А. Сидорова
1Преподобный Анастасий в данном случае, говоря о всеобщем телесном воскресении, опускает момент Частного Суда. А на этом Суде “Господь даёт праведным душам временное и неполное блаженство, а грешным — временные и неполные муки. При этом Бог смотрит на всецелое нравственное состояние души в момент смерти: на всё содержание души, с которым она вошла в загробный мир. Решающее значение здесь имеет отношение человека во время жизни на земле к Троичному Божеству, к спасительному подвигу Господа Христа и к Богочеловеческому Телу Его Церкви. Притча Спасителя о богаче и Лазаре ясно показывает, что после смерти сразу же совершается суд над душою всякого человека, после которого она отходит или в место блаженства и радости, или в место мучения и печали (Лк 16:23–25). И то и другое место отводится человеку в зависимости от его земной жизни (Лк 16:25)”. — Преподобный Иустин (Попович). Догматика Православной Церкви. Эсхатология. М., 2005. С. 29. Кроме того, “без сомнения, усопшие и узнают друг друга на том свете. Без этого и самое блаженство их не имело бы возможности до воссоединения душ с телами полноты. Евангельский богач, находясь в аду, увидел и узнал Лазаря, бывшего в недоступном для него лоне Авраамовом. Пророческие изображения сошествия во ад царей вавилонского (Ис 14:9–10), египетского (Иез 32:21) и ассирийского (Иез 31:16–17) показывают, что находившиеся в шеоле узнавали друг друга, что приложимо, конечно, и к состоянию праведных”. В Священном Писании место усопших праведников называется по-разному (раем, Царством Небесным и т. д.) и “всеми эти наименованиями мест обитания душ отшедших праведников указывается лишь идея близости праведных душ к Богу и блаженного их единения с Ним, отвлекается мысль от чувственных представлений этого места <…> Нам полезнее и необходимее знать, что есть рай, нежели знать, где это место находится”. Место обитания умерших грешников в Ветхом Завете называется шеолом, а в Новом Завете — адом. «Нет необходимости понимать под адом только посмертное мучительное состояние душ грешных без указания на пространство, так как душа человека не вездесуща. В неизмеримом пространстве мира не все области бытия качественно одинаковы, и души грешников обитают не там, где души праведных, а в худших — “в местах осуждения и гнева Божия” (Прав. Испов. 68)». — Протоиерей Н. Малиновский. Очерк православного догматического богословия. Т. II. М., 2003. С. 272–277.
2Эта идея восходит к истокам святоотеческой эсхатологии. Так, согласно учению святого Иустина Философа и Мученика, “верно же и несомненно то, что не одна душа сама по себе соделывает что-либо доброе или злое, а всегда совместно с плотию как своей нераздельной спутницей и сотрудницей. Составляя собой одно нераздельное единство, а именно одного и того же человека, без чего последний не был бы человеком, душа и плоть совместно, например, так или иначе относятся к вере и средствам спасающей благодати, одним словом так или иначе совместно трудятся на поприще нравственной деятельности, наподобие того как пара волов, запряжённых в одно ярмо, совместно так или иначе пашут на ниве. А это самое, согласно с правдой Божией, необходимо требует как того, чтобы совместно плоть и душа получили заслуженное воздаяние, определённое Богом в лице человека не одной душе, но и плоти, так и того, чтобы плоть, с преимущественно ей данным обетованием нетления, воскресла, без чего она не могла бы вместе с душой участвовать в воздаянии”. — Епископ Сильвестр (Малеванский). Опыт православного догматического богословия (с историческим изложением догматов). Т. V. Киев, 1897. С. 370.
3Согласно святителю Иоанну Златоусту, “чтобы не казалось, будто они (праведники, жившие и скончавшиеся давно — А. С.) имеют преимущество перед нами в том, что увенчиваются первые, (Бог) определил увенчать всех в одно время, и тот, кто победил за столько лет, получит венец вместе с тобою <…> Они предупредили нас в подвигах, но не предупредят в получении венцов; и это не есть несправедливость к ним, но честь нам, так как и они ожидают своих братьев. Если все мы — одно тело, то для тела более удовольствия, когда оно всецело, а не по частям”. — Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. Т. XII. Кн. 1. М., 2004. С. 228.
4Преподобный Анастасий цитирует свободно. По изъяснению того же Златоустого отца, “тело, говорит, которое служило добродетели или пороку, не будет исключено от участия и в воздаяниях: вместе с душою одни тела будут преданы мучениям, а другие увенчаются наградами”. — Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. Т. X. Кн. 2. М., 2004. С. 566.
5«Святитель Василий Великий ставил слово “воипостасное” в один ряд со словом “существующее”, а святитель Григорий Нисский — рядом со словом “существенный”. Понятием, смежным с реальностью, для Отцов было истинное, которое также рассматривалось как один из аспектов воипостасного». — Диакон Сергий Говорун. К истории термина ENUPOSTATON, “воипостасное” // Леонтий Византийский. Сборник исследований. М., 2006. С. 656. Это воипостасное сам преподобный Анастасий в “Путеводителе” (II,3) определяет двояко: “либо оно обозначает поистине существующее, либо своеобразную особенность в ипостаси”. — Преподобный Анастасий Синаит. Избранные творения. М., 2003. С. 228. Более пространное определение даёт преподобный Иоанн Дамаскин: «Название “воипостасный” иногда обозначает просто бытиё. В этом смысле воипостасной мы называем не только чистую субстанцию <…> но и акциденцию, которая в собственном смысле не воипостасна, а иноипостасна. Иногда же оно означает ипостась саму по себе, то есть индивидуум (tÕ ¥tomon), который в собственном смысле есть и называется ипостась, а не воипостасное. В собственном же смысле воипостасным называется то, что не существует само по себе, но усматривается в ипостасях: так вид, или природа людей усматривается не в собственной ипостаси, но в Петре, Павле и в прочих человеческих ипостасях, — или то, что соединяется с другим, субстанциально различным, в нечто целое и образует одну сложную ипостась». — Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Источник знания. М., 2002. С. 91.
6Об этой теории предсуществования душ у самого Оригена см. Священник Г. Малеванский. Догматическая система Оригена // Труды Киевской Духовной академии. 1870. № 3. С. 547–558. Данная теория, развитая последующими оригенистами, была осуждена в VI в. как в особом эдикте императора Юстиниана (543 г.), так и на пятом Вселенском соборе (553 г.). См. Guillaumont A. Les “Képhalaia gnostica” d’Évagre le Pontique et l’histoire de l’origénisme chez grecs et chez les syriens. Paris, 1962. P.140–144.
7Не совсем ясно, каких еретиков подразумевает здесь преподобный Анастасий. Возможно, что аполлинаристов.
8Подобные определения человеческой души довольно часто встречаются в древнецерковном богословии. Так, в трактате “О душе”, приписываемом преподобному Максиму Исповеднику (но вряд ли принадлежащем ему), она обозначается так: душа есть “сущность нетелесная, умная (noer¦), живущая в теле, причина жизни” // PG 91, 361.
9С аналогичными сомнениями (правда, преимущественно со стороны еретиков и язычников) сталкивались и другие отцы Церкви, в частности святитель Иоанн Златоуст. См. Митрополит Макарий (Оксиюк). Эсхатология св. Григория Нисского. М., 1999. С. 619–623.
10Подобная связь веры с внутренним согласием (sugkat£qesij) наблюдается уже у Климента Александрийского, который, среди прочего, обозначает веру в качестве “внутреннего согласия, которое соединяет нас с незримым бытиём”. См. Сидоров А. И. Начало Александрийской школы: Пантен. Климент Александрийский // Учёные Записки Российского Православного Университета ап. Иоанна Богослова. Вып. 3. М., 1998. С. 105.
11Мы передаём так, как цитирует преподобный Анастасий Синаит.
12Постоянный акцент у преподобного Анастасия на безыскусной (простой, несуемудрой) вере органично вписывается в святоотеческую традицию. Так, святитель Василий Великий в одном из своих писем с ностальгией вспоминает о древнем блаженном состоянии церквей, «когда немногие болезновали совопросничеством (то есть излишне заботились об исследовании, изыскании), а все пребывали в безмолвии (en ¹suc…v), будучи непостыдными делателями заповедей, служа Господу простым и неизысканным исповеданием, соблюдая неповреждённую и неподдельную веру (“неприкосновенную и безыскусную веру”) в Отца и Сына и Святого Духа». См. Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской. Письма. М., 2007. С. 289–290. Естественно, что такая вера, вступая в непримиримое противоречие с суемудрием, открыта ведению (истинно православному “гносису”) и едина с ним.
13По изъяснению святителя Кирилла Александрийского, “начальными словами обозначает время нашего воскресения, когда усопшие, как научает Он, посредством голоса Судьи будут восхищены для отчёта в земной жизни, дабы, чрез это возбудив в них страх, как некую узду, убедить их жить добродетельно и благоразумно. А в последних словах указывает на то, что настало время веровать в Него, и наградой, говорит, за благопослушание будет вечная жизнь, выражая как бы нечто такое: все вы придете на Суд, очевидно во время воскресения, но если горьким вам кажется быть наказываемыми и подвергаться бесконечным наказаниям от Оскорблённого Судии, то не допускайте проходить времени благопослушания, а захватывая ещё и настоящее время, старайтесь восходить к вечной жизни”. — Творения святителя Кирилла архиепископа Александрийского. Кн. 2. М., 2001. С. 695.
14Здесь у преподобного Анастасия представлено учение о четырёх элементах, или стихиях. Со времён Аристотеля оно “стало общим достоянием древней философии и отсюда перешло в космологию всех почти церковных писателей”. — Владимирский Ф. С. Антропология и космология Немезия, епископа Емесского, в их отношении к древней философии и патристической литературе. Житомир, 1912. С. 272.
15Здесь и далее преподобный Анастасий высказывает естественнонаучные воззрения, которые были распространены в его эпоху.
16См. Быт 21:19, 26:19; Ин 4:10–14. Евфимий Зигабен, изъясняя беседу Господа с самарянкой, замечает: “Жизнь воды состоит в течении и движении”. — Толкование Евангелие от Матфея и Толкование Евангелие от Иоанна, составленное по древним святоотеческим толкованиям византийским XII века учёным монахом Евфимием Зигабеном. СПб., 2000. С. 427.
17Или: “печаль смерти”. Эта печаль, или бесславие (позор), в святоотеческой письменности бывает связана с грехопадением и является результатом его. Например, святитель Григорий Нисский говорит, что невозможно “человеку без возрождения в бане крещения достигнуть воскресения, имея в виду не просто возрождение и изменение нашего естества <…> но восстановление в состояние блаженное, божественное и далёкое от всяких печалей”. — Иже во святых отца нашего Григория Нисского Большое огласительное слово. Киев, 2003. С. 268–269.
18Тема зачатия и рождения человека как образа телесного воскресения восходит к самым истокам святоотеческой письменности. «Святой мученик Иустин, Афинагор и святой Феофил Антиохийский, твёрдо и без тени сомнения верующие в воскресение тел, отмечают: как Бог определил, чтобы из “единого и простого семени”, из малой капли “человеческого семени” создавались кости, жилы и плоть и получался целый полноценный человек, подобным же образом Бог может соединить “разрушенное” тело и воскресить мёртвое». Далее Н. Василиадис цитирует рассматриваемое место преподобного Анастасия (в переводе ошибочно указан Афанасий) и констатирует наличие названного образа у преподобного Иоанна Дамаскина. См. Василиадис Н. Таинство смерти. Сергиев Посад, 1998. С. 465–466. Последний отец Церкви говорит, как и преподобный Анастасий, используя форму риторического вопроса в полемике с сомневающимися в телесном воскресении: “Кто единым хотением превратил прах в тело, Кто малой капле семени в утробе повелел расти и образовать этот многовидный и многообразный организм нашего тела, Тот не скорее ли может одним только хотением воскресить то, что уже было и разрушилось?” — Св. Иоанн Дамаскин. Источник знания. СПб., 2006. С. 287–288.
19Ср. в “Пастыре Ермы”, где о “Боге Сил” говорится, что Он “невидимою Силою и великим Своим Разумом сотворил мир и славным Советом Своим благоукрасил тварь, и всесильным Словом Своим утвердил небо и землю основал на водах”. — Писания мужей апостольских. М., 2003. С. 224–225.
20Свободная цитата из сочинения христианского апологета II в. святого Феофила Антиохийского “Три книги к Автолику”. Тот говорит следующее: “Бог сотворил человека средним, ни совершенно смертным, ни бессмертным, но способным к тому и другому; подобно и рай относительно красоты создан средним между землею и небом”. — Сочинения древних христианских апологетов. СПб., 1999. С. 158.
21См. Лк 23:40–43. Блаженный Феофилакт, приведя несколько толкований этого места Евангелия, считает предпочтительным следующее изъяснение: «Обещанные нам блага суть не жизнь в раю или возвращение в оный, а Царство Небесное, почему мы и молимся: “да приидет Царство”, а не жизнь райская. И не говори мне никто, что рай и Царство одно и то же. Ибо благ Царствия ни глаз не видал, ни ухо не слыхало, и на сердце они не приходили (1 Кор 2:9). А рай и виден был глазом Адама, и ухо о нём слышало, ибо сказано: От всякого дерева в саду ты будешь есть (Быт 2:16). Хотя Адаму и воспрещено было одно дерево, однако же он и видел его, и слышал о нём. Ибо Адам увеселялся душевно, так как не оставлял такой деятельности и земледельческой радости <…> Разбойник получил “рай”, но не получил “Царствия”; получит же оное, когда получат его и все те, коих перечислил. По крайней мере в настоящее время он в раю, который есть место духовного успокоения”. — Благовестник, или Толкование блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского, на Святое Евангелие. Ч. I. Евангелие от Луки. М., 1993. С. 248–249.
22Ср. у святого Епифания Кипрского, который цитирует следующее рассуждение святого Мефодия Олимпийского, полемизирующего против Оригена так: “рай, откуда мы изгнаны в лице первозданного, очевидно есть прекрасное место на сей земле, конечно назначенное святым для беспечального успокоения и жизни; откуда истекая Тигр и Евфрат и другие реки здесь показываются, чтобы своим течением оросить наш материк; не с неба они текут и низвергаются, потому что и земля не в состоянии была бы принять такую массу воды, зараз устремляющуюся с высоты. Да и Апостол полагает рай не на третьем небе, если кто умеет понять тонкий смысл слов его: вем, говорит, восхищена бывша до третияго небесе; и вем такова человека: аще в теле, или кроме тела — Бог весть яко восхищен в рай (2 Кор 12:2–4). Он показывает, что видел два откровения, очевидно дважды быв восхищен: однажды — до третьего неба, в другой раз — в рай”. — Творения святого Епифания Кипрского. Ч. III. М., 1872. С. 158–159.
23Ср. у преподобного Иоанна Дамаскина, который замечает, что некоторые “представляли себе рай чувственным, а другие умопостигаемым. Мне, однако, кажется, что как человек создан был вместе и чувственным, и умопостигаемым, и имевшим двоякий вид; ибо телом пребывая в месте божественнейшем и прекрасном, душою он жил в высшем, и несравненном, и более прекрасном месте, жившего там Бога имея своим жилищем и Его же — своим славным покровом, и облечённый в Его благодать, и наслаждаясь одним только плодом: созерцанием Его, словно некий иной ангел, и питаясь этим созерцанием”. — Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Источник знания. С. 206–207. Как кажется, подобного мнения придерживается и преподобный Никита Стифат, который в своём “Трактате о рае” говорил: “Двойным же является и сам (рай), опять же установленный соответственно нам, составленным из двух природ”. Однако, как отмечает отец Николай Ким, “преподобный Никита Стифат ведёт рассуждение о двух раях, в его терминах — осязаемом и умопостигаемом. Более подробно, осязаемый — это воспринимаемый чувствами, внешний, видимый рай, бывший реальным в земной истории. Сложнее понятие умопостигаемого рая, здесь приходится рассуждать в категориях платоновского мира идей, ближайшими синонимами будут духовный рай, умный, идеальный, внутренний, невидимый”. В целом же «главная суть понятия “рай” остаётся неизменной — как место “делания и хранения”, то есть преображения человека». Вследствие чего земной рай “это место преображения человека, где ему дана задача преображения, выявления внутреннего человека. Этому и служит Церковь — совершенствованию от смирения до любви. Важно уже в этой жизни, то есть земном раю, стяжать добродетели и возрасти в меру возраста Христова”. — Священник Николай Ким. Рай и человек. Наследие преподобного Никиты Стифата. СПб., 2003. С. 63–65, 95.
24Так цитирует преподобный Анастасий.
25Ср. замечание святителя Феофана: “Всякому очевидно, что заповедь святого Апостола не исполняется одним совершением положенных молитв в известные часы, но требует всегдашнего хождения пред Богом, посвящения всех дел Богу, всевидящему и вездесущему, возгреванием тёплого к небу обращения умом в сердце. Вся жизнь, во всех её проявлениях, должна быть проникнута молитвою”. — Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Толкования Посланий апостола Павла. Послания к Солунянам, к Филимону, к Евреям. М., 1998. С. 219.
26Ср.: «Некоторые утверждают, что брань сия (блудная — А. С.) во время сна и истечения происходят единственно от пищи: но я видел, что одни, находясь в тяжкой болезни, а другие, держа самый строгий пост, часто были оскверняемы истечениями. Однажды я спросил об этом предмете одного из искуснейших и рассудительных иноков; и сей блаженный дал мне весьма ясное наставление. “Бывают, — говорил приснопамятный, — истечения во сне от изобилия пищи и от излишнего покоя; а иногда от гордости, когда мы, долго пребывая свободными от истечений, этим возносимся; иногда же и от того, что осуждаем ближнего. Но от последних двух причин истечения могут случиться и с больными, а может быть и от всех трёх. Если же кто чувствует, что он чист от всех показанных ныне причин: то блажен сей человек ради такого бесстрастия; он от одной зависти бесовской претерпевает случающееся временем, когда Бог сие на него попускает для того, чтобы безгрешным злоключением приобретал высочайшее смирение”». — Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица. М., 2002. С. 125–126.
27Употребляется форма oƒ A„l¾sioi, которая, как констатирует Й. Мунитиц, впервые фиксируется в одной надписи Синайского монастыря святой Екатерины, датирующейся 560 г. Обитель илиотов (Aeliotes), основанная, вероятно, в VI в., значится среди палестинских монастырей. См. Binns J. Ascetics and Ambassadors of Christ. The Monasteries of Palestine. 314–631. Oxford, 1994. P. 120. Скорее всего, именно данную обитель подразумевает блаженный Иоанн Мосх, когда говорит об авве Антонии, “основателе и настоятеле лавры Илиотской”. — Луг Духовный. Творение блаженного Иоанна Мосха / Перевод протоиерея М. И. Хитрова. Сергиев Посад, 1915. С. 80.
28Захват Кипра арабами произошёл в 649–650 гг. Когда арабы достигли Средиземного моря, то “сирийский наместник и будущий халиф Моавия деятельно принялся за постройку кораблей, экипаж которых состоял в первое время из местного, привычного к морю греко-сирийского населения”. — Васильев А. А. История Византийской империи. Время до Крестовых походов (до 1091 г.). СПб., 1998. С. 290. По свидетельству Феофана Исповедника, “Муавия с флотом приступил к Кипру, кораблей у него было тысяча и семьсот; он взял Констанцию со всем островом, который совершенно опустошил”. — Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царя Михаила и сына его Феофилакта. Приск Панийский. Сказания Приска Панийского. Рязань, 2005. С. 294–295.
29Это понятие (filÒbioi) в конкретном случае имеет отрицательный смысл, подразумевающий пристрастие к плотским утехам и преходящим наслаждениям земного бытия.
30О данном произведении преподобного Анастасия ничего не известно.
31Греческий учёный С. Н. Саккос (Sakkoj S. N. Perˆ ‘Anastas…wn Sinaitîn. Qessalonika, 1964. S. 155) отрицает принадлежность этого “вопроса” перу преподобного Анастасия Синаита, считая, что он написан неким пресвитером Анастасием. Однако рукописная традиция не подтверждает этих сомнений.
32Букв. ‘из эллинов’.
33Данный языческий (“эллинский”) тезис часто опровергали отцы Церкви. Ср. у святителя Василя Великого: “Ни одно существо не оставлено без Промысла, и ни одно не лишено надлежащего попечения”. — Творения иже во святых отца нашего Василия Великого Архиепископа Кесарии Каппадокийской. Ч. I. Сергиев Посад, 1900. С. 145.
34Так цитирует преподобный Анастасий.
35Эта этимология слова “Израиль” была весьма распространенной в святоотеческой письменности. В том же самом виде, как у преподобного Анастасия, она встречается, например, у преподобного Макария Египетского. См.: Творения преподобного Макария Египетского. М., 2002. С. 456.
36Преподобный Анастасий ошибочно приводит слова пророка Амоса как слова пророка Иеремии. См. русский перевод, более соответствующий тексту Септуагинты: Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам.
37Так цитирует преподобный Анастасий. Согласно святителю Кириллу Александрийскому, “как скоро вселится в нас Спаситель наш Христос чрез Святого Духа, то вместе с тем будет, конечно, находиться в нас и Родитель Его, ибо Дух Христа есть Дух и Самого Отца”. — Творения святителя Кирилла Архиепископа Александрийского. Кн. 3. М., 2002. С. 570.
38Ср. космологию Немесия: “Мировая стихия есть наименьшая часть конкретного тела. Стихий четыре: земля, вода, воздух и огонь; расположены они в вышеуказанном порядке (если переходить) от низших тел к высшим, они первоначальны и просты в сравнении с другими телами. И действительно, всякая стихия однородна с тем, элемент чего она составляет. Ведь начало не однородно с тем, что происходит из него, стихия же совершенно однородна. А что земля и вода, воздух и огонь — стихии — это очевидно: в них ведь существенные (элементарные) качества (свойства) усматриваются и в потенции (dun£mei), и в действии (™nerge…v), хотя, конечно, ни одна из этих стихий, подлежащих чувственному восприятию, не чужда смешения и соединения с другой стихией: все они как-то незаметно подмешаны и причастны друг другу в большей или меньшей степени или природа каждой из них очевидна и в смешении”. — Немесий епископ Эмесский. О природе человека. М., 1996. С. 76. Во многом это учение восходит к античной философии и натурфилософии, но, в отличие от своих предшественников, Немесий “ясно учит о творческой разумной Причине, обусловливающей происхождение и взаимодействие стихий”. — Владимирский Ф. С. Антропология и космология Немезия, еп. Емесского, в их отношении к древней философии и патристической литературе. Житомир, 1912. С. 39. Поэтому он и говорит: “Для того, чтобы никогда не погибли как и стихии, так и составленные из них тела, Творец премудро устроил так, что стихии переходят и друг в друга, и в составляемые из них тела, а эти последние опять разрешаются в стихии”. — Немесий епископ Эмесский. О природе человека. С. 78.
39Ср.: “Ибо оттого и случаи безвременной смерти, и продолжительные болезни, что многие причащаются недостойно”. — Благовестник, или Толкование блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. Т. 3. Киев, 2006. С. 216.
40Так цитирует преподобный Анастасий, заменяя “к народу” в Септуагинте (в церковнославянском переводе — к людем своим) на “к отцам”.
41По словам святителя Григория Нисского, “Законодатель взошёл на высокую гору и увидел издали землю, которая была уготована Израилю по Божественному обетованию, данному отцам. Там он ушёл из человеческой жизни, и после его ухода не осталось среди могил ни надгробия, ни памятника (Втор 34)”. — Святитель Григорий Нисский. О жизни Моисея Законодателя. М., 1998. С. 28–29.
42Положение о том, что Бог является ведающим все заранее было широко распространено в святоотеческой письменности начиная с её истоков. Ср., например, у святого Иустина: “Никто из вас, я думаю, не осмелится отрицать, что Бог предвидел и предвидит будущее и что Он приготовляет всякому участь сообразную с его заслугами”. — Святой Иустин Философ и Мученик. Творения. М., 1995. С. 159. Ср. также ещё одно святоотеческое высказывание о Боге: “Он знает наперёд будущее, Он могущественнее всего; знает и делает так, как хочет”. — Святитель Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. М., 1991. С. 45. Как видно из развития мыслей преподобного Анастасия, его оппоненты скорее всего тесно сопрягают и даже отождествляют предведение Божие с Его предопределением.
43Ср. Деян 10:34 (истинно познаю, что Бог нелицеприятен).
44Не совсем корректное изложение манихейского лжеучения. См.: «В центре системы Мани стоит именно учение о двух принципах, Боге и материи. Две эти вечные и несотворённые субстанции могут также обозначаться как свет и мрак, как истина и ложь. Общие понятия истина и свет могут рассматриваться так же, как существо, обладающее личностью, подобно Богу. Соответственно, ложь и мрак могут получать не только общее обозначение “материи”, но и пониматься как нечто, наделённое персональными чертами, как “князь тьмы”. Однако это не означает, что манихеи признавали существование двух богов». — Виденгрен Г. Мани и манихейство. СПб., 2001. С. 71–72.
45От этого сочинения Климента Александрийского сохранилось и ещё несколько фрагментов, носящих философский характер. Как считает Й. Кастен, тот факт, что до преподобного Анастасия ни один церковный писатель не упоминает об этом произведении Александрийского дидаскала, заставляет сомневаться в подлинности его. См. Quasten J. Patrology. Vol. II. Westminster, 1992. P.18. Однако на наш взгляд подобный аргумент против подлинности этого сочинения вряд ли имеет решающий характер, поскольку церковные авторы до VII века либо могли не знать о нём, либо их сообщения не сохранились.
46Букв. ‘научающее от Отцов’. Авторитет отеческого Предания, незыблемый для христианской Церкви с самого её возникновения, особенно возрос в эпоху христологических споров, когда настойчиво подчёркивалось, что содержание православного учения, являющееся «предметом общей веры, относилось прежде всего к тем “учениям Отцов, говоривших о Боге”, от которых нельзя отклоняться. Претендующие на мудрость, основанную на собственной учёности, пренебрегают “древними трудами святых Отцов”, и в противовес им следует обращаться к авторитету “свидетельства древних”. Еретика можно определить как того, кто своими нечистыми мыслями стремится разрушить учения Отцов». — Пеликан Я. Христианская традиция. История развития вероучения. Т. 1. Возникновение кафолической традиции. М., 2007. С. 322.
47Примечательно, что слово “рабы” преподобный Анастасий (видимо, следуя обычному словоупотреблению) передает термином “тела” (sèmata).
48К сожалению, мы не можем идентифицировать ту местность, о которой говорит в данном случае преподобный Анастасий, тем более что в рукописной традиции имеется множество разночтений названий её. Несомненно речь идёт о Палестине, но более конкретная локализация затруднительна.
49Подразумеваются и материалистические учения древности (атомизм Демокрита и Эпикура), и общераспространенное в язычестве представление о роке. С последним представлением, въевшимся в плоть и кровь языческого мировоззрения, полемизировали многие отцы Церкви. Например, преподобный Исидор, говоря о “ересях”, имеющих место до Пришествия Господа, пишет: “Иные из людей даже не думали, что Божество есть; а другие полагали, что Божество есть, но не промышляет; иные же — что хотя промышляет, но только о небесном, а ещё иные — что не о небесном только, а и о земном, впрочем не о всём, но о том, что преимуществует, например: о царях, о начальниках. Одни утверждали самопроизвольность, другие судьбу, а иные, что всё устрояется случаем”. — Творения святого Исидора Пелусиота. Ч. II. М., 1860. С. 442.
50Так цитирует преподобный Анастасий; последующие цитаты также даются в его пересказе.
51Так мы понимаем выражение: suneid»sei Qeýu. Обычно термин sune…dhsij обозначает совесть человека, имея множество оттенков в святоотеческой письменности. В данном случае наличествует редкое словоупотребление, поскольку названный термин соотносится с Богом. Преподобный Анастасий, вероятно, отождествляет его с ведением (знанием) Бога.