Предлагаем вниманию читателей один из рассказов новой книги рассказов Мирослава Бакулина «Зубы грешников», вышедшей в издательстве «Никея».
Меня крестили в 1971 году в храме г. Тобольска, посвященном семи отрокам Эфесским. Похоже, в России нет больше храмов, посвященных этим удивительным уснувшим отрокам. Креститься меня привела бабушка. Отец, партийный человек, был против этого. Крестили 21 августа, как раз в день моего святого — святителя Мирона, епископа Критского. Батюшка так и сказал:
— Что это за имя дурацкое — Мирослав? Таких святых нет и не может быть. Будет он называться Мироном. Тем более, что сегодня как раз именины всех Миронов.
Уже на крещении я проявил свой ужасный, как говорит мой духовник, эксцентрический характер: все пошли по кругу, я а пошел в другую сторону. За это батюшка не повел меня в алтарь посвящать Богу, всех мальчиков взял, а меня — нет. Так я и остался непосвященным Богу. Наверное, поэтому я встретился с живым воскресшим Христом только в юности.
О святителе Мироне мы знаем немного, всего пару анекдотов из времен гонений императора Декия.
Святому Мирону досталась каменистая земля острова Крит, которую он возделывал много лет. В конце концов, он таки превратил ее в цветущий сад, приглашая трудиться и питаться от плодов ее всех бедных христиан острова. Он уже был пожилым человеком, когда произошло оставшееся в истории событие. К нему на гумно пролезли воры.
Воры — люди лихие, но слабые, потому что не занимаются ежедневным трудом. Мирон застал их на гумне, когда они пытались взвалить мешки с зерном себе на плечи и не могли. По тем временам закон был прост: застал вора на месте преступления — смерть ему. Достаточно было крикнуть своим работникам, чтоб они сбежались. Но вместо этого он подошел и обратился к ворам:
— Могу ли я помочь вам?
Воры огляделись, они никак не ожидали увидеть кого-то, но этот старичок показался им таким наивным, что они согласились на то, чтобы он своими сильными и натруженными руками набросил на их плечи по мешку с зерном, да еще и взялся вывести их из поместья. И повел их.
Они идут и вдруг слышат, как с Мироном здороваются работники. Воры начинают понимать, что старичок этот — хозяин усадьбы. И что ему достаточно крикнуть работникам, вооруженным мотыгами, косами и топорами, чтобы те бросились и убили их. И вот они идут своим крестным путем, между окриком хозяина с мгновенной смертью и тем, что из-под мешка с зерном просто так не выскочишь и не побежишь. Обливаясь смертным потом, они прошли с ним до ворот. Там он выпустил их с мешками и сказал:
— Я вижу, вы — люди лихие, воры, но сегодня вы почувствовали вкус смерти. Идите и больше не воруйте.
Говорят, что вкус смерти отбил у них охоту воровать. А святой Мирон стал епископом острова Крит, и теперь очень почитаем не только греками, но и всеми православными.
Один мой знакомый монах после пострижения долго не мог отвыкнуть от мира и своего ноутбука. Все ночи напролет он просиживал в интернетных чатах и живжурнале.
Чувствуя свою зависимость, он попросился из солидного городского монастыря в небольшой деревенский скит, который промышлял ловлей рыбы на озере и имел свою пасеку. Но и здесь интернет вползал в ноутбук через его мобильник. Видя, как он, не выспавшийся после очередной интернет-ночи, сонно перебирает сети, старый монах пожалел его и сказал:
— Зря ты смотришь в свой компьютер по ночам. Он сжигает твои глаза. Смотри вон на ту яркую звезду, и она восстановит тебе и глаза, и ум.
Инок взглянул в молодое утреннее небо и увидал звезду. Так странно было ее видеть не ночью.
На следующий вечер он выбрался на поляну и стал смотреть за звездой. Она, единственная на небосклоне, сияла ярко и, казалось, не двигалась. Инок смотрел на звезду, вспоминал, когда и как все это началось. Свою первую исповедь и первое причастие, первые молитвы и первые радости от церковной жизни.
В этот вечер он только отправлял электронную почту, а на следующий день забыл уже и это сделать. Сидя на крыше домика, он смотрел на свою звезду, в него вливалась красота и тишина ночная, он тихонько молился, и миром наполнялось его сердце.
Через полгода в его домик пришел вор. Это был наркоман из соседнего поселка, который подумал, что у монахов, должно быть, много денег и золотой утвари. Он долго рылся в домике молодого инока, но так ничего и не нашел. Когда монах застал его, он злобно зарычал и хотел было кинуться на него. Но монах сразу понял, что к чему, и, порывшись у порога, протянул оторопевшему вору свой ноутбук:
— Вот, возьми, здесь больше ничего нет.
Когда вор ушел, монах залез на крышу и посмотрел на небо. И вздохнул:
— Я отдал ему то, что и мне самому не нужно. Вот если бы я смог подарить ему мою звезду.
Когда я работал сторожем, ко мне на объект пробрался вор. Он хотел своровать колеса от легковых машин. Я подобрался к нему сзади и приставил свою берданку прямо к голове, он поднял руки и повлекся за мной в сторожку. По дороге он бурчал, что только освободился из тюрьмы, что он голоден, у него нет денег.
Я накормил его тушеной картошкой, в дорогу налил ему полстакана водки, дал хлеба и сало, а потом отпустил. Он взял еду, посмотрел на меня с обидой и сказал:
— Ты меня по всем понятиям обидеть хочешь? Ты меня поймал, ты меня должен ментам сдать. А ты мне хлеба дал, выпить налил. Презираешь меня? Считаешь меня ничтожеством?
Я вытолкнул его за ворота — и вместе с ним те старые времена, когда от воровства вразумлялись либо воры, либо ограбленные. Теперь между ними никакой разницы нет.
Читайте также: