Хорошо додуматься до мысли о свободе
Только что прошел Петров пост – ан уже вот он и Успенский.
Надо ли снова и снова говорить о том, зачем пост нужен? В ушах навязло у всех, право слово! … Но всё-таки поделиться-то мыслями о посте – можно, авось кому и пригодится.
Нужен пост (если нужен) каждому по-разному. Одному – из послушания Церкви, другому – как подготовка к Событию, будь то Пасха или Успение Богородицы, третьему – как аскетическое упражнение, четвертому – как диета, пятому… Так и должно быть, люди-то в Церкви все разные.
Я же, например, думаю вот о чем: замечательно, если в вопросе о посте христианин додумался до мысли о свободе: «Да, есть такая позиция: мне никто не вправе пост навязать, никакие батюшки и никакая традиция, пост есть дело добровольное, могу его и не соблюдать, но есть ведь и другая позиция: могу соблюдать. И почему, собственно, нужно как маркер свободы брать именно первую позицию, а не вторую? Жить вольно и отвязно я уже пробовал, а ну-ка, попробую попоститься…»
Полезно, когда пост идет трудно
И еще полезнее бывает , когда сей христианин, применив к себе эту свободу, обнаружит свою коренную несвободу. Скажем, когда алкоголик (привожу знакомый всем пример зависимости, один из многих ), в запальчивости говорящий: «Я ни от чего не завишу, могу и не пить!», попробовав и в самом деле не пить неделю, обескураженно обнаруживает, что как раз не пить-то и не может, что все его представления о собственной вольности – иллюзия…
Очень полезно, когда пост идет трудно, когда слышится скрип при натужной попытке подвинуть некую противостоящую человеку громаду, застящую свет, словом, когда человек совершает пост именно как по-двиг.
Что мне делать, когда тяжесть надо сдвинуть, а не получается, силенок нет? Правильно, приходится кумекать умом: подкопать, использовать рычаг, искать какие-то инструменты, а равно, по мере возможности, применять для решения задачи рекомендации и наблюдения тех, кто пробовал делать то же самое.
Слово «инструменты» возникло тут не случайно. Когда-то о. Павел Флоренский рассуждал о том, что все изобретения человека исходят из подспудного желания увеличить и продлить себя, сделать более совершенными свои несовершенные органы: подзорная труба – усовершенствовать зрение, паровоз и автомобиль – укрепить и удлинить ноги, и так далее.
Эти попытки падшего смертного человека исправить свое несовершенство – вполне естественны, они от глубинной тоски по утраченному совершенству и бессмертию, по тому человеку, какой был задуман и создан Богом как венец творения, беда только, когда совершаются такие попытки – вне Бога …
Искривление личности требует духовной ортопедии
А есть ли такие попытки – в Боге? Да, есть. И речь тут уместнее вести уже не о слесарных или столярных инструментах, прилагаемых к миру, а о медицинских , прилагаемых к самому себе. В книге «Столп и утверждение истины» Флоренский писал об этом так: «Зло есть не что иное, как духовное искривление, а грех – всё то, что ведет к таковому. Но наличность этого искривления личности требует своего рода ортопедии, духовной ортопедии. Эта-то ортопедия – узкий путь подвижничества в разуме святых отцов».
Проще говоря, если, скажем, стопа моя поражена гангреной, то у меня есть выбор: или не трогать ее и ждать неизбежной мучительной смерти, заглушая боль чем-нибудь – или что-то делать, пока не поздно, отсекать гнилую часть («уклонись от зла») . А дальше что? Как «сотворить благо»? Нарастить новое (как)?.. Воспользоваться протезом (где взять)?..
Бог в силах вырастить нам новый орган, в это мы веруем, исповедуя чаяние воскресения мертвых и жизни будущего века.
Мало того, мы с вами встречаем людей, исцеленных от тех или иных видов гнили греха, уже в земной жизни явно несущих в себе свет и жизнь Духа Святого (много ли их вокруг мы видим, или «оскуде преподобный» — другой вопрос…). Но часто встречаем и тех, кто только еще пребывает в долгом процессе лечения, кто пока еще пользуется временным протезом. В процессе болезненном, ведь протез натирает, он требует возни с ним, но эти люди смиряются и понимают: с протезом я могу хоть и не вальс танцевать и не стометровки бегать, но как-то ходить, без него же – совсем никак, разве что ползать…
Сравнение грубое, как и всякий образ – приблизительное, но видится лично мне уместным. Отец Павел говорит о «духовной ортопедии», имея в виду (и в этом точно следуя опыту святых отцов-подвижников) работу над главным нашим органом – сердцем. Сердцем, которое является средоточием жизни человека, тем местом, где происходит, говоря языком космонавтов, «стыковка» человека и Бога, местом, которое, будучи поражено грехом и гнилью, мгновенно поражает порчей все прочие органы, все прочие грани нашего существа и существования.
Врач — Христос, а мы — Его пациенты и ассистенты
Особенность этого лечения такова, что врач тут , безусловно, Сам Христос, но мы с вами – не только Его пациенты, но и, таинственным образом, Его ассистенты, от наших трудов, усилий, умения зависит очень и очень многое. Нас без нас не спасти – и в этом тоже проявление нашей уникальности, нашего Богозданного величия, глубокого доверия Бога к нам и нашей свободы.
Я читал и слышал немало споров на тему о том, может ли человек-ассистент в этом процессе лечения так напортачить, что и Христос потом не сможет исправить, какова доля участия человека в синергии с Богом, в деле спасения… Знаю одно: основные спасительные рекомендации даны всем христианам без исключения, они просты и давно известны, а уж как именно мы им будем следовать – дело каждого из нас.
Вот пост – как раз и есть одно из многих средств этого исцеления, работы себя-Христова ассистента над собой-пациентом.
В данном случае – тот пост, который нам предстоит, коротенький Успенский. Доброй, творческой и плодотворной вам работы!