«Рот закрой»
В октябре 2024 года в сеть попало видео из тверского детского сада № 152.
Ударом то ли в плечо, то ли по голове педагог-дефектолог усаживает ребенка за стол. Ребенок начинает плакать.
— Рот закрой, — говорит педагог, снова его бьет и, предположительно, за волосы ведет в туалет со словами: «Тоже туда же?»
В туалете уже заперт другой ребенок: он предоставлен сам себе и роется в мусорном ведре. Педагог кричит: «Не надо здесь ничего брать!» Оказывается, туалет служил в этом детском саду чем-то вроде карцера.
Видео педагог сняла сама и случайно отправила в чат родителям. Потом поняла, что ошиблась, сообщение удалила. Но видео сохранилось. Родители «подняли шум».
Директор детского сада пыталась замять ситуацию, а удары на видео объяснила тем, что «дрогнула камера», как сообщает юрист «Лиги семейного образования» Никита Сорокин.
Родители обратились в Следственный комитет. Ситуацию взял под контроль уполномоченный по правам ребенка в Тверской области. По итогам служебной проверки педагога-дефектолога уволили, а руководителя сада и воспитателей группы привлекли к дисциплинарной ответственности.
«Позиция уполномоченного однозначна — никакое физическое и психологическое насилие в отношении детей недопустимо», — говорится в сообщении на официальном сайте Уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка.
Это не единственный случай насилия в детских садах за последний год.
Детей били, толкали и связывали
Сентябрь 2024, Новый Уренгой. Родители одного из воспитанников детского сада «Елочка» заметили, что на теле их ребенка появились синяки. Другие дети жаловались, что их бьют линейкой. После проверки воспитателя отстранили от работы. Ей предъявлено обвинение в истязании (ст. 117 УК РФ) и неисполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетних (ст. 156 УК РФ).
Август 2024, Элиста. Воспитанник детского сада № 5 «Березка» рассказал матери, что там его били палкой и называли «дубиной». Ребенок просил, чтобы его раньше забирали из сада, начал переедать и есть до тошноты. На его теле появились ссадины и синяки. В разговоре с матерью воспитатели утверждали, что ребенок «активный» и «сам упал».
Мать написала несколько заявлений, но «прокуратура бездействовала», отмечает юрист Никита Сорокин. Уполномоченный по правам ребенка в Республике Калмыкия отказывалась принимать заявление. В итоге уголовное дело возбудили по ст. 156 УК РФ, но через два дня решение отменили. Глава СК России Александр Бастрыкин в конце августа поручил возбудить дело повторно.
Май 2024, Кемерово. Уголовное дело возбуждено в Кемерове после проверки детского сада № 5. Один из воспитанников рассказал, что педагог оскорбляла детей в его группе, заклеивала им рот, связывала руки скотчем, привязывала руки к ногам и голове, грозила выбросить детей из окна. Затем, как уточняет Никита Сорокин, педагог призналась одному из родителей, что делала это несколько минут.
Заведующая детским садом отказалась уволить педагога из-за нехватки кадров, а также установить камеры. В мае СУ СК России по Кемеровской области возбудил уголовное дело по ч.1 ст. 238 УК РФ — «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». Как отметил Никита Сорокин в разговоре с «Правмиром», в конце октября 2024 года дело должно быть передано в суд.
Апрель 2024, Екатеринбург. Воспитатель садика № 308 пнула ребенка во время прогулки, это случайно попало на видео:
«Подруга решила снять своего ребенка для бабушки на прогулке. А в это время воспитатель ее ребенка пинает. После пинка ребенок падает и начинает плакать, воспитатель не помогает ему подняться. С этим видео она подошла к заведующей детским садом, на что ее попросили решить эту проблему внутри садика, не вынося это на всеобщее обозрение», — рассказывает читательница изданию E1.RU.
После разбирательства воспитателя уволили.
Март 2024, Губкинский (ЯНАО). Камеры наблюдения, установленные в детском саду «Мишутка», зафиксировали, как воспитатели толкают и бьют детей, таскают их за волосы, дергают за пальцы.
«Дело доходит до абсурда: малыш пытался снять сандалии, расстегивая застежку, воспитатель схватила ребенка, взяла скотч и примотала, в несколько оборотов, к ноге обувь. Самое страшное, что есть закрытая зона от камер — это санузел. Детки выходят оттуда в слезах и держатся за уши», — пишет портал «Губкинский. Ком», опубликовавший это видео.
Возбуждено уголовное дело за жестокое обращение с детьми по ст. 117 УК РФ. Глава города Андрей Бандурко заявил, что детский сад «Мишутка» расформируют, а дети отправятся в муниципальные сады.
Март 2024, Сургут. Воспитатель частного детского сада в Сургуте насильно поила полуторагодовалого ребенка, который еще не умеет пить из кружки. На видеозаписи с камер наблюдения видно, что ребенок вырывается и плачет.
«Месяц назад я отдала своего ребенка возрастом 1,4 в группу, где она [воспитатель] работала. Ребенок еще не умеет пить из кружки, пьет из бутылки, об этом воспитатели были уведомлены, и всегда с ребенком я передавала бутылку. На видео мы видим, как воспитатель силой вливает в рот ребенку напиток из кружки, на что ребенок кричит, плачет, пытается увернуться. Воспитатель дает несколько секунд ребенку отойти от испуга и продолжает насильно заливать напиток в рот», — рассказала мать ребенка изданию URA.RU. Она обратилась в отдел полиции, после чего началась проверка.
Мы собрали далеко не полную картину, потому что не все случаи попадают в СМИ.
Как понять, что ребенку в саду плохо?
Определить, что происходит с ребенком в саду, сложно, объясняет «Правмиру» психолог Татьяна Орлова, соучредитель центра психологической помощи для пострадавших от насилия «НеТерпи»:
— Сложнее всего, если ребенка наказывают и дома. Тогда, во-первых, ребенок будет считать это нормальным. Во-вторых, он будет бояться рассказать родителям, думая, что они не на его стороне.
Если родители на стороне ребенка, проблема тоже не всегда ясна. Дети не сразу осознают происходящее как что-то неправильное, взрослый для них обладает авторитетом, а детский сад — это новый большой мир: что бы там ни происходило, значит, так надо, это правила игры.
— У моего ребенка в детском саду была нянечка, которая обещала вывернуть кашу за шиворот и лупила детей халатом, — рассказывает Татьяна Орлова. — Я сама об этом не знала, а ребенок рассказал сильно позже, притом что у нас прекрасные отношения. Он боялся нянечки. Но как можно было это выяснить? Да, она мне тоже казалась неприятной, но мои впечатления еще не повод ее обвинять. Все закончилось тем, что я перевела своего ребенка в другой детский сад.
Выделим некоторые маркеры, на которые родителям стоит обратить внимание.
- «Не хочу в сад»
Детям часто не хочется идти в сад, чтобы не расставаться с родителями, и это нормально, считает Татьяна Орлова:
— Однозначно утверждать, что ребенка там бьют или на него кричат, по этим словам нельзя. Но, скорее всего, он будет расстраиваться при мысли о саде, плакать, а после сада будет перевозбужденным.
Работая над материалом, корреспондент «Правмира» общалась с родителями, чьи дети пережили физическое и психологическое насилие в детском саду. Например, Любовь из Санкт-Петербурга рассказала, что ее сын стал плакать в яслях с первых же дней:
— Я ухожу, ребенок плачет. Я была готова, что не все дети, как моя старшая [дочь], совсем не плачут. Но рыдал он жутко. Один день, второй, третий. Я ухожу, оставляю его, через 40 минут мне звонят: «Забирайте, достаточно». Я как заведенная бегала туда-сюда. Бывало, что и 40 минут он плакал.
Забирая сына в нестандартное время, Любовь услышала то, чего другие родители услышать не могли: воспитательница кричала на детей.
— Приду, открою дверь — а там воспитатель просто орет. Не на моего ребенка, а на какого-то другого. Что могут сделать дети, за что на них надо так много и грубо кричать? При мне была ситуация: девочка сидела на горшке, поерзала и горшок уронила. Воспитатель на нее закричала.
- Агрессия, странное поведение
Если ребенок после сада начал вести себя непривычно, агрессивно (например, бьет игрушки, кусается), тоже нельзя однозначно сказать, что причина в детском саду. По мнению Татьяны Орловой, некоторые дети могут так делать, потому что посмотрели какой-нибудь фильм или поиграли в похожую игру. Но тогда стоит задуматься, почему ребенку это интересно.
Юлия из Екатеринбурга рассказала «Правмиру», что ее четырехлетний сын после детского сада начал гонять по квартире воображаемых монстров. Выяснилось, что его воспитатель тоже кричала на детей в группе:
— [Воспитательница] запугивала, даже не особо стесняясь родителей: «Я тебя оставлю одного в группе, свет выключу, и будешь тут в темноте один сидеть», «Как вы меня достали», «В шкафу закрою». Я не очень много слушала, раза два или три. Вторая воспитательница оказалась совершенно отстраненной, как будто не замечала детей, даже не здоровалась утром.
- Откаты в навыках
Если у ребенка длительный откат в навыках, это может быть сигналом. Но откат может случиться, потому что ребенок чем-то переболел или возникла сложная ситуация в семье. Поэтому всегда нужно смотреть на группу факторов, подчеркивает Татьяна Орлова.
Родители в беседе с «Правмиром» чаще всего отмечали, что насилие в саду принесло их детям проблемы с туалетом. Например, дочь Екатерины из Московской области после сада начала рыдать при виде горшка:
— Выяснилось, что воспитатель в яслях заставляла детей сидеть на горшке. Она с гордостью рассказывала, что дочь истерит, но какает в горшок. Я попыталась объяснить, что не надо так жестить, но эффекта это не возымело. Я растерялась. Это мой первый ребенок, первый садик, и я не знала, что мне делать. Дома я, естественно, ничего такого от дочери не требовала. Потом пришлось заново приучать ее к горшку.
У сына Ксении из Москвы в детском саду усугубился энурез, а потом начался энкопрез. Оказалось, воспитатели вывешивали напоказ его мокрое одеяло со словами: «Вот Марк опять описался».
— Ближе к четырем с половиной у него начался дневной энурез. Сын в течение этого полугода рассказывал, что воспитатели его пугали: что под полом живет Баба-яга и какие-то страшные тетки, что они сейчас за ним придут. Но у меня ребенок не шибко верил, и я смогла довести это до абсурда: что тетки под полом не поместятся, — вспоминает Ксения.
В детском саду все, как правило, расписано по часам: гулять, спать, есть, ходить в туалет. В результате базовые потребности превращаются в источник страдания:
— Воспитатели пытаются контролировать все, включая физиологические процессы. Это, с одной стороны, унижает ребенка, с другой — пугает, — объясняет Татьяна Орлова. — Если тебе не повезло с воспитателем, ты в опасности.
Как доказать, что ребенку причинили вред?
Если вы подозреваете, что вашему ребенку плохо в детском саду, сразу идти к администрации бесполезно, уверен юрист Никита Сорокин:
— Кто захочет признаться, что у него выгоревший воспитатель избивает ребенка? Так ты, во-первых, признаешься в своей некомпетентности, а во-вторых, в некомпетентности педсостава. Заведующие обычно говорят: «Вам показалось», а сами предупреждают воспитателя: «Слушай, больше так не делай. Поймают». Но это не значит, что воспитатель станет работать по-другому. Он просто будет вести себя осторожнее, — комментирует Сорокин.
Дальше необходимо собрать доказательства. Но часто единственное доказательство, которое есть у родителей, — слова самого ребенка. Его рассказ юрист советует записать на аудио. Но одних слов недостаточно. Не во всех детских садах установлены камеры видеонаблюдения. Родители имеют право об этом попросить, но администрация не всегда соглашается:
— По моему опыту, часть садов категорически против, — продолжает Сорокин. — Здесь вопрос в конкретном учреждении. К тому же многие родители считают, что не надо снимать их детей. Обычно на этом вся борьба заканчивается.
Если родители все же хотят разобраться, им остается только положить в рюкзак записывающие устройства, считает Никита Сорокин. Администрация сада может возразить, что это неправомерно и записи нельзя использовать в суде. Однако на практике мы видим, что именно такие записи и публичная огласка помогают добиться справедливости.
Об этом говорит недавний случай в коррекционной школе № 4 Василеостровского района в Санкт-Петербурге: мать одного из учеников на два дня положила в его рюкзак диктофон и выяснила, что учитель била и оскорбляла детей («бестолковка», «хорек», «чудовище», «раздолбай»), угрожала им палкой и линейкой, об этом писал «Правмир». Родители зафиксировали побои, обратились в прокуратуру. Разбирательство длилось год, в апреле 2024 года классного руководителя пострадавших детей приговорили к 10 суткам ареста. Дело остается на рассмотрении (ст. 117 УК РФ).
— Мы имеем право фиксировать правонарушения, не предупреждая об этом, — комментирует Никита Сорокин. — В моей практике было, что сотрудники образовательных организаций проверяли детские рюкзаки. Поэтому я не рекомендую специально покупать часы или что-то, что будет визуально определяться как записывающее устройство. Наша задача — доказать и привлечь силовые ведомства. А если реальных доказательств нет, виновник не будет наказан.
Если вы видите, что после детского сада у ребенка появились синяки, кровоподтеки и прочие травмы, их обязательно нужно зафиксировать. За это воспитателя как минимум можно будет привлечь по статье 6.1.1. УК РФ («Побои»), тогда его лишат возможности дальше работать с детьми, добавляет Сорокин.
— Когда был конфликт в коррекционной школе Василеостровского района, я написал, что каждый, кто желает, может обратиться ко мне и я всю информацию передам в аппарат Уполномоченного при президенте по правам ребенка. Обращений было очень много. Но часть из них не имела оснований: это были ошибочные мнения о педагоге, родители неправильно поняли ситуацию. Если родитель что-то ошибочно трактует, невиновного педагога могут уволить. Мы не имеем права этого допускать, — подчеркивает Никита Сорокин.
Поэтому лучше подождать и понаблюдать несколько дней, а затем обратиться к юристу: он поможет увидеть ситуацию с точки зрения права, а не эмоций, а также подготовить письменную позицию, дать показания и объяснения.
По опыту Никиты Сорокина, такие дела проходят сложно. Как правило, если нет весомых доказательств, приходится обращаться в СМИ за оглаской. Разбирательство может длиться до двух лет.
Гнев и страх
По мнению Татьяны Орловой, атмосфера насилия в детском саду травмирует любого ребенка:
— Если родители его поддержали, забрали из этого детского сада, сходили с ним к психологу, скорее всего, травма изгладится. Возможно, она будет всплывать в похожих ситуациях, тогда ребенок может, например, начать защищаться больше, чем другие, бояться, не высказывать свое мнение. Но в целом серьезного ущерба это не несет.
Если за ребенка не заступятся, он будет чувствовать себя беспомощным, ему придется научиться «выживать» в гневе и страхе: он решит, что насилие — это нормально.
В таких ситуациях формируются два типа реагирования — жертвенный или абьюзивный, добавляет Татьяна Орлова:
— Не исключено, что ребенок сам начнет на кого-то нападать, еще больше досаждать этой воспитательнице, чтобы слить свой гнев. Или, наоборот, будет считать себя во всем виноватым.
Татьяна Орлова рекомендует родителям помнить о двух моментах:
- каждый день спрашивать ребенка, чем он сегодня занимался в детском саду, каково ему было, какие у него впечатления от воспитателя, от нянечки;
- всегда быть на стороне своего ребенка.
Если ребенок рассказал, что на него кричали, что его били, толкали, где-то запирали, важно, чтобы родитель не опровергал эти слова («тебе показалось», «ты придумываешь»), а действительно защитил ребенка. Если родитель пошел к воспитателю или заведующей, услышал, что «ничего такого не было», и сдался, ребенок оказывается преданным. Если родитель сочтет, что ребенок выдумывает, у того никакой защиты не будет.
Фото: freepik.com