«Вот построю, заполню — и заживу!» О чем мы забываем, когда слишком заняты планированием
Джеймс Тиссо «Библейские сюжеты»
Джеймс Тиссо «Библейские сюжеты»
Сегодня в храмах читают притчу о безумном богаче. Хотя чем он безумен? Крепкий хозяин, рассудительный, молился Богу. Тогда почему Он осуждает его поступок построить новые склады?

Монахиня Елизавета (Сеньчукова)

«И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих. 

И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю бо́льшие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.

Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?

Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12:16-21)

Воскресные дни Рождественского поста мало отличаются от других воскресных дней года. Пожалуй, только ирмосы Рождественского канона на Всенощном бдении накануне напоминают о грядущем торжестве. Но мы помним, что этот день должен быть посвящен Богу — так что почему бы нам не поразмыслить над Евангельским чтением дня именно в контексте ожидания Рождества?

Сегодня читается притча о безумном богаче. Хотя чем это он безумен?

Очень рассудительный, трезвомыслящий человек. Наверное, не бездельник, управлял хозяйством грамотно.

И вот Господь наградил (кто, как не Господь?) его хорошим урожаем. Человек решает, что нет смысла перегружать старые кладовые — надо построить новые, побольше, и перенести плоды туда.

Но почему-то именно это решение Господу кажется глупостью. Он Сам обращается к человеку и говорит, что сегодня же ночью он умрет, и непонятно, кому достанется его имущество. Заканчивается притча странной фразой: «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет». 

О чем или о ком тут вообще речь? Вовсе не о том, что этот богач не думал о Боге — наверное, думал и даже молился, коль скоро Бог к нему обращается лично. И даже не о том, что не следует печься о земном благополучии — что, лучше было бы, если уродившееся зерно сгнило, а инжир заплесневел в тесных погребах?  

Я думаю, Христос рассказывает притчу о человеке, который не умеет ждать. Он слишком занят планированием, и его слишком заботит успешное выполнение проекта. Вот построю… заполню… и заживу! 

А если не заживу, а наоборот — умру? Человек не хочет об этом думать, он гонит от себя мысли о смерти, это так страшно, так непредсказуемо, только расстраиваться от таких мыслей! 

И именно зная нежелание человека задумываться о своем переходе в мир иной, Господь говорит этому человеку: «душу твою возьмут у тебя». А не: «ты предстанешь передо Мной». Пока ты не думаешь об этой грядущей встрече, не размышляешь дальше, чем «еда в холодильник не посещается», смерть для тебя — кошмарный форс-мажор, насилие, в котором у тебя отнимают душу. 

Но как только ты перестаешь жить мыслью о вместимости холодильника, а вместо этого стремишься свое имущество не разложить по полочкам, а вложить в доброе дело, дело ради Бога — ты Его обретаешь. 

В этом, кстати, изначальная суть поста. В пост достаток человека естественным образом рос — не нужно было тратиться на мясо-молочную продукцию, а рыба была дешевле. Можно было бы сэкономленные деньги попрятать по кубышкам, а можно было потратить «в Бога». Тут полная свобода — можно потратиться и на Церковь, и на ближних.  

Тогда в конце поста нас ждет Встреча со Христом в празднике Его Рождества. В противном случае эта встреча будет формальной, не оставляющей в душе никакого следа, кроме усталости. 

Понятно, что в наши дни речь об экономии поста может вести только тот, кто питается макаронами, луком и селедкой. Но принципиально такой подход должен стать образом всей нашей жизни: вложи в Бога (в лице ближнего), а не присвой себе, и тогда сама смерть станет для тебя радостью о долгожданном свидании с Ним, а не ужасом об отнятой жизни.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.