«Время доверия» — двухчасовой авторский проект протоиерея Всеволода Чаплина. В эфире интересные и важные гости, и не только представители церкви. А еще — необычная музыка от классики до рока
Что означают для нас несбывшиеся пророчества о конце света? В прямом эфире радио КП прот. Всеволод Чаплин и кандидат богословия, преподаватель Сретенской духовной семинарии диакон Георгий Максимов обсуждают, есть ли судьба, или мы сами решаем, что будет происходить в нашей жизни?
Прот. Всеволод Чаплин:
— У микрофона протоиерей Всеволод Чаплин. Наш гость — диакон Георгий Максимов, кандидат богословия, преподаватель Сретенской духовной семинарии.
Знаете, о чем сегодня хотелось бы поговорить? Не состоялся 21-го числа конец света, 23-го тоже, судя по всему, не состоится. Почему люди так испугались, почему так напряженно рассуждали — вроде бы хохмя попутно, вроде бы иронизируя сами над собой — обо всей этой истерии полурекламной-полумедийной, которая возникла? Почему они все-таки рассуждали о том, будет ли конец света, и что это означает для каждого из нас? Почему некоторые так настойчиво связывали это событие с той или иной датой, вычисляя какие-то времена, поддаваясь магии чисел, считая, что именно с определенным числом Бог почему-то должен связать окончание этого мира? Откуда это стремление высчитать, вычислить свое будущее, свою судьбу? Вот об этом сегодня хотелось бы поговорить.
Итак, судьба или свобода? Что означают для нас все эти пророчества о конце света, которые не сбываются, но возникают опять и опять?
Я не удивлюсь, если в следующем году опять придумают какую-то дату конца света, будут говорить о том, что до этой даты можно делать что угодно, предаваться так называемым радостям жизни, которые и радости, по большому счету, никогда не приносят, то есть разврату, пьянству, прожиганию жизни на вещи. Что происходит тогда, когда дата так называемого конца света проходит? Значит, можно дальше грешить и не думать о собственной жизни, можно сказать себе: повезло, пронесло, зря я беспокоился, все нормально, можно жить дальше так, как я жил до этой даты?
Вот откуда у нас это стремление понять свое будущее, постичь свою судьбу, и есть ли вообще судьба, или мы сами решаем, а не судьба, не даты, не звезды — мы сами решаем, что будет происходить в нашей жизни?
Отец Георгий, с точки зрения классического богословия, с точки зрения правды, понятие судьбы вообще имеет право на жизнь или нет?
Диак. Георгий Максимов:
— Того, что нам, как иногда говорят, на роду написано, конечно, нет. Потому что наша жизнь складывается, как наш диалог с Богом. Все события нашей жизни это наш диалог с личностью Бога. Поэтому в зависимости от того, как мы себя ведем, как мы строим свою жизнь, как мы участвуем в этом диалоге, даже если мы не признаём существование Бога, складывается наша жизнь – что в ней произойдет, какие изменения произойдут, какие произойдут приятные и неприятные события и когда она закончится.
Прот. Всеволод Чаплин:
— Мы можем послушать первый звонок. Светлана у нас на связи.
Светлана:
— Я боюсь обидеть кого-либо, может быть, некорректно выражусь. Но в связи с этим 21 декабря меня мучает вопрос и сомнения. Говорят, Бог создал нас. А вот кто Бога создал? Есть папа, мама у него?
Прот. Всеволод Чаплин:
— А почему вы считаете, что всё обязательно должно быть создано?
Светлана:
— Говорят, что Бог создал всё, а вот Бога кто создал, мама, папа есть?
Прот. Всеволод Чаплин:
— Знаете, не у всего должен быть создатель. Между прочим, материалисты считают, что материя создала сама себя. Мы не соглашаемся с этим, но, вы знаете, не у всего может быть начало. Отец Георгий, как вы считаете, почему люди полагают, что у всего должно быть начало? Мы, христиане, считаем, что Бог безначален, он был всегда. И вообще само время – это ведь не абсолютная вещь, время — это характеристика нашего мира. Есть мир, в котором времени нет, поэтому время существует, если хотите, только для нас и для того, что живет в этом созданном начальном мире. У того, что живет во времени, есть начало, есть прошлое, настоящее и будущее, есть конец. У Бога, который не живет в условиях созданного им времени, нет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего, ни начала, ни конца. Кстати говоря, это все имеет некоторое отношение к вопросу о свободе и судьбе, о чем мы позднее поговорим. Отец Георгий, почему люди считают, что у всего должно быть начало?
Диак. Георгий Максимов:
— Это когда люди переносят известные им из привычного окружения вещи на мир божественный, который совершенно иной. Если бы он не был бы иным, это было бы продолжение нашего мира, это не был бы мир божественный. Если Бога бы кто-то создал, это бы не был Бог.
Прот. Всеволод Чаплин:
— Но это непросто себе представить. Вот для кого-то времени нет, для Бога времени нет. Как это представить себе?
Диак. Георгий Максимов:
— Если бы мы могли представить себе Бога, это значит, что мы уместили Бога в нашу голову. Творение не может вместить своего создателя в свою голову, это абсурдно. И здесь бы не было места ни для веры, ни для смирения нашего ума, и не было бы места именно отношений создания и создателя. Потому что создатель больше своего создателя, Бог больше нас. И если не так, то это не Бог.
Прот. Всеволод Чаплин:
— Вы упомянули, что отношения человека и Бога, диалог человека и Бога определяют жизнь человека. Не судьба, не звезды, не числа, не какие-то якобы предначертанные человеку вне его собственной воли вещи. Говорят иногда о предопределении Божьем. Некоторые конфессии христианские, которые возникли относительно недавно, понимают это так: человек не может изменить того, что будет происходить в его жизни. Вот он предначертан к вечному спасению или к вечной гибели, и всё, это изначально так. И, между прочим, в этих конфессиях считается, что признаком Божьего благоволения и предначертанности к спасению, к лучшей и вечной жизни являются материальные богатства, поэтому ты должен зарабатывать как можно больше денег, покупать дорогие вещи. Вот такое довольно причудливое учение. Считается, что человек предопределен, он не может ничего изменить. Вот предопределение Божье, это что такое?
Диак. Георгий Максимов:
— Предопределение Божье это то, что Бог предопределяет касательно обстоятельств нашей жизни. Например, в какой стране мы родимся, в какое время, какие у нас будут друзья – православные или не православные, верующие или неверующие.
Прот. Всеволод Чаплин:
— Разве мы не сами их себе выбираем?
Диак. Георгий Максимов:
— Не всё мы выбираем сами. Мы не выбираем место рождения, среду, в которой мы рождаемся. Это то, что Господь определяет для нас.
Прот. Всеволод Чаплин:
— Но родители могут выбрать – уехать в другую страну или остаться в прежней.
Диак. Георгий Максимов:
— В том-то и дело, что Господь, он же не вмешивается в решения каждого человека. Но решения, которые принимают родители наши или родители наших родителей, через них выражается и воля Божья. Например, иногда бывает, люди хотят поехать в другую страну, а у них это не получается, не складываются обстоятельства. А кто-то, например, хотел всю жизнь прожить в одном месте, а обстоятельства сложились так, что ему пришлось переехать.
Прот. Всеволод Чаплин:
— В конце концов, человек может решать, оставаться в той или иной стране или уезжать. Если его, конечно, не высылают или он не оказывается в другой стране не по своей воле вследствие войны или каких-то социальных катаклизмов. Бог не решает за нас, но он знает, что с нами будет. Потому что, находясь над временем, живя вне времени, он видит и наше прошлое, и наше настоящее, и наше будущее, он знает наши решения, он знает, что с нами произойдет. Но он не закладывает в нас программу, он не завязывает нас ни на звезды, ни на числа, ни на решения других людей. Да, решения других людей часто влияют на человека – решения государства, решения родителей, мужа, общественного мнения, иногда даже массовая культура и мода. К сожалению, часто хрестоматийное богословское понимание свободы, философское понимание свободы далеко от практики жизни конкретных людей. Потому что получается очень простая вещь. Люди уходят от собственных решений, они пытаются переложить их на других и просто оглянуться на то, что им предлагают другие. Поступать, как другие, люди очень любят на самом деле, особенно в большом городе, особенно люди, которые не очень думают о том, как им выстраивать свою жизнь. Вот они поступают как все — как по телевизору говорят, как соседи делают, как старшие делают, как коллеги по работе делают, а уж тем более начальство, а уж тем более государственное руководство. Вот есть такое стремление быть как все, не отличаться от других. И в данном случае свобода становится очень условной. Но, по большому счету, человек может принимать решения сам, и Бог не закладывает в него никакой программы, он не насилует волю человека. Бог создал людей подобными себе, а значит, свободными. Не животными, которые повинуются инстинкту, не механизмами, которые действуют по заложенной программе, не рабами, которые из-под палки что-то делают. Свободными людьми, подобными свободному Богу.
Послушаем еще один звонок. У нас Светлана на связи.
Светлана:
— Я себя считаю верующим человеком. Я абсолютно твердо верю сейчас, что есть Бог и много лет верила. Мне сейчас почти 50 лет. Тем не менее, я попала в такую ситуацию. Я попала под влияние Сатаны. И это произошло помимо моей воли. Мне сказали, что на меня воздействовал экстрасенс. Теперь, когда прошло время, я анализирую то, что произошло в моей жизни, и понимаю, что это произошло. Я не имела общения с Богом, как это должно быть верующему человеку, грешила, не сознавая того.
Прот. Всеволод Чаплин:
— А почему вы считаете, что вы не можете освободиться от этого влияния? Оно как-то давит на ваш выбор, на вашу душу? Что сковывает вас, что мешает вам расстаться с этим влиянием?
Светлана:
— Я бы с удовольствием. Получается, что не владеет человек волей.
Прот. Всеволод Чаплин:
— Знаете, владеет человек своей жизнью. Не бойтесь расстаться с этим влиянием, вы можете это сделать. Не надо бояться никакой злой силы.
Светлана:
— Два года длится это состояние. Было, конечно, страшно.
Прот. Всеволод Чаплин:
— Не бойтесь с этим состоянием расстаться. Обратитесь к Богу в молитве и не бойтесь никакой злой силы. Господь освобождает от злой силы. И на самом деле человек может выйти из-под действия любых чар, любого сатанинского наваждения. Бояться всего этого совершенно точно не нужно. Да, часто бывает так, что злая сила порабощает человека, приучает к мысли о том, что от нее нельзя избавиться. Но это ложная мысль, это ложный страх. Бог сильнее всех, и человеческая свободная воля, соединенная с Божьей волей, сильнее всех. Поэтому не надо бояться очиститься от этого состояния, избавиться от него. Наши церковные средства — это исповедь и причастие. Средства, которые связаны с проявлением воли человека — это просто отсутствие страха и стремление изменить свою жизнь к лучшему. Это стремление всегда будет Богом услышано.
Диак. Георгий Максимов:
— Действительно, очень важно именно причастие. Потому что наша воля часто ослабевает, и в причастии, когда мы исповедуемся и причащаемся, Господь дает нам силы, и Господь нас освобождает от влияния злых духов в том числе. Но важно и жизнь свою начать строить по воле Божьей. Пока мы сами продолжаем совершать грехи сознательно, пока мы сами творим волю Сатаны, мы оставляем в себе как будто некоторую лазейку для него. Поэтому, чтобы этих лазеек не было, как раз и есть заповеди Божьи, исполняя которые, мы можем свою волю направить к Богу и освободиться, как вы сказали, от влияния злого духа.
Прот. Всеволод Чаплин:
— Давайте послушаем музыку. Мы приближаемся к времени Рождества Христова. Западные христиане будут его праздновать совсем скоро. Давайте послушаем западную музыку. Бах, одна из хоральных прелюдий из Органной книжечки этого композитора под названием «Младенец родился в Вифлееме» в исполнении известного органиста ХХ века Хельмута Вальха.
У нас на связи Валентин.
Валентин:
— Я немного отойду от заданной вами темы. У меня неприятный вопрос будет задан относительно нашего Патриарха. В Интернете не раз приходилось видеть видеоролики с высказыванием некоторых священников, да и не только священников, а таких людей, как генерал Квачков, относительно того, что наш Патриарх – содомит. Почему бы нашему Патриарху, чтобы опровергнуть эту клевету, не пройти детектор лжи публично? Если реально получится так, как говорится, то уйти с поста Патриарха. А если это клевета, то подать в суд за клевету. Ваше отношение к этому?
Прот. Всеволод Чаплин:
— Вы знаете, если реагировать таким образом на всё, что мы читаем и слышим в Интернете, то нужно будет всю жизнь провести в судах, все силы потратить на это. Конечно, это совершенно абсурдные обвинения. Я что-то слышал о них, но никогда не придавал им значения. Я не читаю, кстати, всего, что пишут про меня. Я оказываюсь всем, чем можно себя представить, от неонациста до жидомасона, весь спектр ко мне пытаются приложить. Я давно перестал это читать. И вы знаете, я просто верю в то, что люди, которые со мной знакомы, хоть в публичном пространстве, хоть в личном общении, знают, что обо мне просто пишут много неправды. Люди, которые знакомы со Святейшим Патриархом и в личном общении, и в публичном пространстве, просто знают на самом деле, что потоки гадостей, которые достаточно регулярно, в течение 20 с лишним лет обрушиваются на него со страниц некоторых газет и интернет-сайтов, это неправда. И для этого не нужно по каждому поводу судиться, на каждый чих некоторых интернет-деятелей реагировать какими-то опровержениями. Много раз было сказано о том, что правда, а что неправда. В чем только не обвиняли Святейшего Патриарха, во всех, наверное, мыслимых и немыслимых преступлениях. Люди знают, что это всё неправда. Отец Георгий, как вы считаете? Про вас, по-моему, тоже в Интернете периодически пишут, что вы ультраконсерватор, какой-то такой мрачный человек, чуть ли не мракобес. Как вы считаете, нужно на это реагировать или нет?
Диак. Георгий Максимов:
— Я сам лично считаю, что не нужно. Я знаю даже, что некоторые духовные люди имеют такое правило, что если, допустим, на церковь нападают, они обязательно встают на защиту церкви. А если на них лично нападают, то они считают, что я лично на клевету в мой адрес отвечать не буду. Они это делают именно для того, чтобы подражать Спасителю, как и он тоже терпел клевету и не отвечал тем, кто оскорблял его, хулил его. Именно ради смирения эти люди берут на себя такое решение — не обращать внимания на все эти клеветнические выпады и терпеть все это поношение незаслуженное. Я предполагаю, что и у нашего Патриарха такая же позиция.
Прот. Всеволод Чаплин:
— На самом деле не обязательно быть каким-то особо духоносным человеком, чтобы вот так себя вести. На самом деле христианин просто должен так себя вести. Я не хочу хвалиться ничем. Но мне приходится спорить с теми людьми, которые нападают на церковь, на наших иерархов, на моих собратьев по священнослужению, на наших мирян активных. Когда же что-то говорят по моему поводу, в мой личный адрес, конечно, бывает иногда обидно, иногда бывает смешно, но я считаю противоестественным пытаться защищать себя. Вы, по-моему, поступаете так же. Вообще любой христианин так должен поступать. Карикатуры на себя я собираю, есть довольно интересные. Да, есть обидные, конечно, есть оскорбительные, но по этому поводу пытаться сразу бежать в суд или долго спорить с каждым из этих авторов карикатур или авторов слухов я не считаю для себя правильным.
На самом деле тут еще вот какая есть вещь. Есть достаточно большое количество людей, которые хотели бы, чтобы все свои силы мы потратили на споры с реальными или виртуальными персонажами, которые пишут в интернете те или иные обидные и оскорбительные вещи. Очень многие хотели бы, чтобы мы бросили заниматься проповедническим служением, созиданием церкви, делами милосердия, разъяснением людям, где правда, а где ложь, и занимались бы только сидением в интернете и спорами с этими людьми. Вот этого не дождетесь.
Мы говорим на тему: судьба или свобода. Отец Георгий, смотрите, какая еще вещь часто присутствует в этом споре. Пытаются сказать, что знать будущее – это полезно для того, чтобы сделать те дела, которые тебе надлежит сделать в этом мире. Ты знаешь, например, когда умрешь, вернее, ты считаешь, что знаешь, когда умрешь, тебе это подсказывают какие-то прорицатели, гадалки, лжепророки. И вот ты можешь выстроить правильно свою жизнь, рассчитать свое время. Это хорошо или плохо?
Диак. Георгий Максимов:
— Если человек действительно готовится, имеет здравое нравственное чувство и мужество перед лицом смерти, то такому человеку, может быть, полезно знать о приближающейся смерти. Я лично знаю примеры людей, которые во время раковой болезни использовали свое время для того, чтобы подготовиться, со всеми примириться, встретить смерть очень мужественно, достойно и по-христиански. Но для тех людей, которые не имеют такого мужества перед лицом смерти, эта новость на них иногда оказывает совсем другое воздействие. В целом эта тема судьбы, предсказаний, знаний того, что у нас всё написано, это тема ухода от ответственности за то, что мы делаем. Сама тема судьбы – это тема ухода от ответственности. И мне кажется, это именно потому сейчас популярно во всех проявлениях, потому что современному человеку очень не мила мысль об ответственности.
Прот. Всеволод Чаплин:
— Кстати, очень важный еще один элемент этой темы. Если есть судьба, если всё предначертано, если я умру ровно через 1 год, 2 месяца и 4 дня, если всё так сложилось, что я не мог сделать больше добра и меньше зла, значит, я не отвечаю ни за что, значит, я перекладываю свою ответственность то ли на Бога, как я его понимаю, то ли на судьбу, то ли на окружающих людей. Я хороший! Я делаю плохие вещи, но я хороший. Вот это на самом деле ложная совершенно мысль, которая навязывается очень многим людям сегодня. Их пытаются подтолкнуть к безответственной жизни, им пытаются сказать: слушай, не парься, ты ни в чем не виноват, так карты легли, так звезды расположились, так даты какие-то оказались приложены к тебе. На самом деле очень и очень опасная мысль. Она плоха чем? Человек начинает полностью забывать о том, что нужно меняться к лучшему, полностью забывать о том, что есть добро и есть зло, и что он делает выбор. Он свой выбор убивает, перекладывая ответственность за него на не существующую судьбу или на неправильно понятого бога.
Послушаем еще один звонок. Василий у нас на связи.
Василий:
— Возвращаясь к вашему вопросу, есть ли выбор у человека, либо все предрешено. Я думаю, что однозначно к этому вопросу тоже подойти нельзя. Я думаю, в некоторых случаях есть выбор, в некоторых случаях что-то предрешено.
Прот. Всеволод Чаплин:
— Отец Георгий, что предрешено может быть в жизни человека? Вы действительно не выбираем место и время нашего рождения, мы не выбираем многих жизненных обстоятельств.
Диак. Георгий Максимов:
— Родителей не выбираем. Но в том, что касается наших действий, того, что мы делаем сами, ни одно наше волевое действие не предрешено. Все это от нас, все это мы делаем сами. У людей иногда бывает так, что когда заходит речь именно о действиях человека, то он говорит: я свободен, я что хочу, то и делаю. А когда заходит мысль даже о том, что злые действия не могут иметь добрые плоды, когда возникает вопрос, а что после этих действий ты получишь? – вот тогда люди начинают говорить: нет, это мне было предрешено, это не от меня, это от каких-то высших сил и т.д.
Прот. Всеволод Чаплин:
— Двойная бухгалтерия получается.
Диак. Георгий Максимов:
— Конечно. Я делаю, что хочу, но ни за что не отвечаю, потому что уже постфактум я говорю, что это за меня кто-то распорядился другой, соответственно с меня спрашивать не надо за это. Это, конечно, мысль ложная.
Прот. Всеволод Чаплин:
— Она вообще была присуща многим направлениям мысли, а также некоторым вариантам житейской логики, не связанной ни с каким философским или богословским подходом. Но, по-моему, сейчас эту мысль пытаются пропагандировать, подсказывая как бы людям: смотри, вот легкий выход из твоих нравственных проблем, не думай над своей жизнью.
Послушаем еще один звонок. Григорий у нас на связи.
Григорий:
— Известно, что в российских Вооруженных силах крайне не хватает пастырей, там, по-моему, их не более двух десятков. Это, конечно, не есть правильно. В других крупных армиях их штат гораздо больше. Не помогут ли пастырям нести христианизацию такие компактные Новые Заветы и Псалтыри, которые изданы на замечательном русском языке, очень удобны для хранения и ношения, изучения, которые в стране достаточно распространены. В мире вообще их, по-моему, полмиллиарда уже раздали «Гедеоновы братья». Может быть, воспользоваться этим даром господним, который сам просится в руки? Всегда эта книжечка при мне, Новый Завет и Псалтырь, я постоянно обращаюсь к моему любимому 22-му псалму Давида: «Господь, пастырь мой, я ни в чем не буду нуждаться…»
Прот. Всеволод Чаплин:
— А вы сами военный человек?
Григорий:
— Бывший.
Прот. Всеволод Чаплин:
— Действительно, в свое время, я помню, протестантские организации привезли и себе, и нашей церкви большое количество карманных Евангелий, для армии специально изданных, в обложке камуфляжного цвета. И тогда они очень помогли. И сейчас, конечно, литература приходит разными путями. Если это канонические Евангелия, конечно, они могут использоваться. Литературы сейчас в воинских частях, как мне кажется, если не достаточно, то, по крайней мере, довольно много.
Пастырей действительно мало, хотя даже есть сейчас около 200 штатных ставок для священнослужителей православных в армии, есть возможность для того, чтобы и мусульманские священнослужители были в войсках, где есть достаточное количество мусульман. Сейчас обсуждаются конкретные планы, для того чтобы буддистские священнослужители были. Есть раввины, которые работают в войсках. Есть, между прочим, несколько тысяч священников, которые, будучи приходскими батюшками, приходят в воинские части и там работают с военнослужащими.
Но, конечно, есть места, куда из прихода священнику очень трудно добраться. В первую очередь для таких мест, а также для флота, для удаленных от России военных баз была инициирована система штатного военного духовенства. К сожалению, при прежнем руководстве Министерства обороны получалось почему-то так, что значительная часть этих штатных единиц не заполнялась. Не потому, что священников было мало, а потому, что были какие-то сложности с их назначением, они не проходили какие-то процедуры, которые были связаны с их назначением. То есть их просто не брали на работу, хотя были кандидаты.
Будем надеяться, что сейчас эта ситуация изменится. Потому что и солдату, и офицеру, и семье офицера в удаленных местах, где храм может оказаться в нескольких сотнях, а то и тысячах километров, нужен, конечно, священник, который постоянно был бы с ними.
Давайте послушаем еще музыку. Хор, принадлежащий к западной христианской традиции, исполняет современного православного композитора Антона Вискова. Он написал произведение под названием «Радуйся, Боже». А исполняет его камерный хор московского католического кафедрального собора Непорочного Зачатия под руководством Андрея Миргородского.
Мы сегодня поднимаем такую тему: судьба или свобода, связано ли то, что происходит в нашей жизни, в том числе кончина мира, которая будет, но которую невозможно высчитать, с какими-то датами, фиксированными пророчествами, которые мы периодически слышим, и много раз уже слышали в течение ХХ века, и наверняка услышим не раз. Отец Георгий, есть такое мнение, что в Книге Откровения Иоанна Богослова, Книге Апокалипсиса, одно и то же пророчество может быть приложимо к жизни разных времен, разных поколений. По крайней мере, в этой книге не зашифровано никакой даты. Что об этом говорит академическое богословие?
Диак. Георгий Максимов:
— Конечно, даты в ней нет, и не может быть, поскольку сам Господь Иисус Христос предупреждал, что не ваше дело знать времени и сроки, когда будет конец мира, когда будет пришествие Христово, воскресение всеобщее, суд. Это всё только Бог знает. Поэтому если возникают какие-то спекуляции, даже, может быть, основываясь якобы на христианской традиции, называются какие-то даты очередных концов света, можно 100-процентно говорить, что это неправда.
Прот. Всеволод Чаплин:
— А вообще возможна фиксированная дата конца света?
Диак. Георгий Максимов:
— Поскольку Христос сказал нам, что мы ее не можем знать, значит, для нас она невозможна.
Прот. Всеволод Чаплин:
— Действительно, есть ведение, предведение Божье, о чем мы сегодня говорили. Бог существует над временем, вне времени, для него нет прошлого, настоящего и будущего. Он знает, когда произойдет кончина мира, но он не задает ее для нас. То есть от нас, от жизни человечества, зависит, когда будет эта кончина мира. И Господь, по нашему человеческому пониманию, может отодвигать ее. Потому что человечество может жить достойно в нравственном смысле и придерживаться истинной веры, а может уходить от Бога, искажать свои представления о нем и идти по пути тотального умножения зла, умножения греха, по такому пути развития, который просто лишит людей свободы, заставит их подчиняться закону греха, закону зла, когда зло уже умножится так и приучит к себе человека так, что сами структуры общества, сам настрой общества сделает невозможным выбор в пользу добра. Вот тогда наступит конец этой, нынешней человеческой истории. Но он зависит не от определенной якобы Богом даты, не от звезд, не от календарей, не от каких-то ложных пророчеств, которые мы периодически слышим. Он зависит от выбора человечества, от свободы, а не от судьбы.
Послушаем еще звонки. Николай нам дозвонился.
Николай:
— Насчет конца света. Мне вся эта кампания показалась какой-то юмористической комедией, когда к концу света готовились так, что запасали крупу, сахар, соль, спички. Естественно, это все превратилось в какой-то, я бы сказал, даже анекдот.
Но я сейчас хотел не об этом спросить. По средствам массовой информации очень усиленно муссируется эта проблема насчет детей-сирот, которые в США забирают для усыновления. Хотел спросить у вас как у священнослужителей, сколько в нашей стране находится православных монастырей. Я думаю, по 1-2 человека в каждый монастырь могли бы взять и воспитать их там (если, конечно, у этих детей православные корни) в христианско-православном ракурсе. Что вы об этом думаете?
Прот. Всеволод Чаплин:
— Вы знаете, есть потрясающие монастырские приюты. Приведу несколько примеров. Это Марфо-Мариинская обитель, где есть приют для девочек, очень теплый, по-настоящему семейный. Раифский монастырь в Татарстане, где есть очень хороший приют для мальчиков. При Троице-Сергиевой Лавре есть интернат для мальчиков.
На самом деле есть очень хорошие детские приюты при монастырях. Нет, к сожалению, возможности всех детей туда принять, потому что просто мало помещений. Но если государство даст возможность верующим людям использовать хотя бы часть тех огромных денег, которые выделяются на сирот, и обустраивать их жизнь, конечно, очень многих может церковь приютить. Есть священники, которые, имея своих детей, принимают значительное количество приемных. Есть верующие семьи мирян, которые принимают детей, усыновляют их. Поэтому на самом деле не так много нужно, чтобы всех детей, которые нуждаются в заботе, у нас в стране усыновили.
Проблема, правда, в том, что есть целая система, очень выгодная в коммерческом отношении, которая занимается поставкой детей из России за границу. Я помню, в 90-е годы были организации, которые десятками и даже сотнями вывозили детей из страны. На самом деле всего было вывезено около 100 тысяч. Это огромная цифра. И если я правильно понимаю, только 5% детей, которые были усыновлены американцами, это были инвалиды, остальные – это были здоровые дети.
Так вот, я считаю очень проблемной с нравственной точки зрения эту индустрию, очень выгодную индустрию продажи детей за границу. И на эту индустрию в значительной степени нацелена работа очень многих государственных и общественных структур у нас в стране, уж не говоря о тех, кто зарабатывает на этом деньги в иных странах. Вот эту деятельность я считаю очень сомнительной с нравственной точки зрения. И то, что сегодня вопрос об этой деятельности поднят, это правильно. Его пытаются, правда, перевести в чисто политическую плоскость, сказать, что более патриотично, что менее патриотично. Но на самом деле вопрос о зарабатывании денег на вывозе детей из России – это серьезный вопрос, и его нужно ставить со всей нравственной ответственностью.
Послушаем еще один звонок. Сергей у нас на связи.
Сергей:
— Сергей, Волгоград. Мне видятся эти коллизии и запутанность современного человечества в выборе пути из-за того, что понятие свободы является на сегодняшний день некой самоцелью. В конечном счете, это выливается в похоть, даже в привилегию. На самом деле истинный смысл свободы, я думаю, заключается в том, что она есть не более чем средство, некий инструмент, для того чтобы реализовать ответственность. Ответственность, возложенную Всевышним. Все-таки Всевышний определенные задачи ставит перед человеком. Вот здесь для успешного выполнения этих задач нужна скорее не свобода, а воля. А свобода лишь в выборе пути.
Прот. Всеволод Чаплин:
— Отец Георгий, слово «свобода» опорочено. Многие люди сегодня воспринимают свободу как призыв делать что угодно, призыв к вседозволенности, к распущенности, к максимальному раскрепощению личности. Это та свобода, которая делает человека счастливым? Если это та свобода, то никакая свобода не нужна?
Диак. Георгий Максимов:
— Конечно, это злоупотребление свободой на зло. Бог дал свободу, для того чтобы человек мог любить другого больше, чем себя. В этом смысл. Когда люди делают выбор в пользу греха, они делают выбор в пользу того, что они будут любить себя больше, чем ближнего, больше, чем Бога. И отсюда вырастают все грехи, даже самые страшные.
Прот. Всеволод Чаплин:
— Свободу часто употребляют во зло, часто употребляют для саморазрушения. Но это не повод от свободы отказываться и считать само понятие свободы опороченным и неверным. Человек не был бы по-настоящему человеком, если бы он не был свободен. Проявлять свою волю он может и должен, делать это он должен свободно. Тем не менее, при отсутствии судьбы, при наличии свободы мы должны уметь употреблять ее во благо себе и окружающим.
Спасибо всем, кто нас слушал. Всем мира и радости, всем помощи Божьей в добрых делах.
Читайте также:
Прот. Всеволод Чаплин призвал не подменять живое общение с родными ограниченностью соцсетей