Пушкинский Дом в Петербурге, эмигранты, любовь к России… Обо всем этом материал Татьяны Федоровой — сага о семье Котляревских.
Разные судьбы
Тем, кому дорога русская литература, наверняка известен Пушкинский Дом – уникальный архив русской литературы, ставший хранилищем тысяч редкостных экспонатов, научным институтом, одним из символов Петербурга.
Имя Пушкинского Дома
В Академии наук!
Звук понятный и знакомый,
Не пустой для сердца звук! -
— писал Александр Блок в своем последнем стихотворении. И, естественно, с Пушкинским Домом неразрывно связано имя первого его директора, Нестора Александровича Котляревского. Пушкинский Дом был учрежден в 1905 году, и с самых первых дней Нестор Александрович стал его директором, оставаясь на этом посту 20 лет, до самой своей кончины.
Уникальный историк литературы, незаурядный педагог, выдающийся организатор, академик Котляревский занимался не только литературой, но историей театра, возглавлял репертуарный комитет императорских театров, с 1903 г . управлял труппой и позднее заведовал репертуаром Александринского театра. В создании Пушкинского Дома он участвовал вместе с известным пушкинистом Б.Л. Модзалевским и поэтом, писателем и драматургом великим князем Константином Константиновичем Романовым, известным читающей публике под криптонимом К.Р.
Известный своим острым языком В.Я.Брюсов в частной переписке прохаживался по поводу чрезмерной, с его точки зрения, привязанности, связывавшей К.Р. и супругу Нестора Александровича Веру Васильевну Пушкареву, актрису Александринки. Вере Васильевне были посвящены многие стихи К.Р., именно для нее писал Константин Константинович роль Прокулы – одной из главных героинь драмы «Царь Иудейский», в которой сам К.Р. сыграл роль Иосифа Аримафейского.
Как бы то ни было, семьи Котляревских и К.Р. связывали многие годы тесной и теплой дружбы, оборвавшейся в 1915 году с кончиной великого князя.
Вера Васильевна была женщиной незаурядной. Окончив в 1894 году историко-филологический факультет Высших Женских Курсов, она поступила на сцену, но при этом была известной общественной деятельницей. Она состояла членом Русско-Болгарского комитета (1912-1914), Русского женского взаимно-благотворительного общества (1913-1915), кружка “Помощь семьям защитников родины” и других общественно-благотворительных организаций, возникших в связи с I Мировой войной. В 1914 году Вера Васильевна ездила в действующую армию и оставила записки об этой поездке.
Нестор Александрович с началом войны взял на себя дополнительные обязанности: организовать лазарет для раненых солдат. На средства, собранные из добровольных пожертвований служащих академии, он очень скоро его открыл в большом зале здания Академии Наук .
Но грянула революция, и семья Котляревских распалась. Вера Васильевна в 1920 году оказалась в Болгарии. О дальнейшей ее судьбе известно крайне мало, даже портретов не удалось найти. Скончалась В.В.Пушкарева-Котляревская в 1942 году, в возрасте 71 года.
Обаятельный, словно магнитом притягивающий к себе людей Нестор Александрович вновь женился. Его второй супругой стала также актриса Александринки Варвара Степановна Врасская, выступавшая под сценическим псевдонимом Стахова.
Варвара Степановна, урожденная киевлянка, закончила Закавказский девичий институт, затем Петербургские Высшие Женские Курсы и школу Московского Художественного театра. Прослужив в МХТ с 1905 по 1911 год, получила ангажемент в Александринском театре, и посвятила ему следующие 10 лет жизни. В годы Первой Мировой Войны Варвара Степановна служила сестрой милосердия вместе с Любовью Дмитриевной Менделеевой-Блок.
А потом произошло вот что.
Новая волна арестов бушевала в городе. Как-то ночью я не могла уснуть. Чувствуя, что надо сделать что-то особенное, я отыскала давным-давно где-то спрятанное Евангелие и принялась читать.
Часы бежали один за другим, а я все читала… Слова жгли мое сердце, проникали в душу. То, что было для меня прежде скрыто и ненужно, вдруг ожило и остро до боли проникло все мое существо. Так прошла вся ночь. Утром надо было идти в театр на репетицию. Я вышла во двор по черной лестнице, парадные были уже закрыты. Меня остановил дворник и таинственно сообщил, что все бывшие сослуживцы моего отца в эту ночь были арестованы.
— А как же папа уцелел?
— Они приходили и сюда, да были немного навеселе, ну и перевернули две страницы домовой книги, как раз там, где вы все записаны. Я быстро вышла на улицу, но, вместо того, чтобы идти в театр, повернула на площадь и вошла в Собор.
Я так давно не была в церкви, что почти не представляла себе, что и как там делается.
Обедня еще не начиналась. У царских врат стоял незнакомый священник у аналоя и исповедовал готовящихся к причастию.
Я перешла всю церковь и дошла к священнику. Он невольно с удивлением посмотрел на незнакомую, явно не умеющую себя вести в церкви, нарядную даму.
— Я хочу причаститься, — заявила я.
— А вы готовились к принятию Святых Даров?
— Нет. Я не умею и не знаю — как. Если вы не хотите, или этого нельзя, то я уйду сейчас… Как хотите.
Он задумался. Потом вдруг решительно накрыл меня епитрахилью и прочитал разрешение.
Впоследствии я узнала, что это был один из самых строгих исповедников, ревностный молитвенник, основатель одного из братств. Он очень строго требовал исполнения подготовительного к Св. Причастию правила и не позволял ни малейшего отступления от него или нарушения поста накануне.
— Отец В., как вы могли допустить меня тогда к Причастию? — спросила я его потом.
— Сам не знаю. Очевидно, Господня воля. Почувствовал, что иначе нельзя.
Стояла я обедню, как на крыльях. Ничего не помню. Но, когда причастилась, точно завеса упала с глаз моих. То, чего не могли добиться ни мои друзья, ни муж, ни чтение духовных книг, — в один миг совершила благодать Божья. Вышла я из церкви другим человеком. Теперь я была верующей. «Бог, повелевший во тьме воссиять свету, озарил наши сердца, чтобы просветить нас познанием Славы Божией». (2 Кор 4, 6).
В 1925 году скончался Нестор Александрович, еще раньше отошли к Господу родители Варвары Степановны, и ее охватило тяжелое отчаяние. Сложилось так, что как раз в это время рядом с ней оказалась игуменья Воскресенской Покровской общины Ефросиния (Арсеньева), человек незаурядный, помогший обрести веру многим десяткам людей.
Именно матушка Ефросиния способствовала тому, что с 1927 года Варвара Степановна поселилась в монашеской общине Иоанновского монастыря на территории Александро-Невской Лавры. Варвара Степановна собирала и распространяла среди верующих наиболее выразительные церковные стихи, псалмы и акафисты. Духовным наставником ее стал епископ Мануил (Лемешевский), передавший ее со временем под духовное руководство старца Серафима Вырицкого, также жившего в то время в Лавре.
В течение нескольких лет Варвара Степановна была келейницей старца Серафима и посвятила ему немало страниц в своей книге воспоминаний.
В 1932 году, в ночь, со злой иронией поименованной чекистами «святой», Варвара, как и большинство ленинградских монахов и священнослужителей, была арестована и отправлена в концлагерь Свирьлаг. Год спустя ее досрочно освободили по инвалидности, но вернуться домой не разрешили, оставили на поселении.
Оказавшись на свободе, Варвара Степановна приняла иноческий постриг с именем Вероники. Следующие несколько лет ее жизни окутаны тайной. Сама она не оставила никаких воспоминаний, не знал о том, как именно и когда она появилась во Франции и ее духовник последних лет протоиерей Борис Старк.
Матушка Вероника была активной прихожанкой церкви Воскресения Христова в Медоне в окресностях Парижа. Она принимала самое активное участие в работе Союза Покрова Пресвятой Богородицы, основанного архиепископом Нафанаилом Львовым, оставила удивительно яркие живые воспоминания о российских годах своей церковной жизни. М.Вероника (Котляревская) Воспоминания монахини .
Хорошим дополнением – иллюстрацией к книге матушки Вероники служит рассказ о Воскресенско-Покровском женском монастыре в Нежадово , позволяющий гораздо ближе познакомиться с теми, чьи имена матушка в свое время скрыла под литерами А., Е., М…
Скончалась матушка Вероника 11 февраля 1950 года в старческом доме под Парижем, так и не узнав, что совсем близко от нее были родные ей люди. Впрочем, по порядку.
Были у Нестора Александровича племянники по фамилии Лебедевы. Честно говоря, мне так и не удалось узнать, через кого конкретно осуществилось это родство, была ли у самого Нестора Александровича сестра, или то были племянники одной из его жен. Во всяком случае, И.П.Лебедева называет в своей «Осадной книге» племянником Котляревского известный востоковед А.Н.Болдырев. Судя по всему, И.П., так же литературовед, скончался в дни блокады, а вот у младшего его брата судьба сложилась иначе.
Немецкая армия настолько быстро захватила Ригу, что курсантов мореходного училища не успели ни мобилизовать, ни эвакуировать. Попал в плен и младший Лебедев. И вот там-то он и встретил юную француженку с необычной судьбой. Если я не ошибаюсь, звали ее Ниной. В далеком 1796 году, спасаясь от революционного террора, предки Нины бежали в страну, казавшуюся им оплотом покоя и стабильности – Россию. 120 лет спустя, спасаясь от ужасов русской революции, семья бежала в обратном направлении – на историческую родину.
После начала оккупации Нина, как и огромное число ее ровесниц из прочих европейских стран, оказалась на принудительных работах в Германии. И вот там-то, в плену, молодые люди друг друга и полюбили. Оказавшись после окончания войны в американском секторе, возвращаться в Советский Союз они не захотели, слишком хорошо представляя себе, что ждет их прямо по возвращении.
В 1946 году у молодой четы родился сын Саша. Жилось не слишком легко, и потому, несколько лет спустя, семья решила перебраться в Канаду, открывшую свои границы для новых эмигрантов. Осесть предпочли в Квебеке, причем не в стольных городах, а в далекой провинциальной глухомани. У Саши родилась сестра, дети говорили между собой только по-французски, хотя родители хранили русский язык и даже создали дома небольшую библиотеку русских книг.
Так продолжалось до тех пор, пока Саше не стукнуло 17 лет. Он сам потом рассказывал, что так и не понял, что именно с ним случилось. Просто в один прекрасный день, глядя на полки с русскими книгами, молодой человек внезапно до глубины души почувствовал «Ведь я же русский! Как же так, почему я не знаю свой родной язык, не могу прочесть ни одной из этих книг?».
И он засел за самоучители и словари. Поначалу учеба давалась ему нелегко, но с переездом в Монреаль дело пошло на лад, благо в городе было достаточно возможностей потренироваться в разговорном языке с представителями самых разных волн эмиграции.
Дело закончилось тем, что сейчас Александр Лебедев возглавляет переводческое бюро, занимается переводами русской классики на французский язык, и главной своей задачей в жизни считает знакомство канадцев с русской культурой. А еще он очень любит авторскую песню, виртуозно переводит на французский Визбора и Окуджаву, организует в Квебеке концерты популярнейших российских бардов. И вот уже на протяжении почти десятилетия редкий Грушинский фестиваль обходится без Сашиной гитары и его мягкого чуть ироничного голоса…