Перевод с английского Марины Леонтьевой специально для портала «Правмир»

Досточтимому клиру, монашествующим и всем верным чадам Православной Церкви в Америке

Дорогие братья и сестры во Христе!

Отверзошася божественнаго покаяния преддверия: приступим усердно, очистивше телеса, брашен и страстей отложения творяще, яко послушницы Христа, призвавшаго мир в Царствие Небесное, десятины всего лета приносяще всех Царю, яко да и Воскресение Его любовию узрим (Утреня понедельника Сырной седмицы).

2010-0215-greatlentМы приближаемся к Великому посту, который является нашей подготовкой к празднованию животворящих Страданий и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Период Великого поста пронизан возвышенной красотой и глубиной, это время, которое Церковь называет «десятиной от года», мы отдаем Христу в духе поста и самоотречения. Мы постимся, молимся, посещаем службы, даем милостыню. Но увидим ли мы в себе перемену  на следующий день после Пасхи? Стяжали ли мы внутренний мир? Обуздали ли мы свои страсти? Исцелилась ли хоть немного наша душа?

Пост – это время покаяния. А покаяние заключается не в том, чтобы сожалеть о своих грехах, и даже не в попытках загладить их какими-то искупительными действиями. Цель покаяния состоит в преобразовании нашего сердца и разума, самого нашего сознания. Это означает преобразование всей нашей жизни. Чтобы осуществить его, нам придется встать на путь изменения. Это изменение касается не только нашего рациона питания или воздержания от вредных привычек. Оно подразумевает другую манеру поведения, восприятия Бога, себя и ближних. Оно подразумевает отказ и отречение от привычного образа жизни и отношения к людям, ради принятия нового образа жизни. Мы должны признать, что то, как мы живем, и как мы себя ведем, не способствует углублению нашего общения с Богом и ближними, но напротив, отвращает нас от них и от самих себя.

Очень часто мы оказываемся в западне своей мнимой праведности и гордости, когда нам кажется, что нам не нужно меняться. Это заблуждение. Когда мы настолько уверены в себе, разве мы оставляем пространство для Бога, чтобы он хотя бы указал нам на наши ошибки? Мы попадаем в ловушку фарисейства. Особенно часто это случается, если мы позволяем себе критиковать или осуждать наших ближних.  Если мы позволяем себе критиковать и осуждать, то можно с уверенность утверждать, что мы уже изгнали Бога из своей жизни. Зачем Он нужен, если я и сам могу судить всех и вся? Мы продолжаем придираться к нашим ближним, начиная с поверхностных оценок и заканчивая глубокими рассуждениями об их порядочности. Поступая так, мы разрушаем собственные души. Мы переносим собственные недостатки на окружающих, не заботясь о том, что раним чьи-то чувства или портим кому-то жизнь. А на самом деле к другому человеку это не имеет никакого отношения; наша оценка отражает всего лишь картину собственных недостатков, самого себя и тех грехов, в которых мы не хотим признаться самим себе.

Митрополит ИонаЕсли мы осуждаем и критикуем своего ближнего, то постимся напрасно. Наше покаяние лицемерно. И мы насмехаемся над Иисусом Христом. Мы принимаем причастие в осуждение и в своей самоуверенности не замечаем этого.

Покаяние, состояние «преобразования обновлением ума» означает, что, также как и блудный сын, мы «пришли в себя» и осознали, что умом и сердцем стоим на неверном пути. Возможно, нам виден ущерб, который мы причиняем себе и окружающим. Мы осознаем, что наш ум полон злобы, недоверия, помыслов осуждения и самоуверенности, и что в нас нет внутреннего мира.

Как нужно каяться? Сначала мы должны удалиться от раздражителей: временно избегать людей и вопросов, которые вызывают в нас эти раздраженные мысли и суждения. Мы должны перестать вновь и вновь рассказывать о  причиненных нам несправедливостях и, следовательно, осуждать и оценивать тех людей, которые причинили нам эти несправедливости, должны осознать, что мы всего лишь оправдываем себя, исходя из своей гордости и тщеславия.  Затем мы должны помолиться, чтобы Бог простил нам нашу раздражительность и простил того, кто причинил нам зло. Тогда мы освободимся от этого. До тех пор, пока мы раздражаемся, вспоминая несправедливости, обиды, и гневно реагируем, мы не решим эту проблему. Но если воспоминания уже не тревожат наш мир, мы знаем, что Бог воздействовал на наши сердца.

Великий пост может стать лечебницей, больницей для наших больных страстями душ. Получили ли мы исцеление? Если мы захотим, мы можем восхитить на небеса свой ум и сердце. Мы можем использовать Великий пост, чтобы заложить фундамент дисциплины и выстроить привычки, которые останутся с нами весь год. Мы можем выйти из поста, озарив свое сердце, очистив ум и приняв новый образ жизни. Позволим себе измениться и преобразиться в покаянии. Только такое преобразование откроет духовные очи наших сердец, и от всего своего существа мы сможем радостно возгласить: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущем во гробех живот даровав!»

С любовью о нашем Милостивом Спасителе,

+Иона

Архиепископ Вашингтонский

Митрополит Всея Америки и Канады

«Правмир»

Великий пост в 2010 году 15 февраля — 3 апреля
Календарь Великого поста
Великий канон прп. Андрея Критского
Молитва св. Ефрема Сирина
Соборование. Таинство Елеосвящения
О Литургии Преждеосвященных даров
О покаянии и Причащении
Поучения в дни Великого поста
Рецепты постных блюд

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.