Отклик на фильм «Служу Советскому Союзу» публициста Никиты Кривошеина. Никита Игоревич родился 6 июля 1934 г. в Париже. В 1947 г. вместе с родителями выехал в СССР. Окончил Московский институт иностранных языков. В 1957 г. был арестован КГБ в Москве за статью, опубликованную в «Le Monde» после вторжения советских войск в Венгрию. Осуждён по статье 58 (ч. 10) и отбывал срок в мордовских лагерях. После освобождения работал переводчиком в Москве. В 1971 г. был вынужден вернуться во Францию. Синхронный переводчик в ЮНЕСКО, ООН, Совете Европы. Один из главных персонажей документального фильма об эмиграции «Не будем проклинать изгнание» (1997, Москва. Авторы: В. Костиков, М. Демуров, В. Эпштейн).
«Летят журавли», «Судьба человека», «Иваново детство», «Мир входящему», стоило Комитету по делам кинематографии объявить Юрьев день поколению авторов помнящих войну вживую, как в шестидесятые были сняты правдиво-блестящие фильмы о состоянии войны: и ужасы по Гойе, и про хороших людей – по Ремарку.
Но подлинная память стёрлась, на Валааме умерли массово свезённые туда т. Сталиным безногие и безрукие, без орденов и квартир, подлинные ветераны. Завели бутафорных, из освобождённых партработников семидесятых.
Вера в светлое будущее и в Труд, Мир, Май велела долго жить ещё при Леониде Ильиче: заменный продукт искали недолго – был выработан квазиязыческий, насыщенный новой мифологией, с обрядами и своим искусством культ Великой Отечественной Войны.
А гимназистам, не читавшим «В окопах Сталинграда» или «Мертвым не больно», ни разу не слыхавших мотивов «Жди меня» или «Лили Марлен», предложили молиться на опереточных ветеранов и возлагать венки на скульптурные поделки Манизера, Вучетича и Церетели.
Тут же надо оговорить за собой право на брюзжание и злобствование: утром 22 июня, мне было 7, я открыл дверь нашей парижской квартиры трём немцам с наставленными пистолетами увезшими отца в лагерь Компьень, потом он побывал и в Дахау, а я запомнил ночные бомбёжки, скрывание от гестапо и проголодь и проч…
Тем мне противнее манихейские сказки о «полезном пакте» и о Сталине победителе. Тем мне противнее в Михалковском «Противостоянии» показ обезноженного попа крестящего в водах Чёрного моря, держащуюся за мину, разом уверовавшую в Бога комсомолку. И так далее, и тому подобное…
Вчера, было противно в квадрате, по компьютеру посмотреть «Служу Советскому Союзу» режиссёра Александра Устюгова. А в кубе, потому как хоть малая, но память о войне у меня осталась своя, а от всамделишних ветеранов сидящих «за войну» я устного эпоса в зонах наслышался – да, да, именно там, куда помещён безобразный сценарий фильма о якобы Михаиле Кольцове и будто бы, не княжны, а актрисы Мещерской (предзнаменующей арест в 50 ом подлинной актрисы Окуневской, севшей за пощёчину влеплённую Берии).
Священный союз бытовиков и 58-ой на основе ненависти к национал-социализму и осознании того, что Советский Союз – вечная Россия, а ошибки «культа личности» всего лишь временные недостатки, это полная лабуда.
Столовая, нары, чекисты с оружием в зоне (!), все те реалии, которыми дорожил Станиславский – фуфло!
Центровой вор, братающийся под флагом советского патриотизма с журналистом коммунистом – чистая параша!
Сцена умерщвления целомудренной зечки – балда!
Странное отсутствие среди зеков священника, а их сидели когорты, а потому постановка, и рассказ, и бутафория тянут лишь на Сталинскую премию третьей степени в области кинематографии.
Тем обиднее такое кино, потому как, недавно было снято, ряд правдиво-талантливых лент о войне и лагерях, о том и о другом вместе: «Штрафбат», «Поп», «В круге первом», «Завещание Ленина», конечно же «Остров»….
Не знаю, чем руководствовался министр Мединский, когда просил НТВ воздержаться от показа «Служу Советскому Союзу», заботой о душевном спокойствии ветеранов, или просто противостоянием дурновкусью. Так или иначе он правильно поступил.