Дивный гимн любви воспел ап. Павел:
“Если я говорю языками человеческими и ангель-скими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий.
Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто.
И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том ни-какой пользы.
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,
не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,
не радуется неправде, а сорадуется истине;
все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразд-нится.
Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем;
когда же настанет совершенное, тогда то, что от-части, прекратится.
Когда я был младенцем, то по-младенчески гово-рил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рас-суждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.
Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.
А теперь пребывают сии три: вера, надежда, лю-бовь; но любовь из них больше.”
(1 Кор 13)
Когда некий законник спросил: “Учитель! какая наиболь-шая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и проро-ки” (Мф 22:36–40).
На Тайной вечери Христос говорил: “По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою” (Ин 13:35).
Апостол любви Иоанн Богослов писал: “Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не лю-бящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего” (1 Ин 4:20–21).
Любовь не раздражается, поэтому очень важно следить за тональностью разговоров в семье, и прежде всего — между супругами.
Грудной младенец много плакал. Однажды раздраженная мать воскликнула: “Как ты мне надоел, все орешь. Замолчи! Из окна тебя выброшу, негодника”.
Когда она после этого пришла в комнату, младенца не было. “Где… ?” А его маленький брат (трех-четырех лет) ска-зал: “Мама, он все плакал, а ты сказала: если он будет плакать, его надо выбросить из окна. Я его выбросил”. Вот результат сложения раздраженности матери и любви к ней трех-четырех-летнего младенца.
Только научившись любить ближних своих, можно испол-нять и большую заповедь Христову: “Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас” (Мф 5:44). Не говорите, что это противоестественно, — христианство не естественно и не противоестественно; оно — сверхъестественно поднимает человека до Царствия Небесного.
Любовь, как и вера, “без дел мертва” (Иак 2:20). Мы любим не столько тех, которые о нас заботятся, сколько тех, о ком заботимся сами. Детей надо приучать любить родителей и заботиться о них с самого раннего возраста. “Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле” (Еф 6:2–3).
Когда родители все дают ребенку, своему кумиру, не научая его отдавать, и не заботятся хотя бы друг о друге (отец о матери, мать — об отце), они растят эгоиста с потребительской психологией. Сколько писем в газеты писали о матерях, “все отдавших” своим детям и брошенных на старости лет. С мо-лодых лет следует воспитывать в человеке ответную любовь к людям, давшим ему жизнь. Чтобы дети любили родителей, необходимо, чтобы они от отца и матери получали не только игрушки, джинсы, деньги на кино и т. д., но входили бы в духовный мир отца и матери, в мир жертвенности, веры и действующей любви. Воспитание требует не открытого кошель-ка; главное — открытость сердца; тогда наступит время, когда дети из воспитуемых превратятся в друзей родителей, в семье произойдет взаимообогащение богатствами внутреннего мира.
Любовь, как и вера, достигает совершенства делами (см. Иак 2:22). Надо устанавливать для детей сначала крохотные, потом маленькие, а затем все возрастающие обязанности по отношению к родителям, друг ко другу и к семье в целом. И придет время, когда дети с любовью возьмут на себя значи-тельный объем наиболее трудных домашних дел, когда на их окрепшие плечи смогут опираться слабеющие родители, и дети многое будут делать лучше и умнее своих постаревших отцов и матерей. За родителями останется общий совет, молитва и любовь. К этому естественному ходу развития семьи родителям надо готовиться, и исподволь готовить к этому детей, прини-мающих эстафету жизни и деятельности, но не вырывающих ее из отчих и материнских рук. К старости надо готовиться.
Любящий человек способен отдать свое другому, делиться со своими ближними и с встречающимися людьми. К этому нужен навык. Вкусное и хорошее должно предназначаться не только для младенцев и школьников, но и для родителей — во всяком случае, в сознании детей. При недостатке, допустим, фруктов и т. п. можно, оставив их открыто для родителей, потом незаметно отдать детям.
Одна семья жила в стесненных материальных обстоя-тельствах. После чая конфету оставили на столе отцу, нахо-дящемуся на работе. Ребенок, бегая по комнате, потянулся к конфете. “Надо оставить папе, — сказала мать, — с чем папа будет пить чай, когда придет с работы?”
Эта сцена в течение дня повторялась несколько раз, все чаще и чаще. Наконец мать сказала: “Ладно, бери папину конфету”. Младенец зажал конфету в ручонке, а потом забросил ее в дальний угол стола, к стене, откуда сам он не мог ее достать. Остаток дня он не подходил к столу. Произо-шел маленький шаг в нравственном развитии человека.
Более взрослых детей следует посылать делать покупки в магазине. Это не только физическая нагрузка, но и приучение детей думать о нуждах семьи в целом. Конечно, здесь нужно родительское руководство, обеспечивающее “единство эконо-мической политики” семьи.
В детях должна воспитываться братская любовь друг ко другу, между ними следует создавать душевно-духовную бли-зость. Это нетрудно, ибо дети тянутся к себе подобным. Ко-нечно, отношения между детьми, как и вообще между людьми, во многом определяются их психологическим складом. Но общность рождения, воспитания и воспоминаний отчего дома имеет огромное значение для дружбы и любви на всю жизнь. Детские ясли и сады подрывают семейные устои и семейную близость между братьями и сестрами.
Детей с раннего младенчества надо приучать делиться друг с другом, помогать друг другу, старших — привлекать к воспи-танию младших. С какой любовью и уважением вспоминает свт. Василий Великий о своей старшей сестре — Макрине! В узбекском языке есть уважительное слово апа — “старшая сестра”, с которым иногда обращаются вообще к почтенной и старшей женщине. Нянями в русских диалектах иногда на-зываются старшие сестры. В старших братьях должна быть какая-то доля отцовского чувства по отношению к младшим.
Для нравственного климата семьи полезны совместные бытовые и хозяйственные дела, в которых участвуют все или почти все ее члены, и семейные походы, поездки за город, посещение святынь, музеев, исторических мест и т. д., сов-местные разговоры на религиозные и другие темы. Некогда в русских интеллигентных семьях были в моде совместные чте-ния классиков по ролям, в которых принимали участие и друзья из “близких” домов, детские игры, спектакли, шарады и т. д. Все это не должно проводиться как некие семейные “мероприятия”: это — проявление любви (в ее христианском восприятии и понимании) в жизни семьи.
Любовь между детьми созидается любовью родителей между собой. Эту супружескую любовь необходимо и в деле, и в молитве беречь как драгоценный дар не только двоих, но и семьи в целом. Она воспитывается в супругах и их совместным трудом у детской кроватки, и всем стилем семейной жизни.
Конечно, основные ночные хлопоты с младенцем несет мать, а не работающий отец, но ведь она, замученная бессонными ночами, и физически, и морально нуждается в любовной помощи.
Можно привести и примеры того, как жена, сидящая дома с одним ребенком, заставляет мужа стирать пеленки, а сама лишь играет со своим младенцем. Гораздо полезнее и для ребенка, и для отца было бы, чтобы тот, придя вечером домой, занялся бы малышом. В некоторых семейных и профес-сиональных ситуациях необходимо создать одному из супругов все условия для творческой работы.
Не будем приводить множества жизненных примеров; на-помним лишь, что к супругам более, чем к кому-либо, от-носятся слова апостола Павла: “Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов” (Гал 6:2).
Семья — общий организм; для нее естественно иметь общую кассу, куда вкладывается все: и заработки родителей, и стипендии и зарплата подросших детей. В семьях со стесненными материальными обстоятельствами это неизбежно, в состоятельных же иногда стипендию и заработок оставляют детям на “карманные расходы”, продолжая их полностью обеспечивать всем необходимым из родительских доходов. Это неизбежно выделяет из семьи то одного, то другого по-взрослевшего ребенка, способствует развитию потребительской психологии: “все мое — мое, а родители все равно обязаны меня и моих братьев и сестер содержать”.
На свои нужды дети могут получать даже больше денег, чем их стипендии или зарплата, но — из общей семейной кассы. Изложенные соображения не относятся, разумеется, к тем детям, у которых собственные семьи.
Любовь, взращиваемая в семье, должна распространяться и за ее пределы; “…будем делать добро всем, — пишет ап. Павел, — а наипаче своим по вере” (Гал 6:10). “…Не унывайте, делая добро” (2 Фес 3:13).
Эта любовь ко всем людям начинается с малого: уступить место пожилому человеку, помочь сделать что-либо одинокой старушке, позаботиться о подарке для кого-нибудь и т. д.
Проблема одиноких старушек в настоящее время стоит очень остро: их много, они беспомощны, одни из них благо-дарны и светятся радостью и верой, другие капризны и раздражительны: люди в старости более многообразны, чем в молодости. По очень многим причинам у значительной их части не устроилась личная жизнь: одни — они обычно благодарны — избрали служение Богу и людям, другие не смогли выйти замуж или потеряли своих женихов в лиховороте тридцатых годов и Отечественной войны. Переехать в дома престарелых и инвалидов — значит лишиться возможности посещения Церкви, а еще недавно это означало и запрет на чтение духовной литературы и т. д.
Добро, сочувствие и дружескую помощь надо оказывать близким семьям, и соответственно приучать детей разделять их радости и горе; необходимо воспитывать в детях навык делать добро всем нуждающимся в помощи и сочувствии, привычку “спешить делать добро”[1]. Следует рассказывать о героях добра и любви, от святых подвижников благочестия до д-ра Гааза и людей в ближайших к нам ушедших поколениях, до конкрет-ных знакомых. Образы человеческие обладают удивительной учительной силою.
Воспитание любви и легко, — ибо душа человека, как отме-тил Тертуллиан, по природе своей христианка, — и трудно, ибо в мире “по причине умножения беззакония” во многих охла-дела любовь (см. Мф 24:12).
Очень полезно прикреплять подростков, юношей и девушек к одиноким престарелым людям для той или иной помощи. Это часто оказывается не только помощью тем, кто в ней нуждается, но и позволяет молодым знакомиться с интерес-ными людьми, которым есть что рассказать о прошлом, кото-рые могут поделиться своим духовным опытом. Иногда между молодежью и такими одинокими стариками возникают неж-ные, родственные отношения.
Церкви и монастыри всегда имели богадельни, странно-приимные и сиротские дома.
Апостол Иаков в своем соборном послании пишет: “Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?” (Иак 2:19—20).
“Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе” (Иак 2:15–17).
В 1917 г. в связи с гонениями на христианскую веру и в первую очередь на православие всякая церковная благотво-рительность была запрещена, соответствующие учреждения и средства были национализированы. Да и любое сострадание, милосердие и благотворительность стали считаться оскорб-лением и унижением личности. Была отвергнута даже попытка свт. Тихона оказания церковной помощи голодающим; члены общественного независимого от церкви “Комитета помощи голодающим” были арестованы. Во время Ашхабадского земле-трясения 1947 г. епископу Ташкентскому и Среднеазиатскому Гурию категорически запретили оказывать помощь пострадав-шим в Туркмении, когда он проявил такую инициативу в своей епархии. Разрешались и делались обязательными сборы на строительство гигантских по тем временам самолетов типа “Максим Горький”, в фонд МОПР; позже обязательным для церкви был сбор в “Фонд мира”, но никаких сборов для конкретных организаций, больных и т. д. делать не дозво-лялось.
В двадцатые и тридцатые годы в некоторых приходах су-ществовали системы прикрепления относительно состоятель-ных прихожан к семьям репрессированных, — ведь они были “лишенцами”, не имеющими права даже на хлебные карточки. Конечно, такая помощь была не только материально обреме-нительна, но даже и опасна: она могла быть истолкована как пособничество врагу. В некоторых приходах потаенно сущест-вовали (и существуют) группы девушек, ухаживающих за больными прихожанками, которые не хотят ехать в дома пре-старелых, боясь потерять право на общение со священниками, посещение храмов и т. д. Теперь их стали с охотой приглашать и в больницы, где персонал всегда перегружен.
“…во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью” (Гал 5:6).
Некоторые крупные приходы пытаются сами органи-зовывать богадельни, при больницах восстанавливаются храмы, где дети и подростки могут учиться милосердию. Малые прихо-ды могли бы организовывать общие богадельни или вместе шефствовать над одной больницей или домом престарелых, а детям и подросткам поручать посещение этих мест хотя бы раз в неделю (только регулярно). К сожалению, приходится встре-чаться со случаями, когда юноша или девушка с радостью соглашаются посещать дом престарелых, а потом бросают. Дела милосердия должны быть постоянны.
Священникам надо не только поощрять молодежь в ухажи-вании за больными и престарелыми, но и ограничивать тре-бования последних. Старики часто жалуются, что их никто не посещает, никто им не помогает и т. д., хотя к ним регулярно и ходят, и звонят… Им скучно и они требуют большего. У молодежи есть и своя личная жизнь, и родители, и работа, а старики часто забывают свою молодость и не хотят представить себе нагрузки работающих и учащихся. Такими капризно-старческими требованиями часто отличаются старухи, которые во имя своей свободы не обременяли себя семейными забо-тами и трудами с молодежью. Церковные приходы должны разумно распределять силы своих молодых членов. На мораль-но-нравственных чувствах пришедших к вере детей иногда пытаются играть бросившие семьи отцы-старики, требуя к себе почета, уважения и послушания. Их не надо бросать, но и не надо баловать, как малых детей.
… Любовь должна быть горячей, деятельной и благоразумной.
[1]Любимое выражение доктора Ф. П. Гааза. Ф. П. Гаазу (1780—1853) посвящены работы разных авторов. Наиболее известной является Кони А. Ф. Федор Петрович Гааз. Биографический очерк, неоднократно переиздававшийся и 5 раз вышедший в “Собраниях сочинений” А. Ф. Кони (например, М., 1968, сс. 288—422).