Вопрос 29
Вопрос. Что следует говорить нам об умерших насильственной смертью, о брошенных в пропасть, заживо похороненных в земле или утопленных в море?
Ответ.
1. По сказанному в Писании известно, что непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его (Рим 11:33). Тем не менее нам следует знать, что не все погибшие насильственной смертью претерпели это за грехи свои. О том свидетельствуют сыновья праведного Иова, бывшие также праведными и погребённые под развалинами дома (Иов 1:18–19). И Христос научает нас, говоря, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская, а также те, кровь которых смешал Пилат с жертвами их, не были грешнее всех, живущих в Иерусалиме (Лк 13:1–5)1.
2. Поэтому отсюда мы узнаём, что праведники часто умирают насильственной смертью по неведомым и сокрытым судам Божиим, которые осуществляются тремя способами. Ибо Бог часто попускает праведным мужам подвергнуться погибели от диких зверей и землетрясений или утонуть в воде и низвергнуться с гор для того, чтобы остальные, будучи нерадивыми, устрашились и образумились, внушая себе следующий добрый помысл: “Если такой муж, бывший столь великим праведником, подвергся этому, то что должны претерпеть мы, грешники”? А иные святые мужи, также имеющие лишь малые прегрешения, умирают мучительной смертью: они, мужественно приняв страшную участь её, окажутся совершенными пред ликом Божиим. Бывает ещё, что некие могущественные владыки, приняв на себя грех народа своего, часто за это предаются пыткам, мечу и смерти, стяжав самим себе и народу своему высшее спасение, ибо и Христос принял смерть ради нас. Ведая это, мы не трепещем от суеверного ужаса, поскольку знаем и об усекновении главы Иоанна Предтечи2, и о распятии апостола Петра3, и о перепиливании пророка Исаии4, и о побитии камнями первомученика Стефана5, а также о других бесчисленных святых мужах, ставших жертвами тяжких болезней, подвергшихся многим опасностям и испытавших насильственную смерть6.
3. Блаженные отцы наши выделяют три образа насильственной смерти людей злых. Первый — такая смерть происходит для того, чтобы, видя ужасную участь их, прочие образумились; второй — для того, чтобы сами умершие подобным образом обрели там участь более мягкую7; третий — по некоему Божиему гневу и Божией угрозе, как это случилось с фараоном (Исх 14:15–18) и при потопе (Быт 6:13). Ибо одни наказываются только здесь, как это случилось с Лазарем (Лк 16:20–21); другие караются частично здесь, а частично там, как это получилось с содомитами, испепелёнными в огне (Быт 19:24–25); третьи же обретают наказание только там, как произошло с богачом, умершим после Лазаря (Лк 16:22–25).
4. Кроме того, следует точно знать, что умершие горькой смертью и отделившиеся от тела в скорбях обретают там либо наибольшее, либо частичное избавление от адских мук. Это проясняет Господь, сказавший о некоторых городах, не принимающих проповеди Его: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому (Мф 10:15)8.
5. Поэтому когда ты видишь кого-нибудь умершего горькой смертью, повешенного или удушенного, не исследуй и не спрашивай: почему он так умер? Разве не упредил он смертный час свой? Разве не претерпел он этого вопреки положенному времени? Наоборот, ты только веруй, что Бог всё совершает ради нашей пользы.
Вопрос 30
Вопрос. Все сверженные в пропасть, утопленные в море и заживо погребённые в земле претерпели ли это по Божией воле и повелению или же вследствие действия ненавистника добра?
Ответ.
1. Поскольку Христос говорит: у вас же и волосы на голове все сочтены (Мф 10:30), то ясно, что сатана не обладает властью не только над людьми, но даже и над бессловесными тварями, например свиньями, как об этом свидетельствует Евангелие9. Стало быть, одни из умирающих подобной смертью гибнут по причине гнева Божия, как это случилось при всемирном потопе, другие — по Его попущению, как это произошло с чадами Иова, погребёнными под развалинами дома (Иов 1:18–19), третьи — только по ведению Бога, но притом Он и не соизволяет, и не препятствует совершаться этому.
2. Равным образом часто бывает, что некоторые умирают горькой смертью ради их же спасения. Ведь когда царь Маврикий молился Богу, чтобы Он воздал ему ещё в этом мире за соделанные им грехи, то во сне Маврикий увидел Всеславного Царя, повелевающего предать его воину Фоке — это и произошло10.
3. Был также и некий отшельник, просиявший знамениями и чудесами; имел он и одного ученика, жившего с ним в пустыне11. Однажды случилось этому ученику оказаться в некоем городе, которым управлял один злой и безбожный правитель. Когда ученик прибыл в город, правитель умер и его с почестями, при зажжённых свечах и воскурениях благовоний, хоронило множество народа. Вернулся ученик в пустыню и нашёл своего богоносного наставника съеденного гиенами. Впал он в отчаяние и стал как бы обвинять Бога12, рассуждая так: “Почему тот злой правитель обрёл столь славную кончину, а сей святой и духовный муж претерпел столь дурную смерть, растерзанный дикими зверями?”. И когда монах судил подобным образом, предстал пред ним Ангел Господень и сказал: “Тот правитель, будучи целиком злым, имел одно благое дело и ради этого одного благого дела он и получил награду здесь, обретя при кончине своей честь и славу; а туда он отошёл полностью осуждённым. Твой же наставник, всецело благоугождая Богу и будучи украшен всякой добродетелью в этой жизни, имел как человек малое прегрешение, и за это прегрешение ему было воздано такой горькой смертью; но от жизни сей отошёл твой учитель полностью очищенным.
4. Из этого, братия, мы научаемся, что нет ни одного существа на земле, которое было бы лишено попечения или Промысла Божия. Наоборот, на всей земле и на всём небе Суды Божии и Промысл Его распространяются на все дела Его. О том некоторые, не обладающие ведением и болеющие безбожием, баснословят, будто мир управляется движениями, восходами и заходами звёзд, говоря, что астрология является творящей причиной рождения, движения, жизни, смерти, бедности, богатства, благоденствия, власти и несчастия людей.
Вопрос 31
Вопрос. Что есть гордыня?13
Ответ.
Гордыня — это когда человек считает, что причина всякого благого дела, творимого им, целиком находится в нём самом. Поэтому он не разумеет слов сказавшего: якоже порт нечистыя вся правда наша14 пред Богом (Ис 64:6).
Вопрос 32
Вопрос. Если какой-нибудь человек согрешил в отношении другого великим прегрешением, а после это согрешивший перестал грешить и получил прощение от обиженного, то получает ли он прощение и от Бога?
Ответ.
1. Если прощающий есть человек духовный или достойный иерей, то, разумеется, согрешивший получает прощение и от Бога, если же нет, то прощающий получает великую духовную пользу, а получившему прощение надлежит приносить покаяние Богу. Ибо и Моисей простил собственную сестру Марию, которая порицала его15, но она подверглась проказе от Бога и была отделена от людей на семь дней — и лишь тогда прощена. Равным образом Моисей простил всему народу, согрешившему на него и не покаявшемуся, а Бог истребил их (Чис 14:13–23). Кроме того, как было сказано ранее, в отношении прегрешения и покаяния согрешившего можно ещё добавить, что если недостойно и не Богу приносит он покаяние, то не будет ему прощения. Предположим, кто-то совершил прелюбодеяние с женой ближнего и тот простил ему — разве он получает прощение от Бога? Никоим образом, если не покается.
2. Знавал я одного человека, который был благодетелем для народа и многих научал доброму. Также он получал от многих приношения, тратя все эти деньги на бедных и на выкуп пленников. Затем, по диавольскому наущению, его оклеветали и устроили так, что народ больше уже не получал от него пользу; прибыль его упала и бедные пострадали. После этого недруги принесли ему покаяние и получили от него прощение. Позднее же они, вследствие осуждения народа, введённого ими в соблазн, стали одержимы бесами.
3. Такие вещи следует знать, чтобы, прощая, мы прощали бы от всего сердца, ведая о том, что согрешившие против нас подвластны Богу, а также чтобы эти согрешившие не предавались нерадению, но, прощённые нами, принесли покаяние Богу.
Вопрос 33
Вопрос. Если кто-нибудь впал в какой-либо грех и потом покаялся, а затем опять впал в тот же грех и снова покаялся — и так много раз прекращал грешить и вновь падал до тех пор, пока его не постигла внезапная кончина: что следует думать о нём?
Ответ.
1. Относительно согрешения можно сказать следующее: если оно не тяжкое и если совершивший его является человеком кротким, милостивым, незлобивым и не осуждающим других, то мы доверяем Богу и надеемся, что Он простит такому человеку; а если преступление согрешившего тяжко и он не приносит покаяния, то судьба его зависит от того, в каком состоянии застигла его внезапная смерть: в состоянии греха или в состоянии покаяния.
2. Впрочем, привычка часто стирать наше телесное одеяние, а затем вновь пачкать его мучительна, ибо оно от частых стирок делается дырявым и многострадальным, стареет и ветшает, так что его уже невозможно подвергать стирке. И я видел столетних мужей, уже совсем немощных и трясущихся всем своим телом, которые тем не менее не могли отказаться от своего определённого телесного греха вследствие долговременной привычки к нему.
3. Когда опытные врачи из первейших были спрошены об этом, то они дали на сей счёт такой ответ: при долговременной привычке к совокуплению артерии и каналы, через которые выделяется семя, становятся рыхлыми и разрежёнными, а поэтому наша телесная природа не может удержать себя, положить пределы себе и возобладать над собой, но вследствие старческой дряблости и порочной привычки к истечениям эта природа влечётся, хотя и не добровольно, к греху непристойного навыка.
Вопрос 34
Вопрос. Является ли диавол причиной всякого греха, и особенно блуда, и следует ли его винить во всех наших прегрешениях?
Ответ.
Диавол никого не понуждает, но только тайно засевает в нас семена зла16. Порочный же навык понуждает человека ко злу и делает так, что он становится всё более и более лукавым и даже в своей греховности более сильным, чем сам диавол. Поэтому следует все грехи вменять в вину самому себе.
Вопрос 35
Вопрос. Имеется ли различие между человеком, который согрешает каждый месяц или каждую неделю, и согрешающим постоянно?
Ответ.
1. Да. Как и в будущем воздаянии будет различаться творящий милостыню постоянно и тот, кто бывает милостив время от времени.
2. Кроме того, следует знать, что имеются многие приговоры и воздаяния у праведного Судии (2 Тим 4:8), которые Он осуществит в отношении согрешивших в теле. Надо принимать во внимание, что существуют области, которые своим жарким воздухом, негой вод и развращением, царящим в них, разгорячают тела людей, как, например, Египет, Эфиопия и пределы Иерихона Гоморритского; также существуют племена, которые либо вследствие своего векового обыкновения, либо вследствие внутреннего состояния, либо по какой-нибудь другой причине, являются низменными и разнузданными — каковы суть племена персов и ассирийцев.
3. Поэтому, как говорят отцы, один Божий суд над неверующим и язычником, не имеющим Святого Духа или Креста, или таинства Крещения, или Тела и Крови Христовой, могущих спасти его, и другой суд над тобой, верующим и имеющим всё это для помощи при стяжании спасения17. Ибо Писание гласит: Тот, который знал волю господина своего и не делал этого, бит будет много (Лк 12:47)18. Стало быть, по-иному судится верующий и по-иному неверующий; иной суд над творящим блуд в юности, и иной — над развратничающим в старости; иной — над безбрачным, и иной — над имеющим жену; иной — над обладающим благочестием, и иной — над обвыкшим в лукавстве. Также по-иному судится однажды преступивший нравственный закон, и по-иному оскверняющийся многократно; один суд над учителем и другой — над человеком простым19; один суд — над иереем и другой — над подлежащим духовной власти его20.
4. Опять же иное прощение имеет падший, но сожалеющий о своём падении и испытывающий муки угрызения совести, и иное — согрешивший, но отнёсшийся беспечно к своему греху. Также по-иному наказывается тот, кто пользуется своей телесной природой в соответствии с естеством, и по-иному (и куда более мучительно по сравнению с наказанием за любой другой грех) карается тот, кто, оставив естественное, направляет свой путь к противоестественной гибели содомитов, то есть к тому, что и бессловесные твари не совершают. Ибо разбойник, убивая человека, отделяет душу от тела, а совершающий противоестественный грех умерщвляет душу вместе с телом. И те мужи, которые, сочетавшись в браке с жёнами, затем, по своему высокомерию или развращённые обилием роскоши, оставляют их и вступают в противоестественные связи, пусть знают, что в День Суда им не будет никакого оправдания. И что могут сказать они в своё оправдание, когда видят других мужей, которые живут рядом с ними и соблюдают девство?
Вопрос 36
Вопрос. У некоторых возникает желание сказать, что покаяние само по себе способно пресечь и прекратить грех. Так ли это?
Ответ.
Поскольку Божественное Писание гласит: Уклоняйся от зла и делай добро (Пс 33:15), то ясно, что прекращение зла есть начало покаяния, но этого недостаточно для спасения. Ведь скажи мне: если кто-нибудь прекращает убивать, воровать или раскапывать могилы, то разве он уже спасён? — Отнюдь нет. Поэтому и в отношении всякого греха нам следует после того, как мы прекратили совершать его, приносить Богу за него и достойные плоды покаяния.
Вопрос 37
Вопрос. У живущих под Законом часто имелись две жены сразу. Почему же христианам это не позволено?
Ответ.
1. Поскольку Апостол говорит, что жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена (1 Кор 7:4), совершенно ясно следующее: мужу нельзя брать другую жену одновременно вместе с первой, а жене равным образом нельзя брать другого одновременно вместе с первым, ибо иначе не будут двое одной плотью (Мф 19:6), но одной плотью станут трое или четверо, что непозволительно.
2. А желающие жить, как жили когда-то под Законом, отпадают от благодати Христовой. Ведь живущие некогда под Законом бывали и чрезвычайно нечестивыми, а потому пожроша сыны своя и дщери своя бесовом (Пс 105:37). И Бог ничего не потребовал от них, кроме благочестия и правосудия. Мы же, искуплённые Кровию Христовой (Откр 5:9), должны являть всяческое целомудрие и любомудрие, так как после грехопадения образцом и правилом для всего человечества стали Адам и Ева, и с тех пор нам свойственно вследствие нашей похотливости и отсутствия страха Божия испытывать вожделение к различным женщинам.
Вопрос 38
Вопрос. Хорошо ли, омывшись водой после совокупления со своей женой или после осквернения во сне, идти в церковь?
Ответ.
1. Истинное омовение христианина есть его слёзы. Ведь имеются два существенных истечения21 из тела: одно — освящающее, а другое — часто оскверняющее, то есть истечения слёз и семени. И как всякий грех, какой делает человек, есть вне тела (1 Кор 6:18)22, так и когда человек блудит, он как бы в качестве жертвы лукавому приносит своё семя от собственной плоти. Равным образом, когда человек творит благие дела, он оказывается вне тела: в жертву Богу приносятся от нашей сущности слёзы, как приносится в качестве таковой же жертвы кровь мучеников. Поэтому, как я сказал, слёзы являются духовным омовением.
2. В равной степени и вода служит для очищения тела. Нуждающимся в духовном омовении, очищающем душу, хорошо бы также омывать водой и плоть. Ведь, совершая такое двойное омовение, они в полной мере причаствуют таинствам, чтобы им не оказаться в пренебрежении у Бога.
Вопрос 39
Вопрос. Подобает ли в таком случае осквернившимся во сне причащаться?
Ответ.
Как я полагаю, живущие в миру из-за этого не осудятся, если они соблюдают всё прочее.
Вопрос 40
Вопрос. Если кто-нибудь омыл рот или в бане невольно испил воды, должен ли он приобщаться Святых Таин или нет?
Ответ.
Да. Ибо сатана, изыскивая всяческий предлог, чтобы воспрепятствовать Причастию, постоянно делает одно и то же. Поэтому и отцы не отстраняют от Причастия тех, которые осквернились во сне. Важно помнить одно: мы, приступая к Таинам, должны приступать со страхом Божиим — так же как кровоточивая приступала ко Христу.
Перевод с греческого А. Сидорова
1Блаженный Феофилакт делает из данного повествования следующий нравственный вывод: “Если некоторые падают, тогда как мы остаёмся без искушений, то сие не должно служить для нас поводом к совершенной беззаботности, будто бы остаёмся без искушений потому, что праведны, напротив, мы должны более вразумиться, что они потому наказываются, дабы мы улучшились; если же мы не исправимся, то горе наше будет больше”. — Благовестник, или Толкование блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. Т. I. Киев, 2006. С. 472.
2Мф 14:10; Мк 6:27.
3Святой апостол Пётр “под конец жизни оказался в Риме, где и был распят головой вниз: он сам счёл себя достойным такой казни”. — Евсевий Памфил. Церковная история. М., 1993. С. 78.
4“По древнему принятому многими отцами Церкви преданию, по повелению царя Манассии Исаия был перепилен деревянною пилою между кедровыми досками за обличение царя и вельмож в нечестии”. — Библейская энциклопедия. М., 1991. С. 301.
5Деян 7:59.
6“Не следует сокрушаться по поводу смерти при трагических обстоятельствах. Достоин жалости лишь тот, кто умирает во грехе, без раскаяния, даже если кончина его наступает во дворце в объятиях родственников и друзей. Уходящий из настоящей жизни ни в чём не несёт ущерба, какой бы смертью он не умер, коль скоро он был одет в светлые одежды добродетели. Ведь даже и могил большинства праведников мы не знаем. Но поскольку они пострадали во имя веры, их смерть славна перед Богом. Даже если праведник пал жертвой разбойников или стал добычей диких зверей, то раз он имеет достоянием добродетель, смерть его благоугодна Господу неба и земли”. — Василиадис Н. Таинство смерти. Сергиев Посад, 1998. С. 331–332.
7Ср.: “Хотя один гееннский огонь, но не всех грешников будет жечь одинаковым образом. Каждый по степени вины терпит там наказание. Как в здешнем мире многие живут под одним солнцем и, однако, не одинаково чувствуют теплоту солнца, один более согревается, а другой — менее, так и там в одном огне не для всех одинаковая степень мучения. Что здесь производит различие грехов; хотя огонь один для всех грешников, но не одинаково будет жечь каждого из них”. — Святитель Григорий Двоеслов. Избранные творения. М., 1999. С. 687.
8Преподобный Анастасий опять подчёркивает ту мысль, что наказания и мучения грешников в аду имеют определённую “градацию”. Напрашивается предположение, что открытое неприятие и сопротивление Благой Вести является более тяжким грехом, чем некогда были грехи содомитов. Возможно также, что преподобный отец намекает на мысль относительно уже здешнего наказания за подобное сопротивление.
9Мф 8:31. Ср. одно место у святителя Иоанна Златоуста, который замечает, что Господь исполнил просьбу бесов и позволил им войти в стадо свиней по нескольким причинам; и среди этих причин он называет следующую: для того, “чтобы всех вразумить, что бесы без Его позволения не смеют даже и прикасаться к свиньям”. — Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. Т. VII. Кн. 1. М., 2000. С. 318.
10Об этом повествует Феофан Византиец: «Когда Маврикий молился Богу, чтобы Он помиловал душу его, то в одну ночь, возлежа, видел видение, что он стоит перед образом Спасителя при Медных вратах дворца и весь народ с ним предстоит. И вот глас от изображения великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, говорящий: “Подайте Маврикия”. И служители правосудия, схватив его, поставляют на багряном амвоне. Божественный глас говорит ему: “Где ты хочешь, чтобы Я воздал тебе? Здесь или в будущем веке?”. Он, услышав это, отвечает: “Человеколюбче Господи праведный Судья! Лучше здесь, нежели в будущем веке”. И божественный глас повелел предать воину Фоке и Маврикия, и жену его, и детей его». Далее повествуется, что Маврикий послал нарочного и к отцам-пустынникам, получив от них такой ответ: “Бог, принимая твоё раскаяние, спасёт душу твою и вселяет тебя со святыми со всем домом; но ты лишаешься царства с бесчестием и опасностью”. При этом Феофан добавляет: “Слушая это, Маврикий прославлял Бога великой славой”. Кончина императора была таковой: «Сперва при глазах родителя убили пятерых сыновей его, чтобы растерзать сердце его убиением детей. Но Маврикий, с философским равнодушием взирая на несчастия, призывал Бога всяческих и часто повторял: “Праведен еси, Господи, и праведны судьбы Твои!”. И смерть детей была надгробной похвалой для отца, который оказал мужество в величайшем несчастии <…> Таким образом царь, став выше природы, окончил жизнь свою. С этого времени не прекращались различные и чрезвычайные несчастия в Римском царстве». — Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта; Приск Панийский. Сказания Приска Панийского // Византийская историческая библиотека. Рязань, 2005. С. 252–256.
11Сходное повествование находится в одной из версий “Древнего Патерика” (в “Апофтегмах”); см. PL 73, 995.
12Это выражение (scedÕn dik£zesqai) предполагает прямой смысл ‘судиться, выступать на суде’, то есть инок как бы осмелился устроить тяжбу с Богом.
13Или гордость (+uperhfan…a). Об этом величайшем грехе С. Зарин пишет так: «Если “тщеславный” услаждается своими подвигами и достоинствами, видя в них средство достижения известности, славы, почёта от людей, то “гордый” уже прямо и неприкровенно усвояет их себе и, вознося собственную личность на пьедестал величия, утверждает свою полную независимость от кого бы то ни было, своё самодовлеющее достоинство, способность собственными силами, без Божественной помощи, осуществлять своё идеальное, истинно человеческое назначение — признавая совершенную достаточность своих сил для осуществления добродетели <…> Замкнувшись в себе, человек утверждает свою духовную самодовлеемость, признаёт себя существом этически и религиозно самостоятельным, независимым от внешнего авторитета, — бытиём самоценным, имеющим задатки и необходимые средства для бесконечного самостоятельного развития. Другими словами, человек считает себя способным осуществить своё высшее назначение без Божественной помощи, помимо реальных отношений к Безусловному и Абсолютному бытию, — стремится жить для себя и по себе». — Зарин С. Аскетизм по православно-христианскому учению. М., 1996. С. 297–298. Святитель Григорий Нисский по поводу этого греха замечает: “Желание быть выше других, гордость — это тяжкая страсть, которую если кто назовёт корнем всякого греховного тёрна, не погрешит в истине”. — Творения святого Григория Нисского. Ч. VII. М., 1965. С. 308.
14Синод. перевод: вся праведность наша — как запачканная одежда. — Ред.
15См. Чис 12. Имя сестры Моисея преподобный Анастасий передает как Мария, но в тексте Септуагинты и в наших переводах — Мариам.
16Ср. у святого Епифания Кипрского, который, полемизируя против манихеев, замечает: “Бог через научение сеет в людях благо, а диавол посредством своего коварства тайно сеет в них лукавые дела”. — Epiphanius. Bd. III. Panarion haer. 65–80. De fide / Hrsg. von K. Holl und J. Dummer. Berlin, 1986. S. 105.
17Издатели “Вопросов и ответов” в качестве святоотеческой аналогии этого рассуждения преподобного Анастасия указывают на одно место из сочинения “О девстве” святителя Иоанна Златоуста, где говорится: “Сначала была предложена не такая степень добродетели, но было позволено и отмщать обидевшему, и отвечать порицанием порицающему, и заботиться о богатстве, и давать неложную клятву, и выкалывать око за око, и ненавидеть врага, и не запрещалось ни наслаждаться, ни гневаться, ни разводиться с женой и жениться на другой. Мало этого, закон позволял даже иметь двух жён в одно время и вообще было большое снисхождение в этом и во всём другом. Но после пришествия Христова путь сделался гораздо теснее не только потому что от нашей власти была отнята эта невыразимая и великая свобода во всём вышесказанном, но и потому что даже такую жену, которая часто уговаривает и принуждает нас против воли ко многим грехам, нужно иметь всегда при себе, а разводиться желающий может тогда, когда она будет обличена в прелюбодеянии”. — Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. Т. I. Кн. 1. М., 1991. С. 336. Однако, между двумя высказываниями святых Отцов имеется, на наш взгляд, лишь отдалённое сходство, ибо Златоустый отец говорит о ветхозаветных людях, находящихся под законом Моисеевым, а преподобный Анастасий — о язычниках.
18Так цитирует преподобный Анастасий.
19Можно перевести týu „diètou ‘над несведущим’.
20Перевод гипотетичный; в тексте: týu Øpokeimšnou.
21Вероятно, так можно перевести выражение +rÚseij ™nupÒstatoi. О значении слова “воипостасное” см. наше примечание к “Путеводителю”: Преподобный Анастасий Синаит. Избранные творения. М., 2003. С. 228–229. См. также наше примечание к Вопросу 21: Преподобный Анастасий Синаит. Вопросы и ответы // Альфа и Омега. 2010. № 3(59). С. 71. Примеч. 2.
22Можно отметить, что преподобный Анастасий цитирует только первую часть этой фразы святого Апостола, а вторую (а блудник грешит против собственного тела) опускает. Между тем данная мысль Апостола, как свидетельствует святитель Феофан, вызвала у древних толкователей неоднозначное объяснение. “Одни говорят: другие грехи хотя членами тела совершаются, как орудиями, но самый грех вне тела есть, в блуде же самый грех в теле. Иные говорят: другие грехи одним каким членом совершаются, который и сквернят, а блуд всё тело сквернит. Иные ещё: потому в своё тело согрешает блудяй, что его истощает, часть его отторгает и бросает несмысленно”. — Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Толкование Посланий апостола Павла. Первое Послание к Коринфянам. М., 1998. С. 241.