Среди предложенных для общецерковного обсуждения проектов документов, подготовленных комиссиями Межсоборного присутствия, самую широкую полемику вызвал «Проект положения о монастырях и монашествующих». В редакцию Правмира также продолжают поступать отзывы монашествующих на этот текст.
Свое мнение высказывает архимандрит Амвросий (Юрасов) — духовник Введенского женского монастыря города Иваново.
Прежде чем учить, надо стать учителем, прежде чем просвещать, надо стать светом, прежде чем воспитывать, надо стать воспитанным. А то бывает как — и в церковной и в монашеской жизни -, если человек не начнет свой путь с низов, с малого, а сразу с начальствующих может впасть в гордыню, тщеславие, само- и славолюбие. У нас ведь многие из нынешних настоятелей простыми монахами не были, сразу стали игуменами, все послушания не прошли, многое не испытали. Наверное, они хорошо строят, умеют что-то организовать, но этого для игумена мало.
Положение говорит о том, что должен монах, а что должен игумен — не говорит. Положение говорит о том, как наказать нерадивого монаха, а что ждет нерадивого, неумелого игумена — не говорит. Ссылаются на правила, древние иноческие уставы, но и правила говорят об ответственности игумена: «Настоятель монастыря не взыскующий со всяким тщанием отбегающих монахов и не трудящийся укреплять падших, должен быть отлучен от Святых Таинств» и только потом о том, что если монах «не повинется», да будет отлучен епископом (3-е правило Двукратного собора). Если все не уравновесить, получится по-известному: «Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их» (Мф. 23,4).
Вот семья: отец, мать и дети и вдруг говорят: «Неправильно вы живете», внедряется человек в эту семью и объявляет: «У вас будут другая мать и другой отец». Другие игумения и духовник. И что? Мы этим порядок навели в семье? Нет, внесли раздор и все поломали.
Или, например, отец построил дом, трудился, образовалась семья, приходит некто, выгоняет отца, захватывает этот дом: «Теперь я буду здесь отцом». Это неправильно.
Возродить монашество по таким документам невозможно. Для того чтобы возродить монашество, те люди, которые создают документы сами должны с низов, с малого пройти монашескую жизнь, прочувствовать ее духовные устои. Я лично думаю так: у каждой монашеской общины, кроме внешнего, должен быть свой внутренний устав как спасаться, хранить душевный мир, строить отношения друг с другом, с духовенством, священноначалием, а главное — с Богом. Свой устав, выработанный этой монашеской общиной; а то, бывает как: монастырь живет, служба идет, и вдруг — вот вам новый устав, а потом еще один, — разлад полный, ничего хорошего из этого не будет.
Если написать Положение, устав, которые помогут человеку духовно возрастать, не будет сложностей и с дисциплиной — ведь духовное выше дисциплины, а если все строится только на дисциплине, на страхе, ничего не выйдет: страхом никого в монастырь не загонишь и никого не удержишь. Даже если это Положение и примут и будут страшные меры применять, все бесполезно: никакие силы не удержат, потому что духа в этом Положении нет.