Целый месяц, увидев трейлер фильма, мы переживали, как бы родители детей с ДЦП не приняли фильм за чистую монету. К счастью, насчет этого можно расслабиться. Это очень плохое кино, которое стало нагромождением ключевых (по мнению режиссера) эпизодов в жизни мальчика с полуфантастическим сюжетом, вряд ли можно оценить, как руководство к действию.
В этой истории ужасно все: деспотичный отец, который пытается привнести откровенный садизм в достаточно здравую идею «жалость к ребенку иногда может нанести ему только вред». Мать, которая, не побоюсь этого слова, стоически выдерживает десятилетия психологических, а иногда и опасных для жизни издевательств над ребенком. И ребенок, успех которого выражается в потрясающих по банальности вещам: он катается на яхте по Москве-реке, а у его невесты, которая радостно говорит, что «выходит за богатого» — качественное контурирование бровей.
Если ДЦП в этом фильме крайне слабо напоминает реальное заболевание, то психологические травмы, пожалуй, то немногое, что удалось режиссеру. Отец, перверзный нарцисс, при ребенке замахивается на жену, толкает ее, а при попытке мальчика защитить мать костылем, тут же включает «доброго полицейского»: «Я никогда не заставлю тебя делать то, чего ты не можешь. Только то, чего ты боишься». Что не мешает ему потерять сына-подростка в тайге, где ребенок едва не становится жертвой недружелюбного медведя.
Не знаю, как вы, а я считаю невозможным выжить в такой ситуации, и редкой удачей, а не способностью мастерски преодолевать трудности то, что его в итоге не съели (это было бы уже совсем другое кино). Неудивительно, что Александр Ковалев из фильма предпочел годами не видеть отца, испытывает трудности в построении межличностных взаимоотношений и даже предложение своей любимой делает в стиле «я те очень советую, выходи за меня». Периодически он срывается на близких, мать, невесту, отца и вовсе не являет собой пример для подражания. Если конечно покататься на яхте в красивом дорогом костюме, страдая при этом от кошмарных неврозов – не предел ваших мечтаний.
За весь фильм я видела мальчика счастливым один раз. Когда папин друг привез ему коляску для передвижения в качестве подарка на новый год. Мальчик радуется: «как гоночная машина!». Отец на глазах у ребенка спускает его подарок с лестницы. Другая картина: в ожидании праздника малыш спрашивает у мамы, купит ли она ему мороженое в кино, а лучше два. Но в кино не идет, потому что ребенок (у, которого, напоминаю, ДЦП) не смог сам завязать шнурки. Хочется еще раз отметить воистину героическое терпение матери, которая не спустила с лестницы мужа, измывающегося над ребенком «во имя любви», вместе с коляской.
Впрочем, в конце фильма ясно, почему. Желая как-то оправдать психологические и физическое насилие, она с умилением говорит, что не видела большей любви, чем такая – отцовская. Возможно, что и правда не видела. Люди, которые терпели насилие в родительской семье, увы, часто строят отношения с психопатами и садистами.
В известном анекдоте жена, которая твердо намерена инициировать ссору с мужем, просит принести ей бутерброд. Когда муж делает и это, она, наконец, догадывается, на что обидеться – «ты сделал этот бутерброд без любви!». В ее глазах отсутствие любви сводит на нет все его кулинарные достижения. Так и реабилитационные успехи героя фильма сводятся на нет буквально убивающей жестокостью отца «для его же блага».
Позволю себе, возможно, циничное замечание, раз уж герою этого фильма и, судя по всему, режиссеру, цинизма не занимать: я думаю, что лучше так никогда и не научиться ходить без посторонней помощи, чем ходить, бегать, прыгать и даже летать, став абсолютно опустошенным, сломленным, полным детских страхов и тяжелейших неврозов.
Чтобы не лишать хоть какой-то интриги потенциальных зрителей, я не буду пересказывать весь фантасмагоричный сюжет, согласно которому взрослые люди могли отправить из Артека ребенка лет десяти совершенно одного, ничего не сообщив об этом его родителям. И все же позволю себе удивиться, что в финале фильма показали небольшой отрывок из выступления Ника Вуйчича, известного мотивационного спикера, который действительно стал успешным, счастливым и известным оратором, вдохновляющим миллионы людей. Стал им благодаря пониманию и принятию самыми близкими людьми, которые подарили ему безусловную любовь. То, чего так не хватает всем героям фильма «Временные трудности».