В редакцию пришло письмо из Алтайского края от нашего читателя, которому за 40. У него началось время потерь, умирают близкие. Как пережить, выдержать все это? – спрашивает он.
Этот вопрос задаю протоиерею Георгию БРЕЕВУ, настоятелю храма Рождества Пресвятой Богородицы на Крылатских Холмах.
-Когда человек переступает рубеж 40- или 50-летия, он сталкивается с новым видением жизни, ее содержания. Тут может зашататься, заколебаться не только тот, у кого слабая вера, но и люди относительно крепкие.
Недавно, лет пять назад, я тоже пережил нечто подобное и стал задавать себе тот же вопрос. Ответил довольно просто: посмотри на себя, на свое состояние в юности, среднем возрасте. Я не буду говорить о том, как от недуховной жизни пришел к духовной, крестился, поверил Богу, пожелал быть священнослужителем. Это другая тема.
Так вот, помню необычайную внутреннюю энергию, неутомимую жажду жизни. Шли послевоенные годы, мы не имели хорошей одежды, были полуголодные Жилище наше – не дом, не изба, разве что сараем его назвать. Но когда наступала весна и мы выходили на улицу, перед нами словно раскрывался новый мир – необыкновенно радостный, жизнеутверждающий.
-Душа поет!
-Да, и в ней есть что-то выше любых трудностей. Такой избыток сил, энергии бывает в человеке, когда он молод.
Недаром же говорят: буйство молодости. В эти годы люди могут все: работать, учиться, много думать и читать. Постоянно быть в полете, в исканиях. Господь дает нам это, чтобы мы ощутили, поняли вкус жизни. Вот она – жизнь!
По сравнению с тем временем я сейчас живу, как король: и квартира хорошая, и одежда. А ощущения-то уже другие.
-Ох, другие!
-До 50-ти лет я не знал, что такое усталость. А в 60 уже что-то не успеваешь, не получается. Обязанности возрастают, силы убывают. Энергия не та, а проблемы остаются.
Да еще начинается полоса потерь родных, близких. Когда я хоронил родителей, то тоже таким духовным взглядом окинул жизнь и подумал: «Они – это одно поколение. А за ними – ты уже сам очередник в тот мир». Таков порядок. Но в тоже время удается еще десятилетия служить, трудиться…
Все эти ощущения неминуемо посетят каждого человека. По-видимому, они являются очень важным лекарством для того, чтобы мы поняли: жизнь — не только фейерверк праздников, избытка сил. Если бы так было, то зачем нам Вечность нужна? Мы и тут хорошо живем.
А период потерь помогает нам отрезвиться. Приходит совершенно иное восприятие жизни. Время словно мелькает – год за годом.
Священника даже больше, чем других, может поразить мысль о бренности, скоротечности жизни.
-Почему?
-Представьте, почти каждый день мы кого-то отпеваем. За последние две недели я похоронил семь дорогих мне людей. Даже не помню таких лет! Если за год умрут один-два близких человека – уже много. А тут – похороны и проводы.
Невольно появляется малодушие. И чтобы не развились пессимизм, уныние, печаль, давайте смотреть, какой ответ на все это дает нам Священное Писание. Спокойно остановимся, возьмем себя в руки и размыслим.
У нас есть вера? Да. А разве Бог нам обещал, что мы вечность будем на земле? Что никогда не состаримся? Неужели мы раньше не знали, что ушли целые поколения, тысячелетия земной истории?
-Знали, а словно не замечали.
-Мы идем в храм. И чем он древнее, тем большими кладбищами окружен. Смотришь и думаешь: «Вот косточки лежат, такие прекрасные люди были здесь! И все прихожане храма, который мы сейчас возводим, реставрируем».
-Родные – по вере.
—Священное Писание говорит: жизнь человека на земле – 70 лет, если Бог сохранил ему здоровье – 80 лет. Есть, конечно, долгожители. Им удивляешься и радуешься: живые, трудоспособные. Мемуары пишут, делятся с нами хорошими мыслями. И это тоже Божий дар.
40 лет – хороший возраст. Дальше глаза еще больше будут открываться на то, что мир наш – временный, подвержен превратностям, изменениям. И сказано: нет ни одного человека, который прожил бы без скорбей, испытаний. Бог в земной жизни дает нам уроки вечности.
Никогда прежде христиане не смотрели на скорби, утрату близких как на безысходное, безотрадное, отчаянное положение. Вспомните, как писал апостол Павел: а вы не печальтесь, не предавайтесь отчаянию, унынию, как прочие люди, язычники, которые не имеют упования на вечную жизнь, не верят в воскресение, в бессмертие.
Для них-то, конечно, потеря безвозвратна, невосполнима. Умер друг – и смысл жизни как будто исчез.
Люди часто приходят и так прямо говорят: «Батюшка, а зачем мне жить?» Недавно молодая девушка, ей 21 год, приняла целую горсть таблеток.
-Что у нее случилось?
-Подружка погибла. И девушка сказала: «Я тоже не буду жить». Сейчас ее спасли, даже положили в психиатрическую больницу. А разве Бога для нее нет? Веры нет?
Понимаете, такой узкий подход к самой сути жизни очень опасен. Можно перестать ценить бесценный дар жизни и даже отвергнуть его. Такого не приведи, Бог, никому!
Когда человек начинает понимать, что и его смерть недалека, это может поразить сердце, душу, мысли отчаяньем или ощущением бессмысленности жизни. Но люди умирали всегда. Просто сердце наше не было этим захвачено. Мы не пробовали поставить себя на место человека, который ушел.
И тут надо вспомнить священные слова Христа о том, что Бог – не Бог мертвых, но живых, в Нем живы все. Господь сказал: «Я есть воскресение, и истина, и жизнь, верующий в Меня будет жить вечно». Эти слова сразу все меняют!
-Они говорят о смысле жизни.
-Мы все ближе подходим к нашей цели – Вечности. И это хорошо.
В такое время потерь лучше всего почитать Евангелие, помолиться за усопших. Когда человек глубоко молится за них, он ощущает, что души живы, бессмертны, близки, что любовь нас соединила – и никто никогда разлучит. Нет трагедии. Нет несчастья. Нет причины для печальных, невыносимых картин, которые человек начинает себе рисовать и под тяжестью которых может заболеть.
Священное Писание, Святые Отцы единогласно говорят: Господь не наказывает нас, а учит, чтобы мы духовно прозрели и приготовились, знаете, к чему?
-К чему?
-К тому, что здесь жизнь – только засветилась, а впереди – океан жизни. Безбрежный океан. Туда мы готовимся войти. Все временное останется в этом мире. Нетленное, духовное, Божественное пойдет с нами в вечность, наследует Царство Божие.
-Почему путь в Небесное Царство Господь назвал узким?
-А потому, что на этом пути встречаются такие вот печальные явления как болезни, скорби, смерть… Но человеку дано такое богатство, как Священное Писание, вера. Имея это, он не ожесточается и не отчаивается.
Ожесточиться, озлобиться ведь тоже можно, если решить: как все несправедливо! Или пойти на какую-то крайность.
-Вы советуете книги почитать, больше молиться об усопших.
-Есть много хороших книг о загробной жизни, смысле смерти, о том, как готовиться к ней. У нас в храме вышла замечательная книга Д. Г. Булгаковского «Явления умерших из загробного мира». Она говорит о том же: не надо отчаиваться, душа бессмертна.
Что касается молитвенной практики, тот тут надо взять Священное Писание, Псалтирь, молитвослов.
-Батюшка, наш читатель пишет о переходном возрасте – после 40 лет.
-Да-да. Этот возраст и в медицине отмечен: организм перестаивается, душевные, физические реакции становятся слабее. Зрение уже не то. Нет сил, энергии, как раньше.
А в духовном плане, чем человек старше, тем большую скорость для него набирает время: все проходит намного быстрее. Почему? Я ответил себе так. В молодости душевные силы были настолько активны, что все впечатляло, откладывалось в сознании, памяти, чувствах.
А сейчас душа насытилась впечатлениями. Правда, некоторые стареют – и при этом ищут…
-Острых ощущений?
-Да. Но это же все приедается. А вот если правильно воспитывать чувства, умно, духовно, нравственно, то они – всегда живые. Некоторые привыкают к молитве: каждый день одно и то же. И у священников так бывает: раньше горел, а теперь вроде бы все понятно, а живого чувства нет.
Когда приходило подобное состояние, я делал над собой такой эксперимент. Говорил: «Ну-ка, давай, не торопись, будь внимателен. Оставь все посторонние мысли. Остановись на каждом слове».
И почувствовал: вот где причина! Оказывается, появляется такой внутренний нарост. Сегодня почитал молитвы кое-как, завтра на первое место поставил какую-то заботу – и опять молитва отодвинута. Послезавтра – на бегу, на скаку все прочитал. И пошло-поехало.
Но стоит человеку начать молиться спокойно, разумно, без спешки, с сознанием, что он перед Господом стоит, совершает священный акт – и оживают слова, опять несут живое чувство Бога.
В Священном Писании об этом же сказано: сила слова Божия, благодать Божия – не в букве, а в духе, в ядре, в насыщенности. К этому ядру надо подойти, орешек раскрыть. И он тебя опять напитает, обновит твои духовные силы.
По-видимому, это касается всех сторон нашей жизни.
-Мне один профессор медицины рассказывал: с возрастом постепенно замедляются все процессы в организме. За счет этого время летит быстрее.
-Видите, все связано – на духовном уровне и на биологическом. Это реальность: жизнь как бы убегает вперед от всего, что отживает. За ней невозможно угнаться.
А духовная здравость может всем этим опытом питаться. Человек готовится к Вечности, к духовной жизни – и для него отмирает этот мир, отмирают и воспринимаются по-другому временные формы.
Даже из законов физики мы знаем: бывают такие условия, когда время останавливается. Так душа уйдет – и времени не будет.
-Скажите, а почему после смерти близких первый год бывает особенно тяжелым?
-Они же нам близкие, часть нашей души, сердца, мыслей. Мы же страдаем, когда теряется или повреждается какой-то орган нашего тела. Так и тут. Люди таинственно соединены – и духовно, и душевно, и по благодати Божией. И когда кто-то уходит от нас, мы чувствуем боль, ущербность.
Эти чувства не могут улечься сразу. Мы же должники друг перед другом и понимаем: не сделали для другого человека то, что могли бы сделать. Здесь начинает действовать совесть, остро переживая утрату. И это еще раз подтверждает наше единство.
-Так, значит, все должно отболеть?
-Если люди молятся, с пониманием подходят к потере, то со временем острота снимается. А если чувствуют вину, то могут долго ее переживать, годами.
Нет ни одного человека, который бы навечно остался на земле. Земля – как мать. Мы же оставляем чрево матери, это лоно жизни – и родимся в мир, вступаем на путь самостоятельной жизни. Потом наше тело ложится в лоно матери-земли.
А духовно нас рождает Мать-Церковь. Но все равно у нас должны состояться собственные отношения с Богом, собственный путь, который идет в Вечность.
Беседовала Наталия Голдовская.
Публикуется по книге: Протоиерей Георгий Бреев. Радуйтесь! М., 2009 г.
Читайте также:Таинство смерти. Часть 1
Таинство смерти. Часть 2