На прошлой неделе мы слышали рассказ евангелиста Иоанна о том, как Мария Магдалина прибежала к Петру сообщить, что тело Учителя кто-то унес из гробницы. Петр, а с ним вместе и Иоанн, бегут к гробнице – и действительно не обнаруживают тела. После этого они идут домой.
Мария же, по всей видимости, прибежав вместе с ними (или придя позже, отдельно), никуда не ушла, но осталась чего-то ждать. Она стояла и плакала – и в какую-то минуту (не в первый раз, конечно) заглянула в гробницу. Казалось бы, что тут может быть нового? Навряд ли тело могло вновь появиться само. А если бы кто-то прошел мимо нее, она бы заметила. Но вот она заглядывает внутрь гроба – и вдруг видит двух сидящих ангелов. На их вопрос она произносит всё те же слова, с какими она прибежала к Петру утром этого дня: «унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его». В этот момент что-то заставляет ее обернуться.
И здесь мы второй раз сталкиваемся с ситуацией, когда ученик, ученица не узнают Иисуса (первый раз мы это видели у евангелиста Луки, когда двое шли в Эммаус). Клеопа и его спутник не узнали Иисуса, несмотря на то, что шли с Ним по дороге не один час, беседовали с Ним – т. е. и видели, и слышали Его, но, несмотря на всё это, не узнавали. Почему так происходило? – евангелист дает ответ: «глаза их были удержаны, так что они не узнали Его». Ответ, конечно, не вполне исчерпывающий, но одно ясно: это было не случайно – и, вероятно, входило в намерения Иисуса.
Здесь же, в случае с Магдалиной, причины могли быть иными. Во-первых, она не ожидала увидеть Учителя, хотя именно для этого, должно быть, и осталась у гробницы. Кроме того, она плакала – слёзы застили ей глаза. Может быть, ей пришлось смотреть на Иисуса против солнца. Но вместе с тем очевидно, что Иисус изменился. Он был таким же – и одновременно Он был иным.
Но вот Он обращается к Марии по имени – и в этот миг она узнает Его! Однако что же говорит ей Учитель в ответ на ее радостное восклицание «Раввуни!» и, очевидно, на попытку ухватиться за Его ноги, бросившись на землю? «Не прикасайся ко Мне!», – говорит Иисус. Можно подумать, что Он отталкивает свою преданную ученицу. Нет, конечно, это не так. «Не прикасайся ко Мне» (возможен вариант перевода «не удерживай Меня») – говоря это, Христос дает понять Марии, что Его смерть и воскресение – не просто трагическая история с неожиданно благополучным концом, после которой жизнь вновь пойдет своим чередом. Нет, теперь всё будет по-другому, и иными будут отношения Иисуса с Марией – да и со всеми людьми. «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему». Иисус должен взойти на Небо, ниспослать ученикам Духа – и вот тогда Он окончательно исполнит свою миссию, которая относится не к одним лишь апостолам и мироносицам и даже не к одному только избранному народу – но ко всей вселенной; и тогда возобновится Его общение с Марией, хотя оно и будет иным. А сейчас Мария не должна Его удерживать, не должна длить эту встречу – напротив, она должна бежать, чтобы возвестить братьям (заметим – братьям!) Иисуса Его слова: «восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему».
Это очень важные слова, но, кажется, мы обращаем на них слишком мало внимания. А ведь здесь Иисус ставит Себя на один уровень со всеми уверовавшими, а их (нас) – вровень с Собой. Да, Вышний, Творец неба и земли – это наш Бог; но Иисус, будучи Сыном Божьим и Богом, называет Его и своим Богом. Да, Господь – Отец Иисуса; но Он и наш Отец. Апостлов же, а через них и всех христиан, исполняющих Его заповеди, Иисус называет братьям и друзьями (Ин 15:14).
Думаю, будет правильно, если мы не будем здесь пускаться в многословные рассуждения, а предоставим читателю самому поразмыслить над словами Спасителя. Обрести такого брата, как Иисус, удостоиться дружбы Сына Божия – здесь есть над чем подумать, не правда ли? И есть чему порадоваться!
* * *
В субботу 5/18 января мы не услышим воскресного евангельского чтения, о котором у нас только что шла речь: вся воскресная служба отменяется из-за праздника Богоявления. Ближайшие дни, когда на воскресной утрене будет читаться евангельское повествование о явлении Спасителя Марии Магдалине, – это Неделя 5-я Великого поста (24 марта / 6 апреля) и Неделя о слепом (12/25 мая).
В качестве приложения приводим песнопения, соотносящиеся с евангельским чтением на утрене: воскресный ексапостиларий, его богородичен и евангельскую стихиру – в церковнославянском переводе и в русском переводе иером. Амвросия (Тимрота). Оригинал этих песнопений, а также сегодняшнего евангелия можно увидеть здесь.
Ексапостиларий:
Два Ангела видевши внутрь гроба, Мария удивляшеся,
и Христа не знающи, яко вертоградаря вопрошаше:
господи, где положил еси тело Иисуса моего?
Званием же Того познавши быти Самого Спаса,
слыша: не прикасайся Мне, ко Отцу отхожду,
рцы братии Моей.
Перевод:
Двух Ангелов увидев внутри гроба, Мария поражалась
и, Христа не узнавая, как садовника Его вопрошала:
«Господин, где положил ты тело Иисуса моего?»
Но по возгласу Его узнав, что это – Сам Спаситель,
услышала: «Не прикасайся ко Мне,
Яко Отцу отхожу, –
скажи об этом братьям Моим!»
Богородичен:
От Троицы родила еси, Отроковице,
единаго неизреченно, во двою естеству суща,
и сугуба действом и единаго ипостасию.
Того убо моли присно, о иже верою покланяющихся,
от всякаго навета вражия избавитися:
яко вси к Тебе ныне прибегаем,
Владычице Богородице.
Перевод:
Одного от Троицы Ты родила несказанно, Отроковица,
двойственного по естеству, двойственного по действию,
но единого по Ипостаси.
Моли же Его всегда о поклоняющихся Тебе с верою,
чтобы им от всякого коварства врага избавиться,
ибо мы все к Тебе ныне прибегаем,
Владычица Богородица.
Утренняя стихира:
Мариины слезы не всуе проливаются тепле,
се бо сподобися и учащих Ангелов,
и видения Самого Иисуса.
Но еще земная мудрствует, яко жена немощная:
темже и отсылается не прикасатися Христу.
Но обаче проповедница посылается Твоим учеником,
имже благовествование носящи,
еже ко Отеческому жребию восход возвещающи.
С неюже сподоби и нас явления Твоего, Владыко Господи.
Перевод:
Горячие слезы Марии
не напрасно проливаются;
ибо вот – она удостоена и наставления Ангелов,
и лицезрения Тебя, о Иисусе!
Но еще о земном она думает, как немощная женщина,
и потому прикоснуться к Тебе, Христе, не допускается;
однако же как провозвестница посылается к Твоим ученикам,
которым сообщила благую весть,
возвещая о восхождении Твоем к Отеческому наследию.
С нею удостой и нас явления Твоего,
Владыка Господи!