Что такое Крест для христианина? Вопрос, конечно, не праздный, но и не имеющий четкого ответа в рамках обычной человеческой логики.
Церковь в богослужении дает множество определений Кресту, но, наверное, самый универсальный ответ: «Крест — хранитель всей вселенной» (светилен службы праздника). Вселенная — это наша среда обитания, то место, куда нас вселил Господь, чтобы даровать нам возможность бытия: нашу жизнь, дыхание, способность познавать мир и Бога, — все это вселенная, хранимая Крестом Христовым. Жизнь человека, осененная Крестом, доставляет ему какую-то неизъяснимую радость, которую можно охарактеризовать как полноту бытия.
Не так давно довелось увидеть документальный фильм об Оптиной пустыни, снятый Эдуардом Сагалаевым. Это был на редкость искренний и от этого неожиданный поток впечатлений только начавшего ходить в церковь немолодого уже человека. Среди прочих личных переживаний Сагалаев сделал для себя открытие: в какой-то момент он вдруг понял, что наложение на себя крестного знамения доставляет ему удовольствие. Можно было бы улыбнуться такому, на первый взгляд наивному, впечатлению, но, на самом деле, этот личный опыт миллионы раз подтверждается в жизни всех христиан.
Если задаться вопросом, что приносит человеку радость, то множество полученных ответов можно будет разделить на две большие группы: радость от приобретения и радость отдачи чего-либо. Эти две радости не противостоят друг другу, но сильно различаются глубиной переживания. На детской площадке можно наблюдать такую картину: ребенку дарят конфету, и он, радуясь, бежит к маме, чтобы показать или даже разделить материальную радость приобретения, а мама, в свою очередь, желая научить ребенка деланию добра, просит его отдать эту конфету кому-нибудь в дар. Интересно, что, совершив этот поступок, ребенок снова бежит к маме, без конфеты, смущенно улыбаясь, но с необъяснимым восторгом от пока еще неосознанного прикосновения к таинству жертвы. Странно, но такое игровое обучение маленького человека жертвенности закладывает основы правильного мировоззрения, на вершине которого находится Крест Христов и Его Жертва, которой сохраняется вся вселенная.
Крест окружает нас повсюду. Он виден на восстанавливающихся и построенных храмах, вдоль дорог, на памятных местах. И человека, знакомого с таинством жертвы, это не может не радовать. Когда проходишь мимо Креста, с тихой радостью можно сотворить крестное знамение, напомнить себе: цель жизни лежит за пределами земного существования, за пределами политических или социальных противоречий, — в Царстве Небесном, которое открыто людям Христовой Крестной Жертвой.
В начале XX века безбожная власть в России постаралась удалить Крест Христов из жизни нашего народа, и отчасти это удалось. Сегодня мы с удивлением наблюдаем, как духовные потомки крестоборцев столетней давности снова восстали против изображения Креста Христова. Что же случилось с этими людьми?
В одном из тропарей канона праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста есть такие слова: «От древа вкусив, первый в человецех в тление вселися… всему роду телотленен некий яко вред недуга преподаде». То есть после грехопадения весь человеческий род заболел неким недугом тления. Человек может совершать безумные, необыкновенные с точки зрения здорового ума поступки — как больной, мятущийся от высокой температуры, который начинает заговариваться, бредить и совершать неадекватные действия. Такому тяжелому больному все не в радость, а более всего его раздражает, что лекарством от тления является единственное средство — Крест Христов, которым «тля разорися и упразднися, и попрася смертная держава, и вознесохомся от земли к Небесным» (стихира на стиховне службы праздника). Отказ больного от лекарства и желание оставаться в плену болезни — перед подобным необъяснимым безумием как бы застываешь в недоумении. Как такое может быть?
Совсем недавно мы имели возможность заглянуть в лицо этого безумия, когда по телевизору показывали, как в Киеве спиливает Крест некая обнаженная дама. И приходится признать, что сердца коснулся леденящий ужас, потому что в ее лице можно было разглядеть всю историю борьбы безумцев с Крестом Христовым: от холодной языческой «правоты» Диоклетиана до искрящихся от запаха крови задорных комиссарских глаз сотрудника СЛОНа.
Может быть, впервые за долгое время (а для молодого поколения христиан — точно в первый раз) в грядущий праздник Воздвижения Креста, слушая церковную службу, можно будет реально ощутить актуальность и в наши дни этих древних христианских песнопений. И праздничный тропарь Кресту «Спаси, Господи, люди Твоя…» зазвучит уже не как хорошо знакомая и привычная молитва, а как реальное обращение к Богу: даровать нам победу над общей для всех немощью — тлением ума.
Иеромонах Дорофей (Баранов)
Газета «Православная вера» № 18 (470), 2012 г.