Встречи с Богом в Библии чаще всего происходят на горах — довольно известный факт. Авраам должен принести в жертву своего сына Исаака, но в последний момент остановлен Ангелом Божьим — на горе Мориа. Моисей беседует с Богом и заключает с Ним завет на горе Синай. На горе Сион стоял единственный в дохристианские времена Храм Истинного Бога. В Евангелии Спаситель на горе дает новую систему нравственности и богопочитания — заповеди Блаженств. На горе Фавор Он являет Свое Божество в Преображении.
Прощание Христа с учениками тоже происходит на горе — горе Елеон, по-русски — Масличная гора, дословный перевод с иврита, הזיתים הר (h-ар-hа-зейтим, «гора маслин»). Там действительно растут маслины, а масло (елей) ассоциируется с милостью: греческое έλεος, «элеос» — милосердие, сострадание. Да, возносясь в небеса, Господь проявляет к апостолам, а с ними и ко всем нам — сострадание, дарует для умягчения ран наших измученных душ елей. Хотя, казалось бы — Он уходит, оставляет нас одних, и до прихода Духа Святого еще целых десять дней. В чем же тут милосердие?
Начнем с того, что одних Он нас не оставляет. В одну из последних встреч с апостолами (тоже, кстати, на горе, уже в Галилее), описанием которой завершается Евангелие от Матфея, Он говорит: «Се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:16). Все — значит «все», без исключений. Получается, что Он одновременно пребывает и с Отцом, и с нами — то есть связывает нас с Ним. Именно эта связь раскроется во всей полноте в день Пятидесятницы, когда Дух Святой придет утешить апостолов, дарует им дары для понимания Писания, проповеди Христова учения, творения чудес и прочих явлений силы Божией.
Но и в эти десять дней мы не брошены, как не были брошены Им ученики.
Он одарил их радостью, Он научил их пребывать в Иерусалиме, который продолжал оставаться святым городом — ибо именно в нем находился Храм, все еще единственное место поклонения Ему. «И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк.24:51-53).
В христианском понимании храм как место встречи с Богом может пониматься и буквально, и мистически. «Он говорил о храме тела Своего» (Ин.2:21), когда обещал разрушить Храм Иерусалимский и восстановить его за три дня. Храм Иерусалимский был построен по указанию Божию, но руками человеческими. Тело Христово — действительно, Истинный Храм, но уже нерукотворный, Его Церковь, то есть все мы. «Бог… не в рукотворенных храмах живет» (Деян.17:24), — свидетельствует апостол Павел, постулируя новое понимание Храма — нерукотворная, Богом созидаемая вдохновленными Им человеческими сердцами (а не руками!) Церковь.
Церковь Христова имеет прямую преемственность с Ветхозаветным народом Израиля и Ветхозаветным же Храмом. То есть пребывание апостолов в Храме после Вознесения Христова — это было благодатное время встречи Ветхого и Нового Заветов, Храма рукотворного и Храма нерукотворного, во времени и пространстве.
В какой-то степени эта встреча продолжается и сейчас. Мы собираемся в рукотворных храмах каждое воскресенье — кто-то чаще, кто-то реже — ради соединения в Храм нерукотворный, в единое Тело Христово, что происходит в Таинстве Евхаристии, Причащения, то есть становления частью Тела и Крови Христа. Так что можно сказать, что период пребывания в Храме Иерусалимском после Вознесения Христова был для апостолов продолжающимся в особой исторической форме Таинством Евхаристии. Он их не оставлял.
И нас не оставит.