Забыть себя
Тем, кто хочет помолиться на службе Лазаревой субботы от начала до конца, придётся прийти в храм не дважды, а трижды. Вечерня этого дня совершается вместе с Литургией Преждеосвященных Даров — по уставу, вечером, но в большинстве храмов, по сложившейся традиции, утром в пятницу. В первой стихире на «Господи, воззвах» мы констатируем завершение Четыредесятницы и говорим о том, что всё наше личное — и плохое, и хорошее — сейчас отходит на второй план, уступая место переживанию вместе со Христом самых драматичных страниц истории нашего спасения:
Душеполезную завершив Четыредесятницу, и святую седмицу страдания Твоего узреть просим, Человеколюбец, чтобы прославить в дни ее величие Твое, и неизреченный Твой замысел о нас, единомысленно воспевая: «Господи, слава Тебе!»
За кадром остаёмся не только мы, но и святые, память которых празднуется начиная с Лазаревой субботы и до окончания Светлой Седмицы. Им помолятся в другие дни и только в храмах, где совершается полный суточный богослужебный круг. Сейчас вы не услышите на службе ни одной молитвы преподобному Иоанну Лествичнику, память которого совершается 12 апреля. Минея спрятана до Фоминой недели, спрятан и Октоих, служба совершается только по Триоди постной.
Радуйся, град Вифания!
Следующие стихиры повествуют о воскрешении Лазаря. Первая из них просто описывает это евангельское событие, но с каждой последующей нарастает ликование — как в пасхальную ночь «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси…», начавшись еле слышным шёпотом, вырастает до громогласного пения. В повествование вплетается предвкушение сошествия Христа во ад и разрушения этой мрачной крепости, а затем — и нашего с вами грядущего воскресения. Ад впервые в недоумении: кто посмел похитить душу у того, кто привык только поглощать?! И вот на «и ныне» — кульминация:
Завершив душеполезную Четыредесятницу, воззовем: «Радуйся, град Вифания, отечество Лазаря! Радуйтесь, Марфа и Мария, сестры его! Завтра Христос приходит, чтобы оживить Своим словом умершего брата вашего. Услышав глас Его, жестокий и ненасытный ад, в страхе затрепетав и сильно восстенав, отпустит Лазаря, погребальными перевязями стянутого. Пораженный Его чудом, еврейский народ, с побегами пальм и ветвями встретит Его, и явятся дети, восхваляющие Того, Кому завидуют отцы. Благословен Грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
Пока — только радость, только торжество. Тема зависти и подлости, которые тенью следуют за любым великим делом, в богослужебных текстах появится позже.
Далее следуют паримии — чтения из Ветхого Завета. Как и весь Пост, это будут отрывки из Книги Бытия и Притчей царя Соломона. В первой паримии речь пойдёт о кончине праведников — Иакова-Израиля и Иосифа. В отличие от Лазаря, тела их остались погребёнными, души их ад не отпускает — но очень скоро и они встретят лицом к лицу Того, Кого ждали всю жизнь, и Кто один может освободить их из плена смерти.
Воскресение прежде страдания
Вечером служба по уставу должна начинаться с великого повечерия с каноном преподобного Андрея Критского (Помимо Великого покаянного канона, святитель был автором канонов Рождества Христова, Богоявления, Сретения, Благовещения, Пасхи, Преображения, Рождества Богородицы, Зачатия святой Анны, Рождества и Усекновения главы Иоанна Предтечи, канонов на дни памяти ряда святых, а также канонов, трипеснцев, четверопеснцев и стихир на многие дни цикла Постной и Цветной Триоди). В этом каноне развиваются темы, звучавшие в стихирах вечерни. На практике в большинстве приходских храмов вечернее богослужение под Лазареву субботу начинается с утрени, а в храмах, где читается повечерие, этот канон опускается.
В общем воскресении прежде Твоего страдания удостоверяя, из мертвых воздвиг Ты Лазаря, Христе Боже. Потому и мы, как дети, держа символы победы, Тебе — Победителю смерти воззовем: «Осанна в вышних, благословен Грядущий во имя Господне!»
Так звучит тропарь праздника — краткий богослужебный текст, в котором сконцентрирована суть празднуемого события. Впервые мы слышим его на утрене на «Бог Господь», после шестопсалмия.
Воскрешением Лазаря Христос свидетельствует о том, о чём позже засвидетельствует и Своим Воскресением: что смерть — не навсегда, что настанет день, в который мы все воскреснем для вечной жизни с Ним. Никакие законы мира, кажущиеся нам нерушимыми, не властны над Богом. Он может всё — и свидетельствует нам об этом, чтобы мы ничего не боялись, даже если скоро станет очень страшно.
В тропаре есть и призыв повторить слова, которыми приветствовала Спасителя толпа, когда Он входил в Иерусалим. Но мы знаем, что эти же люди через несколько дней сменят свою риторику на противоположную и будут требовать Его смерти! Ключевые слова тут — «как дети». Дети просто славили сотворившего величайшее чудо Христа — не из страха, не ради выгоды. К такой чистоте сердца и чистоте отношений с Богом в сегодняшний день Церковь призывает всех нас.
Прививка от начётничества
Далее, как обычно, следует кафизма и седален по ней. А вот затем звучат песнопения, которые у человека, попавшего на эту службу впервые, могут вызвать когнитивный диссонанс: по светскому календарю ещё пятница, по церковному уже наступила суббота, а фактически сейчас в храме воскресенье!
Воскресные тропари по Непорочным «Благословен еси Господи», «Ангельский собор» и далее — это особенность утрени воскресенья. Сегодня они звучат в знак того, что воскресение уже наступило — Христос отнял Своего друга Лазаря у смерти и ада. Воскресение — это не день недели, а состояние души человека, который находится в единстве с Богом. Именно об этом свидетельствовал преподобный Серафим Саровский, когда в любой день года встречал приходивших к нему словами «Христос воскресе, радость моя». Пасха настигает праведника не по расписанию.
Почему Христос плачет?
Далее звучит седален:
Источник мудрости и предведения, в Вифанию прибыв, Ты бывших с Марфою вопрошал, взывая: «Где положили вы друга Моего Лазаря?» Прослезившись над ним из сострадания, мертвого уже четвертый день воскресил гласом Своим, человеколюбивый и милосердный, как жизни Податель и Господь.
Почему Христос спрашивает о месте погребения Лазаря, если Он — всеведущий Бог? И тем более, зачем оплакивает друга, если знает, что через несколько минут воскресит его? Где логика? Иисус Христос — не только Бог, но и человек, и ничто человеческое, кроме греха, Ему не чуждо. Эти слёзы обличают еретиков докетов, учивших, что Христос только играл в человека, что это была лишь роль, маска. А нам они напоминают о том, что кровавый пот, боль и смертная мука тоже будут для Него более чем всерьёз.
Пение «Воскресение Христово видевше» — ещё один пасхальный подарок от воскрешённого Лазаря и создателей церковного устава.
Прощение для всех
Каноны развивают темы воскрешения Лазаря, победы Христа над адом и смертью, а также тему, которая в догматическом богословии называется «общение свойств» — как именно одна Личность может иметь две природы, как Иисус Христос может быть одновременно Богом и человеком. И, конечно же, авторы канона просят воскресить и всех нас, убивающих самих себя грехами.
Ответ на эту просьбу звучит в кондаке праздника — песнопении, которое, как и тропарь, кратко говорит о самом главном, но с несколько иной стороны:
Христос, всем радость, истина, свет, жизнь миру, воскресение, на земле живущим явился по Своей благости и стал образом воскресения, всем подавая Божественное прощение.
Ещё одна особенность богослужения этого дня — Песнь Богородицы («Честнейшая») не поётся, за восьмой песнью канона сразу следует девятая. Так будет до понедельника после Фоминой недели.
По девятой песне трижды поётся «Свят Господь Бог наш» — это тоже особенность воскресного богослужения.
Где твое, смерте, жало?
Помните знаменитое «Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа?» Этот вопрос мы слышим не только от святителя Иоанна Златоуста в пасхальную ночь, но и в сегодняшний день, во втором ексапостиларии:
Лазаря у тебя Христос уже отнимает, смерть, и где, ад, твоя победа? Плач Вифании на тебе ныне прекращается. Будем все ветвями в честь Его победы потрясать.
Стихиры на «Хвалите» на 8 — тоже особенность воскресного богослужения. В часослове написаны стихи только к первым шести, с последними читаются два стиха из Псалтири, специально подобранные к событию воскресения и названные в Типиконе «воскресными припевами» — «Воскресни, Господи…» и «Исповемся Тебе, Господи». В стихирах развиваются те же богословские темы, что и в канонах.
Крещальная литургия
В субботу утром служится литургия святителя Иоанна Златоуста. На малом входе поются тропарь и кондак праздника, евангельское чтение повествует о том, как Христос воскресил Лазаря.
Вместо Трисвятого поётся «Елицы во Христа крестистеся…» — «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись». Это песнопение мы услышим в Великую Субботу, на Пасху и на Светлой седмице, а также в день Пятидесятницы, в праздники Рождества Христова и Богоявления, потому что в древней Церкви преимущественно в эти дни крестили новообращённых. Под пение «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», облечённые в белые ризы, новокрещённые христиане во главе с патриархом торжественно входили в храм, чтобы в Таинстве Евхаристии соединиться со Христом и стать причастными к вечной жизни и вечной радости, которыми сейчас наслаждается и Лазарь — один из немногих людей, воскресающих дважды.
Богослужебные тексты приведены в переводе иеромонаха Амвросия (Тимрота)