– Я хотел бы знать, чему у вас в бурсе учат: тому ли самому, что и дьяк читает в церкви, или чему другому?
– Не спрашивай! – говорил протяжно резонер, – пусть его там будет, как было. Бог уж знает, как нужно; Бог все знает.
(Н.В.Гоголь)
Кому я тараторю слова?
До священства я часто бывал на венчаниях. Душа ощущала таинство, сердце горело, а ум изнывал от скуки. Интереса хватало на десять минут, а потом давала о себе знать спина и подкатывал сон.
Батюшка совершает маневры, говорит что-то такое загадочное и демонстрирует неожиданные повороты. Каждое слово, в отдельности, понятно. Два тоже. Три понять труднее. Предложения кажутся не связанным набором эмоциональных поэтических строк.
И я, как и народ, томился и думал, что пусть священник делает все как знает. Всего постичь нельзя, один Бог знает, что и к чему, и как тайна проецируется на язык. Пусть батюшка вяжет узлы судьбы на небе, а мы постоим и подождем, пока он договорится с Богом. Зачем лезть в эти тайны? Служба не так уж длинна, чтобы устать или заснуть на ходу
Венчание занимает минут сорок. Если включить режим «мастер-класс», то можно уложиться в 25 минут. Суперпрофессионализм – молотить слова так, чтобы читать на пределе возможностей и каждое слово было бы отчетливо слышно. Дикция – великое дело.
К сожалению, великие и богодухновенные слова превращаются в обои или накат валиком. То, о чем беседовал Давид с Богом в своих псалмах, читается скороговоркой. Певчие не успевают соображать драмы, а народ не может понять этот рэп.
Богу слова молитв известны. Священник их читал сотни раз. Жених с невестой ничего не могут уловить в такой скороговорке. И для кого свершается служба?
Вы бы стали говорить скороговоркой с человеком, который вам дорог? А с Богом можно?
Кому нужна служба?
Богу? Нет. Он все знает.
Священнику? Нет. Он только свидетель при таинстве.
Служба нужна людям. А если люди ничего не понимают, то кому я тараторю слова?
Разве можно так небрежно относиться к слову? Служба не может быть украшена молитвой, как стена обоями. В ней должна читаться драматургия смыслов.
По ходу службы слежу, чтобы не грустнели, и если вешают нос или переминаются с ноги на ногу, стараюсь оживить их внимание и проповедовать небольшими вставками слов или пояснением на русском языке.
Люди должны знать текст и смысл своего личного Договора с Богом. Пользоваться его благами и осознавать ответственность.
Хотя бы, по крайней мере, слышать Бога сердцем и таинственно внимать Ему, и радоваться вместе с Ним.
На самом деле, все просто.
Последование обручения
Почти все службы Церкви — это конспект истории Бога и человека.
Венчание состоит из двух блоков.
Первый – Обручение. Содержание его – в приготовлении к таинству: внутреннее согласие пред Богом, пост, приобретение колец и брачных одежд. Само обручение символизирует благословение природного соединения мужа и жены, установленное Богом в Раю, в древний образ Адама и Евы. Оно благословляет земной союз мужа и жены.
Второй – Венчание. Это благословение духовного союза и вмешательство в ход службы Самого Бога. Венчание благословляет небесный союз супругов.
Как и любое таинство, венчание состоит из части, которую выполняет человек, и части, в которой служит Сам Бог. Обручение – наша часть. Венчание – Божье дело.
Обручение
Священник трижды осеняет новобрачных зажженными свечами и дает их в руки жениху и невесте.
Как возник огонь этих свечей из воздуха храма, так однажды возник человек из Божественной персти. Эти две свечи – в напоминание о светоносном райском состоянии души.
Бог создал мир и человека. И был Адам в Раю один с животными, но не нашел среди них друга.
И Господь создал ему Еву.
Адам – значит человек. А Ева означает жизнь. И были они благословлены Духом Святым, как вы сейчас благословляетесь этими свечами.
Благословение свечами напомнило о месте человека перед Богом. А последующая ектенья напоминает о месте человека в мире.
В древние времена достаточно было обменяться кольцами при свидетелях. В христианстве обручение – только предварительное условие венчания. Это первая мирская ступень брака, усвоенная Церковью.
Муж и жена заключают друг с другом и с Богом договор о верности друг другу. Обручившись, они вместе с кольцом вручают друг другу свои жизни.
Кольца – символ вечности и непрерывности союза.
Далее священник молится:
Господи Боже наш, Церковь… с Собою предобручивый…
Внутри Троицы существует союз трех ипостасных лиц. На всем мире лежит печать Бога. Печать троичности наложена на все, что есть в мире. Троица – прообраз всякого жизненного союза. Троичны отношения Бога к Церкви, троичны отношения Церкви к миру, троичны отношения мужа и жены. Когда супруги добровольно принимают на себя образ Бога, уподобляясь Троице, тогда они, по слову молитвы, становятся законными наследниками своего небесного Отца.
В следующей молитве священник просит Бога благословить принятие перстней и дать супругам ангела, который будет предшествовать во все дни жизни.
Благословение перстней и дарение ангела, однако, не таинство. Таинство ждет нас дальше.
Венчание
Муж и жена переходят от врат храма в то место храма, которое символизирует Рай.
При этом, от их лица, певчие поют:
– Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе, – и добавляют от лица Церкви напоминание о благах, которые Господь уготовал идущим к Нему.
По сути дела, текст псалма 127 – это текст договора между Богом и человеком. Бог дает нам все: от блаженства до детей, а от нас требуется только «слава Богу».
Хорошо и трудно быть женихом и невестой. Хорошо, что Бог и люди обнимают.
Плохо, что за хлопотами, как за деревьями леса не видать. Трудно все вместить, когда молодой. А когда старый, уже поздно.
Поэтому договор с Богом требует толкования священника, выступающего в данном случае нотариусом Высоких договаривающихся сторон.
Священник говорит Поучение
Полнота счастья может быть только в подобии Богу. Бог есть Троица. Семья – подобие Троицы.
Богоугодная жизнь в браке – это совместный путь к Богу благочестивой жены и добродетельного мужа. Благочестивых людей Бог снабжает в браке Своим даром любви.
Любовь – дар Божий. Любовь – это жизнь в Боге. Она рождается только тогда, когда человек живет и поступает по Богу. Хранение любви – это хранение в себе Бога.
Когда муж и жена видят друг в друге Бога, между ними не может быть розни. Когда они видят друг в друге себя и ищут своего, брак умирает и становится сожительством по нужде или по расчету.
Добрая жена – дар Божий. Любя Бога, жена видит образ Божий в муже.
Добрый муж – благословение Господне. Любя Бога, муж видит образ Божий в жене.
В таинстве брака человек венчается с человеком в образ райского духовного совершенства.
Готова ли ты, жена, взять этого мужа как помощника на пути в царство Божие?
Готов ли ты, муж, иметь помощницей эту жену на пути к Богу?
Да благословит Бог ваше решение, вашу веру, надежду и любовь.
И после согласия мужа и жены взять друг друга в супруги священник благословляет Царство небесное, в которое идут новобрачные, славит Бога и Его милости, щедрость и державу.
Возложение венцов
В крещении венчается естество человека.
В миропомазании венчается душа человека.
В причащении человек венчается с Церковью.
Венчание – венец всем таинствам. Венчаются в ту славу, в которую Бог венчал человека в Раю.
Слава Божия есть вещь духовная. Цель брака – уподобление Богу обоих супругов, при помощи друг друга.
Венцы возлагаются человеку в напоминание того, что он венец природы.
Венцы возлагаются человеку в напоминание того, что он венчан на Царство небесное.
Венцы возлагаются человеку в напоминание того, что он родня царю и Богу, и Его наследник.
Через пять минут венцы из латуни снимут с глав новобрачных. Но на них останутся невидимые венцы славы Божией, которые никто и ничто не может снять, кроме греха.
Борьба греха со святостью увенчивается мученическим венцом. Человек с трудами должен оторвать от себя грех – то, что губит его, уничтожает его славу, лишает Царства небесного.
Грешному человеку святость кажется смертью. Ему больно и жалко расставаться с грехом, в котором он видит свою свободу. Но эта свобода от сатаны, а не от Бога. В ней страдание и несчастье. А Бог венчает нас на счастье и радость.
Эти венцы – венцы счастья и святости.
Бог надеялся, что вы примете эти венцы, и вы позволили возложить их себе на главу. Видя то, что вы готовы назвать наследниками Царства Божия и его детьми, Он благоволит преподать вам таинство:
– Господи, Боже наш, венчай их славою и честью –
просит Господа священник, и в эти секунды души мужа и жены становятся одной плотью в подобие Троицы. Дух Святой соединяет души небесным союзом, и они, в подобие Божие, становятся плотью единой, неслиянной и нераздельной.
Послание Апостола Павла
В нем камень преткновения: «Жена да боится мужа своего».
Брак в духе имеет природные свойства любви страха. Любовь в духе совсем не то, что любовь в теле. И страх Божий не то же самое, что страх плотской.
Мы рабы Любви.
Иго любви легко и приятно. Человек зависит либо от любви, либо от греха. Либо от себя, либо от Бога.
Страх Божий – это страх потерять Его любовь. Это страх оказаться недостойным Его любви.
Страх в честном браке, похожий на страх Божий – боязнь потерять свою любовь или любовь супруга, оказаться недостойным любви человека, данного тебе Богом.
Это не страх, а скорее трепет. Животный страх унижает и разрушает. Божий страх заставляет человека святиться и созидать в себе образ святости.
Евангелие от Иоанна
Христос сравнивает Царство Божие с браком. Христос первое чудо сотворил на браке в Кане Галилейской.
Смысл чуда в том, что по молитве или просьбе человека Бог преображает естество. Он силен превратить воду в вино. Он также силен превратить воду наших холодных отношений к человеку в вино любви. И самих нас в ангелов. И Он это делает, если мы согласны и разрешаем Ему это сделать.
Если вдруг случится такое, что муж и жена потеряют любовь, и их отношения превратятся в холодную воду, то стоит вспомнить свой завет с Богом и это Евангелие, и попросить Бога превратить воду отношений в вино любви и радости.
И приносится чаша вина, как на пире в Кане Галилейской.
Раньше брак и литургия были нераздельны. И, в подобие вкушения Святых Даров, Церковь причащает супругов малым причастием, вином церковным, вином любви и вином радости.
И по просьбе священника Сам Бог благословляет Духом эту общую чашу.
Принимайте всегда эту чашу. Не отказывайте себе в удовольствии начать брачный пир с Богом уже сейчас.
Наше венчание – это наш малый брак в Кане Галилейской.
Наше венчание – это первый момент грандиозного грядущего Пасхального вселенского пира, длиной в вечность.
А что? Хорошее начало.
Примите благословение и грядите в Царство Небесное, любя друг друга, радуясь друг другу и все время узнавая Бога друг в друге.