Никогда не говорите:

— Меня никто не любит!

Каждого из нас, как великую драгоценность, как жемчужину,  Бог готов вставить в диадему, украшающую тварный мир. Видимый идеал образа любви мы можем видеть в Троице.

Кульминацией иконы является чаша жертвы любви. Таким образом, идеал любви – это взаиморастворение в ином , образование подобия Троицы между людьми. Русский язык не богат богословскими терминами и поэтому если наиболее кратко можно обозначить цель и смысл нашей жизни, то ее можно выразить как жертву Божественной любви, ведущую к утраченному общению с Богом, в полноте всего человечества. Мы ведь созданы по Его подобию.

-И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему…

— И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло…

Мы подобны Троице. Если между любимыми происходит недоразумение, то первым идет навстречу и подает руку сильнейший. Рождество – наглядный тому пример и доказательство того, что чтобы с нами не случилось он Единственный, Кто готов снова и снова видеть в нас светлый образ и бесконечно ждать нашей ответной любви. Рождество для нас – как протянутая рука. Для нас этот праздник для нас символизируется с ночным мраком раздвигаемым светом костра в вертепе, ангельским пением и вечнозеленым символом райского древа, а попросту елкой. Мы видим этот праздник как в большой семье – храме, так и в малой – в семье. Мы в кругу семьи. Мы подобны Троице.

Но для Бога этот праздник начинался совсем не так радостно. Это мы выходим из тьмы на свет, а Ему надлежало войти в мир оледенелый от греха и жестокости. С первых минут воплощения уже встал вопрос о совместном труде Бога и человека, о синергии. С первых минут жизни Христу возникла опасность быть убитым и отвергнутым.

Рождество Иисуса Христа было так:

…по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее…

Праведный Иосиф Обручник, приняв в свой дом отроковицу, почти ребенка, обязан был сохранить ее в чистоте.  Увидев ее не праздной он должен был пойти с ней на суд к старейшинам. Они были обязаны осудить ее на смерть. Как например:

Прошло около трех месяцев, и сказали Иуде, говоря: Фамарь, невестка твоя, впала в блуд, и вот, она беременна от блуда. Иуда сказал: выведите ее, и пусть она будет сожжена. Иуда (Быт.38)

То есть, Мария и плод чрева ее должны были быть убиты в первые дни Его воплощения. Это можно было бы  назвать чудом, если бы это на самом деле, не являлось бы нормой. Просто мы забываем о основах устройства этого мира и такие происшествия нам кажутся чудом. Праведность, душа открытая Богу легко слышит Его голос! Такие люди легко слышат Небо.  Иосиф – эта крепость и украшение Закона, отверг Закон права ради Закона любви легко приняв чистой душой слова ангела. Праведность открыла ему волю Божию ясно и просто:

«О Иосиф, почему не хочешь принять ты Марию, жену свою?»

 

Так же тонко и деликатно Мария, свято любя праведника, Мария не напрягала Иосифа

Вместе с Иосифом страдала душой и Пресвятая Дева: не могла же Она не заметить его сердечной боли, в то время, когда он своим молчанием старался облегчить Ее затруднительное положение и искал средства, чтобы прекратить свое затруднение.

Как переплелась в них многообразная любовь. Как тонко восхитительно благородство любящих душ!

И далее простирается над Богомладенцем трепетная защита волхвов Каспара, Мельхиора и Бальтазара, рисковавших жизнью перед лицем коварного Ирода. Они продолжают линию соучастия человека в промысле Бога. Также ложится в канву гостеприимство людей, пустивших Святое семейство в пещеру , умильная жертвенность нищих пастухов, принесших свою простую жертву Младенцу – поклон. Ангелы принесли пение. Мы видим три вида деятельности человека: прагматику приносящую золото, ладан и смирну, творчество – ангельское пение и просто поклон, как воплощение любви всей своей жизнью. Три дара Божиих, развитые трудами, принесли свою особенную жертву, как прообраз обширного и многообразного служения людей.

Мы видим дивный хор любви, охвативший небо и землю в этом порыве жертвенности от Бога к людям и от людей к Богу. И это снова наводит на ум особенность графики иконы Троицы Рублева – пересечение окружностей – как основу ее композиции.

На Украине можно часто видеть вертепы, сооруженные в натуральную величину. Нам, русским, это в диковинку стоять рядом с фигурами пастухов, волхвов, у плеча праведного Иосифа и на расстоянии вытянутой руки от Девы Марии.   В нашей культуре близость символична и выражается как максимум близостью к сильно условным изображением персонажей, которых мы привыкли видеть на иконе.  У нас даже приветствуется некоторая отстраненность участников сюжета иконы через нарочно условный и трансформированный язык преображенной реальности. Когда я встал рядом с таким вертепом в Киево-Печерской Лавре, то вздрогнул от неожиданности. Младенец, похожий на куклу, сено над яслями, раскрашенные волхвы сначала оттолкнули, но помимо головы включилось сердце… и оно было радо.

 

Детская вера автора этого вертепа не может быть не замечена. Нельзя не заметить и той любви, что вложена в эти вертепы по всей Европе. Я же вижу как радуется мой ребенок, встречая глазами ангелов над яслями, голубые глаза Христа, огоньки и зверушек. Что-то в этом есть от истины. Что-то есть от понимания веры по слову апостола Павла как «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». То есть вера – это такое состояние, когда реалии горнего мира воспринимаются так же явственно, как видимая жизнь.

Единственно, что, возможно, не хватает этим инсталляциям, так это более осознанного и ответственного понимания, что мы не зрители за стеклом этих фигурных композиций, а реальные участники. Соучастники не утренника, а реального круговорота любви во Вселенной. Возможно, нам не хватает трезвости и решимости войти в этот суровый и прекрасный мир принимая укрепляющую благодать Божию и расточая свою любовь.

Волхвы пришли. Младенец крепко спал.
Звезда светила ярко с небосвода.
Холодный ветер снег в сугроб сгребал.
Шуршал песок. Костер трещал у входа.

Дым шел свечой. Огонь вился крючком.
И тени становились то короче,
то вдруг длинней. Никто не знал кругом,
что жизни счет начнется с этой ночи.

Волхвы пришли. Младенец крепко спал.
Крутые своды ясли окружали.
Кружился снег. Клубился белый пар.
Лежал младенец, и дары лежали.

«Что может быть позорнее смерти на кресте? Что может быть унизительнее, зазорнее рождения в вертепе? Там Сын Божий был причтен к «злодеям», в вертепе же является обыкновенно на свет дитя позора, в яслях оставляются подкидыши. Вот в ряду каких детей благоволил «увидеть свет» Сын Божий! (…) рождение в вертепе и возлежание в скотских яслях необходимо было… чтобы почувствовали себя чадами Божиими все, которым приходится «стыдится» своего рождения, все дети вертепов, притонов, ночлежек, подкидыши, приемыши, чтобы ни один человек по вине судьбы, по обстоятельствам рождения, не был исключен из царства Божия»

прот. Александр Туберовский.

Для многих из нас, внутри личности, Рождество так и не состоялось . Для многих Христос остался Небесным Собесом

Это очень важно и просто понять суть Рождества: зачем Богу потребовалась именно такая жертва любви? Почему Он родился не царской семье, а в семье плотника? Почему вместо того чтобы договариваться с Пилатом, иудейскими царями и священниками, напротив, вел себя демонстративно вызывающе. Почему Он родился для того чтобы быть распятым? У всех этих событий есть один важный знаменатель, который мы обязательно должны понять, так как только после этого мы становимся христианами не по названию, а по существу. Только после понимания смысла миссии Христа мы сами в состоянии стать Его учениками и пойти вслед за Ним. Если для нас Рождество это просто ночная служба или шалашик в Киеве, то мы ничего не поняли. Нам как первоклассникам снова и снова будет задаваться этот урок, до тех пока мы ясно всей полнотой своего существа не поймем, что жизнь – есть любовь в Боге. А дело любви — жертва. Быть христианином значит вслед за Христом войти в этот мир наполненный льдом жестокости и расчета, неся свой маленький крест – ключик к Царствию Небесному. А сделать этого невозможно если нет любви. Как писал Есенин:

Мы все в эти годы любили,
Но, значит, Любили и нас.

Из рождественского Апостола:

А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа.

То есть если нам кажется, что нас не любят, то в первую очередь, это симптом того, что мы сами никого не любим. И самое главное, это значит, что мы не только не любим Бога, мы даже не знаем кто Он.

Первые шаги с Богом не такие уж трудные. Рождество состоялось не в морской пене и не из чрева земли, а в тихой семье . Пусть самые просты шаги мы, так же как и первые минуты жизни Христа, начнутся у нас в семье. Наше сердце должно стать новыми яслями для Христа, а мы Его новыми помощниками. Кто-то, как волхвы, дарами разума, принося Ему ладан, золото и смирну. Кто-то как ангелы – пением и славословием и иным творчеством. А кто-то, как чуткие сердцем и неимущие пастухи- сердцем открытым Богу, свидетельствуя свою жертву простым поклоном перед великолепием Любви.

Любит, любит нас Господь! Научи, Господи, и меня Твоей любви.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.