Мы почти никогда не бываем осознанными свидетелями исторических событий. «Большое видится на расстоянии» — мы не знаем, что войдет в историю, а что будет навсегда забыто, осязать историю почти невозможно. И даже если мы не ошибемся в важности события, то нередко это чувство будет тревожным, рождающим страх: что будет после, как жить дальше, кто следующий.
Так, наверное, чувствовали наши соотечественники – современники революций 1917 года, современники трагических событий 20 века. Такое же тревожное ощущение не покидало нас, когда мы слышали о расколе в Русской Православной Церкви за рубежом: многие думали, что и этот раскол будет развиваться по своей классической модели почкования: один раскол, за ним другой, третий. Расколы не врачуются.
Единство Русской Православной Церкви – это не просто примирение верующих, восстановление евхаристического общения, не просто прекращение гражданской войны в Отечестве – это и пример, прецедент для дальнейшего примирения и угашения вражды. Нам еще предстоит осмыслить и понять всю значительность этого дня.
Примечательно, что волна противостояния восстановлению единства набирала все большие обороты по мере приближения 17 мая. Высказывания в ряде СМИ против воссоединения сменились беспрецедентной дезинформационной кампанией, распустившей слухи о тяжелой болезни и даже, якобы, смерти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Когда Святейший предстал перед прессой, кампания сменилась на новую, утверждающую, что треть членов РПЦз против воссоединения с Русской Православной Церковью. Примеры такого медиа-противостояния можно множить, но главное они стали наглядным доказательством известного аскетического наблюдения: задумал доброе дело – жди искушений.
Кровь мучеников – есть семя Церкви. В этот день мы были свидетелями того, как эти слова воплощаются в жизнь. История христианства – это история миссионерства на крови, история гонений, история мученичества, история распространения, несмотря на невозможность этого распространения. По Воскресении и Вознесении Христа христианство представляло собой несколько десятков человек, из которых почти никто не умер своей смертью. Почти все апостолы приняли мученическую смерть. Так продолжалось и дальше – первые века гонений на христиан должны были привести к полному уничтожению веры Христовой: действительно – может ли распространиться вера, если всех верующих убивают? Убивают показательно, публично, на цирковых аренах, не жалея детей и женщин… И на смену гонениям приходит установление христианства государственной религией и проповедь по всему миру.
В веке двадцатом, после раскола, весь мир, затаив от ужаса дыхание, видел, как уничтожается Церковь в Советском Союзе. На одном только Бутовском полигоне похоронены тысячи расстрелянных за веру Христову. 2007 год – это год 70-летия 1937 года. Расстреливали за веру, ссылали, объявляли врагами народа священников, монахов и мирян. В войну многие храмы были открыты, но уже во времена «оттепели» гонения возобновились, правда, уже по-другому. Церковь-мученица испила эту чашу полностью. И теперь семя мученичество дало свои плоды – оно легло в основу примирения. Храм в честь Новомучеников и исповедников российских будет освящен в Бутово.
Запомним этот день.
Для верующих он начался с Божественной Литургии на Вознесение Господне. В храме Христа Спасителя собирались к 7 утра.
В 9.15 прибыл митрополит Лавр.
В это время храм уже был заполнен и пройти даже несколько шагов в храме было непросто. Митрополита Лавра встречали особым колокольным звоном, и если в храме его было почти не слышно, то за его пределами звук разносился на многие сотни метров. Ведущая роль в этом звоне отводилась 18-тонному «Святительскому» колоколу, на котором изображены четыре Московских митрополита — Петр, Алексий, Иона и Филипп.
Вскоре после митрополита Лавра прибывает и Его Святейшество.
Зачитывается акт и на амвоне Патриарх Алексий и митрополит Лавр ставят свои подписи под документом. Все следят, затаив дыхание.
Русская Православная Церковь Заграницей, совершая свое спасительное служение в исторически сложившейся совокупности ее епархий, приходов, монастырей, братств и других церковных учреждений, пребывает неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской Православной Церкви.
Русская Православная Церковь Заграницей самостоятельна в делах пастырских, просветительных, административных, хозяйственных, имущественных и гражданских, состоя при этом в каноническом единстве со всей Полнотой Русской Православной Церкви.
Высшую духовную, законодательную, административную, судебную и контролирующую власть в Русской Православной Церкви Заграницей осуществляет ее Архиерейский Собор, созываемый ее Предстоятелем (Первоиерархом) согласно Положению о Русской Православной Церкви Заграницей.
Имя Предстоятеля Русской Православной Церкви, а также имя Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей возносится за богослужением во всех храмах Русской Православной Церкви Заграницей перед именем правящего архиерея, в установленном порядке.
Как давно все ждали этих слов.
«Радость озаряет наши сердца. Свершилось историческое событие, которого ждали долгие годы. Восстановлено единство Церкви Русской. Это торжество драгоценно для Церкви, собирающей воедино чад своих, драгоценно для всего народа нашего», — сказал Патриарх, озвучивая то, что думали в этот момент сотни стоящих в храме людей.
На подписании акта присутствовал Президент России Владимир Путин. Его появление на амвоне вызвало среди присутствующих радостное оживление, многие, особенно зарубежные гости вполголоса отмечали, что Президент и крестится правильно, и кланяется, когда положено.
«В этом политическом, церковно-политическом конфликте не было победителей. Зато проиграли все: и Церковь, и сами верующие, вынужденные жить в атмосфере отчужденности и взаимного недоверия. Проиграло российское общество в целом», — сказал Президент в своем обращении. «Возрождение церковного единства — это важнейшее условие для восстановления утраченного единства всего «русского мира», одной из духовной основ которого всегда была православная вера. Всюду — куда бы судьба ни забрасывала наших людей — первой их заботой было возведение храма.
И сейчас для очень многих соотечественников, живущих вдали от России, именно Церковь является подчас единственным «островком» Родины. Эта незримая связь помогает им сохранять национальную культуру и традиции, родной язык, ощущать свою сопричастность с делами Отечества.»
В 2004 состоялась первая встреча Алексия II с первоиерархом РПЦз митрополитом Лавром, на которой было принято решение добиться восстановления единства Русской Церкви. А встреча Президента В.В. Путина с митрополитом Лавром стала во многом поворотным моментом в истории восстановления единства: тогда, по слову митрополита Лавра, иерархи Русской Православной Церкви за границей увидели, что во главе страны стоит не атеист, но верующий православный человек.
В память о великом дне Патриарх преподнес Президенту складень с иконой Владимирской Божией Матери и собором новомучеников и исповедников Российских.
Перед началом Божественной Литургии Патриарх призвал помолиться о «богохранимом Отечестве нашем, чтобы оно расцветало, чтобы в мире созидалась жизнь нашей Церкви, которую Господь создал, и врата адовы не одолеют».
Митрополит Лавр выразил патриарху глубокую благодарность за приглашение посетить Москву и сказал, что будет просить Бога ниспослать помощь и благословение на труды Алексия II. « Догмат о единстве Церкви выражается в Символе Веры, утвержденном Вселенскими Соборами на основании Евангелия Христова. Господь наш Иисус Христос, Начальник и Совершитель нашей веры и спасения, основал на земле только одну Церковь, ей единой вручил истинную веру, ее одну сделал сокровищницею благодатных даров Своих. Он того желал и о том особенно молился Отцу Небесному, чтобы все Его последователи, т.е. все православные христиане были «едино стадо» под управлением Его, «Единаго Пастыря», говорится в послании митрополита на Вознесение Господне.
После подписания Акта было провозглашено совместное многолетие членам Священного Синода Русской Православной Церкви и Архиерейского Синода РПЦЗ.
«Многая лета», — тихонько подпевали прекрасному хору молящиеся. В этот момент, как никогда ясно, чувствовалось единство не только Поместной Русской, но и всего Вселенского Православия.
Святейшему Патриарху Алексию и митрополиту Лавру сослужили шесть архиереев Русской Православной Церкви за рубежом, 58 священников и 21 диакон, а от Церкви в Отечестве — 14 архиереев, 58 священников и 12 протодиаконов. Среди служащих был и диакон Фома Диц — первый клирик Русской Православной Церкви заграницей, рукоположенный в духовных школах Московского Патриархата. В Неделю Торжества Православия 2006 г . ректор Московской Духовной академии и семинарии архиепископ Верейский Евгений рукоположил в сан в диакона студента 3-го курса семинарии Фому Дица, направленного в Московские Духовные школы по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в ответ на ходатайство архиепископа Берлинского и Германского Марка (Русская Зарубежная Церковь).
Такое событие стало возможным в контексте диалога между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью по преодолению разделения, возникшего в трагические годы жизни Русской Церкви в ХХ столетии.
После торжественного облачения Патриарха, на малом входе все служащие священнослужители вошли в алтарь. Освободилось центральное пространство храма, особенно хорошо стало видно огромную икону Вознесения Христова, украшенный белыми розами.
Вся служба совершалась с открытыми Царскими вратами, как на Пасху.
На Великом входе Его Святейшество помянул Предстоятелей Поместных Православных Церквей, а затем членов Священного Синода Русской Православной Церкви и Архиерейского Синода Зарубежной Церкви.
Затем митрополит Лавр возгласил: «Великого Господина и Отца нашего Алексия, Святейшаго Патриарха Московского и всея Руси и Свято-Троицкия Сергиевы Лавры Священноархимандрита да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков».
Во время Евхаристического канона, было слышно, как его Святейшество произносит слова тайных молитв- с каким вниманием и верой произносились эти слова! Началось причащение духовенства. В это время, после запричастного стиха, было оглашено послание послание Святейшего Патриарха архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви в связи с подписанием Акта о каноническом общении внутри Поместной Русской Православной Церкви.
«Начавшаяся 90 лет назад смута привела к затяжному междоусобному противостоянию, страшным итогом которого стали бесчисленные жертвы, страдания миллионов наших соотечественников, попавших в заключение или оказавшихся в рассеянии на чужбине.
Пережитые Россией испытания были закономерным итогом исподволь умножавшегося в нашем обществе духовного неблагополучия, об опасности которого предупреждали такие великие угодники Божий, как преподобный Серафим Саровский, святители Игнатий (Брянчанинов), Феофан Затворник, святой праведный Иоанн Кронштадтский», — говорится в Послании.
«На духовные первопричины попущенных свыше бедствий указывал и избранный на восстановленный Московский Патриарший престол святой исповедник Патриарх Тихон. «Забыли мы Господа! — восклицал он, — Бросились за новым счастьем, стали бегать за обманчивыми тенями, прильнули к земле, хлебу, к деньгам, упились вином свободы». За это «много скорбей и страданий послал Господь на землю нашу, любовно наказуя нас и призывая к покаянию».
«Восстановление утраченного единства оказалось трудным и долгим делом, потребовавшим многих усилий каждой из сторон. В дарованное Богом благоприятное время Церковь в Отечестве духовно осмыслила опыт пройденного ею крестного пути, итоги которого стали неотъемлемой частью хранимого Церковью предания. В то же время и чада Зарубежной Церкви получили возможность увидеть и должным образом оценить признаки духовного возрождения, отмечаемые на Родине. Нынешним нашим воссоединением в духе братской любви символически поставлена последняя точка в драматической истории гражданской войны.
Отныне Русская Православная Церковь за границей, сохраняя сложившееся в ней самоуправление, пребудет неотъемлемой частью единой Поместной Русской Православной Церкви, соединенной в общении и единстве со всей полнотой Вселенского Православия»
Размеренное и выразительное чтение послания оставляло неизгладимый след в памяти. Слова святителя Тихона «Забыли мы Господа! — восклицал он, — Бросились за новым счастьем, стали бегать за обманчивыми тенями, прильнули к земле, хлебу, к деньгам, упились вином свободы» звучали как никогда своевременно. В современном обществе эти слова, наверное, стали еще актуальнее, чем в то время, когда он произносил их.
Началось причащение из нескольких огромных чаш.
В конце службы митрополит Восточно-Американский и Нью-Йорский Лавр подарил Святейшему Патриарху список Курской-Коренной иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» — икону особенно значимую в истории Зарубежной Церкви. Его Святейшество передал набор евхаристических сосудов в качестве ответного дара.
Служба продолжалась больше пяти часов, но физическую усталость заглушало непередаваемое чувство ликования, радости торжества Православия.
Возможно, недоброжелатели восстановления единства останутся, возможно нежелающие примирения приходы будут упорствовать в своей позиции, ставя свои политические воззрения впереди веры и мира Христовых, но это те неминуемые частности, которых избежать невозможно. Русская Церковь теперь едина, восстановлено Евхаристическое общение, закончилась гражданская война.
Патриаршее послание заканчивается такими, очень близкими и понятными нам словами: «Возрадуемся же о нашем единении. Будем помнить уроки вразумления Божия и крепко беречь связующий нас союз любви. Будем хранить в чистоте веру нашу православную и отвращаться от соблазнов окружающего нас суетного мира. Да утвердит Господь святую Свою Церковь и сохранит ее необориму от всех расколов и нестроений во веки веков. Аминь.»
С использованием материалов www.mospat.ru
Фото: С. Власов, В. Ходаков. Пресс-служба Московской Патриархии