Помни. Преступления нацизма. Освободительная миссия Красной армии в Европе — Фотоэкскурсия по выставке
29 января 2015 года Российское военно-историческое общество представило в Новом Манеже мультимедийную выставку «Помни. Преступления нацизма. Освободительная миссия Красной Армии в Европе». Мы предлагаем читателям «Правмира» совершить виртуальную фотоэкскурсию по выставке.

Российское военно-историческое общество представило первую выставку к 70-летию Великой Победы

Мультимедийная выставка «Помни. Преступления нацизма. Освободительная миссия Красной армии в Европе», расположенная в двух залах музея, состоит из девяти тематических композиций: «Приход к власти фашистов», «Массовые репрессии. Концлагерь», «Преступления фашизма против человечества», «Смертельная схватка и цена победы» и др. Концепция выставки состоит в представлении трех сторон войны — преступника-нациста, жертвы нациста и советского солдата-освободителя. На мультимедийных стендах можно полистать фотохронику, а на экранах увидеть кадры 1930–40-х годов. Также зрителям представлены уникальные музейные экспонаты и авторские работы коллектива художников, который возглавляют народные художники России Василий Нестеренко и Салават Щербаков.

Председатель Российского военно-исторического общества, Министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский подчеркнул, что это первая выставка, которая проводится в рамках празднования 70-летия Великой Победы.

«Уникальность этой выставки заключается в том, что те фотографии, те кадры кинохроники, которые вы здесь увидите, на 90% никогда не показывались. Не показывались по этическим соображениям. Сейчас время показать людям, что такое победа над нацизмом на самом деле. Один зал расскажет, что готовили нам фашисты в случае победы, порабощения Советского Союза. Второй зал рассказывает, как Советская армия освобождала Европу», — сообщил председатель РВИО, Министр культуры РФ Владимир Мединский.

Выставка работает в Новом Манеже с 30 января по 10 марта ежедневно, кроме понедельника, с 12:00 до 21:00, вход бесплатный. После того как выставку увидят москвичи и гости столицы, она отправится в Санкт-Петербург, Волгоград, Смоленск, Республику Крым и другие регионы страны. Также планируется показ за рубежом.

Позднее выставка будет оцифрована и ее виртуальная копия будет целиком представлена на интернет-сайте Российского военно-исторического общества.

 

В 1935 году были приняты Нюрнбергские расовые законы, лишившие немецких евреев гражданства и запрещавшие евреям вступать в отношения с немцами.

 

С 1939 по 1945 гг. через лагерь смерти Равенсбрюк прошло 132 тысячи женщин и несколько сот детей из 23 стран Европы. 93 тысячи человек были уничтожены. В Треблинке-1 в 1941-1944 погибли около 10 тысяч человек, в Треблинке-2 уничтожены около 800 тысяч человек.

 

С 1937 по 1945 гг. узниками лагеря Бухенвальд были около 239 тысяч человек. Всего в Бухенвальде было замучено 56 тысяч заключенных 18 национальностей.

 

Дети войны. Во время налета немецкой авиации, 1941 год. Фото Бориса Ярославцева. Фотохроника ТАСС

 

В Майданеке в 1941-1944 гг. фашистами были уничтожены около 1, 5 миллиона человек различных национальностей.

 

Узниками Дахау были около 250 тысяч человек из 24 стран; замучены или убиты около 70 тысяч человек. (В том числе около 12 тысяч советских граждан). За время существования лагеря Маутхаузен, в нем находилось око 335 тысяч человек из 15 стран. В лагере уничтожено более 122 тысяч человек. В том числе более 32 тысяч советских граждан.

 

Нацистами было убито за время войны 1,5 миллиона детей, включая более миллиона евреев и десятки тысяч цыган, немецких детей с физическими и умственными недостатками, находящихся в лечебницах, польских детей и детей, проживавших на оккупированной территории Советского Союза.

 

Из 73-милионного населения на временно оккупированных советских территориях фашистами истреблено более 7420000 человек.

 

Казанская икона Божией Матери. Последняя четверть XVIII века. Центральная Россия. Первоначальный чудотворный образ Богоматери с Младенцем, именуемый «Казанским», был обретен 8 июля 1579 года во время завоевания Казани войсками Ивана Грозного. Издревле икона почиталась как Заступница и Победительница: именно заступничеству Казанской Богоматери приписывалось окончательное освобождение Москвы от поляков в 1612 году, в 1812 году этот образ был вознесен М.И. Кутузова во время молебна о даровании победы над врагом. Древняя чудотворная святыня была утрачена еще в 1904 году, однако до нас дошли тысячи списков с прославленной иконы, написанные на протяжении столетий в разных уголках России. К их числе относится образ из собрания Музея русской иконы. Стилистические особенности памятника свидетельствуют о его создании в последней четверти XVIII века в одной из иконописных мастерских центральной России. Икона была приобретена в 2006 году в Сергиевом Посаде. Семейное предание сохранило историю этого образа. Известно, что икона была освящена в Троице-Сергиевой Лавре и впоследствии находилась в местном ряду иконостаса одного из сельских храмов, располагавшихся вдоль Ярославской дороги. Во времена правления Александра II (1866-1881) для этого храма был заказан новый иконостас, а образ Богоматери Казанской перешел к бывшему церковному старосте, который привез его в Сергиев Посад, где он и хранился как семейная чтимая икона, переходя из поколения в поколение. Перед этой иконой служили молебны и ей же благословляли призванных в армию в годы Первой мировой войны (1914-1917). Образ охранял членов семьи, в которой находился — все сыновья вернулись домой невредимыми, а один из них будучи унтер-офицером 10-го Новгородского драгунского полка во время Великого отступления русской армии в 1915 году пережил чудесное явление почитаемой в семье иконы. Во время ночного боя он отбился с частью своего разъезда от основных сил полка. Вдруг посреди ночного леса ему явился с детства знакомый образ Казанской Богоматери, словно парящий в воздухе и овеянный чудесным светом. Посреди выстрелов и наступавших австрийских частей пятеро драгун во главе с унтером следовали за все отдалявшейся от них иконой. В итоге они смогли прорваться с поля боя и выйти в расположение родной дивизии, буквально наткнувшись на арьергардные части соседнего уланского полка. В годы Великой Отечественной войны во время битвы под Москвой (осенью 1941), икона была вывезена одним из священников в прифронтовую зону, в расположение 33-ей армии. Здесь батюшка будучи на полулегальном положении и следуя негласному дозволению командования, служил молебны о здравии солдат и благополучном исходе сражений. Перед этой же иконой под обстрелом немцев был отслужен открытый молебен, когда части 222-й стрелковой дивизии 33-й армии освободили Верею (19 января 1942). Икона оставалась в Верее, а к осени 1942 года была возвращена в Сергиев Посад, где и хранилась, переходя из рук в руки, но свято сохраняя связанные с ней семейные предания. Разумеется, мы приводим здесь лишь семейное предание, но оно со всей ясностью свидетельствует о святости образа Казанской Богоматери для истории нашего Отечества — ведь перед этими иконами столько раз возносилась материнская молитва о возвращении из боя своих сыновей.

 

Выставка работает в Новом Манеже с 30 января по 10 марта ежедневно, кроме понедельника, с 12.00 до 21.00, вход бесплатный. После того, как выставку увидят москвичи и гости столицы, она отправится в Санкт-Петербург, Волгоград, Смоленск, республику Крым и другие регионы страны. Также планируется показ за рубежом.

Позднее выставка будет оцифрована, и ее виртуальная копия будет целиком представлена на Интернет-сайте Российского военно-исторического общества.

Фото: Ефим Эрихман

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.