I.
“Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему” (Ин. 20, 17).
Слова Христовы, обращенные к Марии Магдалине, приоткрывают нам таинство пасхального догмата. Иисус из Назарета, странствующий по Палестине отрок Божий заканчивает Свой путь в Иерусалиме. Приговоренный судом человеческим, Он восходит на Крест, умирает и навсегда уходит из мира и истории. Он умер и более никто не сможет увидеть Его, услышать и прикоснуться к Нему.
Отсутствие Иисуса в горизонтальном историческом горизонте непреодолимо и непреложно. Возможно, что традиционному онтотеологическому богословию свойственно преуменьшать значение Его ухода. Однако, реальность этого в историческом понимании вряд ли можно поставить под сомнение. Никто из современников Иисуса и никто в истории после Креста не сможет увидеть Его и быть рядом с Ним. Иисус ушел навсегда.
Неправда этой победы сил зла над Добром и Смыслом преодолевается в божественном ответе на свершившееся. Имя ему – Воскресение. Согласно свидетельству Писания, Отец воскрешает Иисуса из Назарета. В отличии от ветхозаветного библейского представления, говорящего о воскресении мертвых, как событии предваряющем суд над отдельным человеком и всем человечеством, Воскресение Христово само делается судом. Судом божественной правды над полнотой неправды, исторически победившей в суде над Иисусом.
Преданный Богу и Отцу до конца и без остатка, Иисус поставляется Христом, Мессией, Кириосом и Господом в событии Воскресения. Отныне, Он, Сын Человеческий – Хозяин Истории. Недоступный исторически, Он делается присутствующим в истории Всемогущим Господом Иисусом. Его присутствие не является горизонтальным, пространственным и историческим присутствием. Оно изначально преодолевает границы времени и пространства, совершается силой Святого Духа. Именно поэтому присутствие Христа Мессии сакраментально, то есть реально и объективно, ни в малейшей степени не зависит от характеристик субъективности, влияющих на действительность.
Событие Воскресения Христова делается началом присутствия Господа Иисуса в истории, которое никогда не прекратится. Присутствие Христово может стать моментом видения Господа и общения с Ним. Но, по самой сути своей, присутствие Господа Иисуса – суверенно. Никто не в силах приблизить Его к Себе, прикоснуться к Нему и увидеть Его собственным усилием. Присутствие Христово и общение с Ним отныне всегда дар благодати. Неслучайно, что одно из этимологических значений понятия «благодать» на латинском языке означает «коррупция». Ведь благодать подается даром и вопреки всякой формальной правде. Такая формальная правда существует в отношениях человека к человеку, но в событии Воскресения упраздняется в отношении человека и Бога.
Слова Христовы, обращенные к Марии Магдалине – «не прикасайся ко Мне» — означают, что Иисус прежний – Учитель-Равви, доступный и присутствующий, предстоит ей новым образом. Воскресение – не возвращение. Это начало совершенно иного способа существования, ставшего реальностью во Христе и становящегося очевидностью в мире. Воскресший Господь славы, Грядущий к прославлению Вознесения Иисус Мессия, вскоре ниспошлет дар Духа на историю и общину. Тогда они сделаются местом постоянного непреложного присутствия Иисуса – «Господа Господствующих и Царя Царей» Апокалипсиса (ср. Откр. 17, 4).