По благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 22-27 мая в Москве прошел IV православный студенческий форум «Вера и дело». Организаторы — Комиссия по делам молодежи при Епархиальном совете клира г. Москвы, студенческие и молодежные организации. Впервые в нем приняла участие молодежь из епархий Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), а также представители православных общин слабослышащих из 25 регионов России. Форум завершил свою работу 27 мая в Российском Государственном Социальном Университете, где для студентов прошли секции по темам: «Что Евангелие может дать современному человеку?», «Все, что вы хотели бы узнать о Боге и религии, но боялись спросить», «Как создать и сохранить семью».

Я отправилась на секцию, к о. Андрею Рахновскому, координатору работы с молодежью в Троицком благочинии г. Москвы вслед за группой студентов. Аудиторию № 426 наполнили обычные современные девушки и ребята. Видимо, их заворожило название: «Все, что вы хотели бы узнать о Боге и религии, но боялись спросить».

На мой вопрос, почему ребята выбрали именно эту секцию, ответы были очень разные:

— У меня к нему много вопросов, – заявила с вызовом девушка в огненного цвета мини-юбке и села с мрачным выражением лица за первый стол.

— Он такой добрый на вид, просто располагает к себе. В общем, видно, что очень добрый, — объяснила обаятельно улыбающаяся девушка.

— А у нас на факультете теологии он вел историю Церкви, – пояснила мне следующая студентка. – А потом ушел. Так жалко! Он был мой самый любимый лектор. Я таких священников ещё не встречала. Надеемся, что он к нам вернется, очень скучаем.

В ожидании о. Андрея группка студентов-теологов, уютно уединилась у окна и стала увлеченно что-то обсуждать. Я прислушаюсь. Речь шла ни много, ни мало – о лицах Пресвятой Троицы, и воплощении Бога-Сына. Со стороны это казалось невероятным – современные девушки в светском вузе обсуждают такие вопросы. Потом они плавно перешли на католицизм.

— Во-первых, они крестятся по-другому, — начала девушка с короткой забавной стрижкой.

— Ну, это не главное отличие…

— У католиков… кажется у них какая-то проблема с Символом веры и Папой, я точно не помню… — наморщила лоб одна студентка, и тут в аудиторию вошел о. Андрей.

Умирающий ребенок — инструмент, для того, чтобы мы на нем приемы милосердия отрабатывали?

Прозвучал первый вопрос. Было видно, что у девушки, что называется «накипело»:

— Вот я часто бываю в детской больнице, В РДКБ на Юго-Западной в качестве волонтера. Там есть такое отделение, где дети лечатся от рака крови. И часто умирают, и умирают мучительно. Вот почему они так умирают? И почему Бог допускает их страдания? Это же все по воле Божией, да? Да, я много читала про то, что такие дети – они нас учат любви и состраданию, и это они нам нужны, а не мы им, но это же ужасно! Ребенок – это невинный ребенок, а не инструмент, для того, чтобы мы на нем свои приемы милосердия отрабатывали и с эгоизмом боролись! За что он страдает?!

Это очень сложный вопрос, ещё Достоевский с его слезинкой ребенка об этом писал. В мире действуют три свободные воли: это воля Божия, воля человеческая и падшего существа — дьявола. То, о чем Вы сказали, восходит, с христианской точки зрения, к одной глобальной проблеме: то, что человек смертен. А все болезни, уродства – это проявления смерти, это ее отблески, отголоски. Любая болезнь человека генетически связана с его смертью, из-за нее болезнь человека происходит и к смерти ведет. И, согласно христианскому учению, человек стал смертный по своей воле. То есть, Господь его сделал способным как к бессмертию, так и к смерти.

Но почему дети должны расплачиваться за чьи-то грехи?

– На самом деле на этот вопрос такого однозначного ответа нет. Человек стал смертен. Я подчеркиваю: по своей воле, отойдя от Бога. Тем самым обрек себя и своих потомков на то, что с ними будет случаться, то, что Вы наблюдаете в больнице. Причем, как с детьми, так и со взрослыми, как с мужчинами, так и с женщинами.

Дети не только от болезней гибнут, от голода, от войн, от всякой несправедливости, от насилия и так далее. Эта беда, которая сваливается на голову несчастного ребенка – всё это происходит вопреки воле Божией. Потому что человек избрал себе вот такой путь, человеческий, изначально, через грехопадение Адама. И как раз Господь-то сделал всё, чтобы человек из этого состояния мог вырваться. Он пришел, за человека пострадал, умер и воскрес. Сам пришел, Сам пережил на Своем опыте смерть, страдания, боль, умер и воскрес, для того чтобы после Воскресения уже никогда этого не было. И мы, христиане, ожидаем Воскресения, когда плоть человека, не только душа, но и плоть, будет бессмертна, и уже не будет ни смерти, ни болезней, ни страдания.

То, что дети так  болеют – это страшно и на это нет воли Божией! Потому что если бы была на это воля Божия, Христос не приходил бы и не страдал за человека. Нет воли Божией на то, чтобы так мучились дети.

Вы совершенно правильно сказали, что нельзя думать, что Господь послал ему болезнь, чтобы мы научились любви. Все согласятся, что это звучит достаточно страшно. Но есть реальность.

Мы видим, что, несмотря на то, что Господь пришел, умер за нас и воскрес, еще продолжается земная история и еще до конца наше избавление от смерти, от страданий — не произошло. Господь как бы тянет это время, для того чтобы как можно большее число людей смогли покаяться, могли прийти в себя и заслужить Царствие Божие. Очень важно каждую вещь называть своими именами. Есть эта трагедия, мы не можем на нее закрыть глаза и объяснять ее, что на всё воля Божия, нельзя. Что Вас больше всего здесь возмущает? Почему Господь не прекратит их страдания? Не пошлет им здоровья?

Даже не здоровья. Ребенок весь нашпигован метастазами, уже ничего нельзя поделать. И вот он умирает день за днем, врачи в нем поддерживают какую-то жизнь. А он умирает в мучениях в свои три года. Ты рядом стоишь и ничего не можешь поделать.

– Вы, находясь рядом, ему помогаете, что-то делаете. Вы ему дарите любовь и тепло. Вас к нему Господь послал. Так и есть.

– Всё равно, это очень тяжело переносить. Когда ему уже больше ничего не нужно, только лишь бы всё прекратилось. Это очень сложно, я даже не знаю, с чем это сравнить

– Я понимаю, потому что я сам уже больше 10 лет хожу в больницу, правда к взрослым, страдающим онкологией. Мы можем сказать, что страдания ребенка бессмысленны?

Вот не знаю.

– Потому что если эти страдания бессмысленны, тогда вообще всё плохо.

– А может быть такой вариант, что этот ребенок расплачивается за грехи именно своих родителей? Допустим, мать и отец вели очень плохой образ жизни, это отразилось на генах, и вследствие этого родился ребенок именно с этой болезнью?

– Священное Писание учит тому, что дети не в ответе за своих отцов. У нас ответственность только за личные грехи. Понятно, что такого рода болезни появляются не просто так. Это какая-то на генном уровне проявившаяся мутация, которая потом приводит к такому заболеванию. И понятно, что в том числе на нее влияет и какая-то неправильная жизнь родителей.

Не за грехи родителей ребенок страдает, а по причине грехов, но и не только. Здесь много разных факторов. В том числе, их неправильная жизнь, которая повредила их здоровью и помешала им дать здоровье своему ребенку. Но ведь и в совершенно нормальных хороших семьях случается такая трагедия, когда ребенок так тяжело заболевает.

Поэтому единственное, что мы можем сделать, если мы находимся рядом с этими детьми, — отдать им максимум своей любви и тепла, тем самым, хоть как-то их страдания уменьшив.

Человек обычно всегда говорит о свободе. А на самом деле Господь эту свободу человеку дал. Всё, что в жизни происходит, – всё по-настоящему. И мы за всё отвечаем. Мы хотим на Бога переложить всю ответственность: «Господи, давай, помогай, исцеляй». Но свобода, которую дал Бог — абсолютна. Поэтому ты расхлебывай все последствия своей свободы и делай всё сам.

Есть больные дети – ты им помогай, не сваливай на Бога, делай всё, что можешь, чтобы им помочь. Очень часто больные дети страдают не только от болезни, но и от людей, которые их окружают.

Есть данность, есть страдания, мы можем делать только то, что в наших силах, что от нас зависит. И христиане верят, что в страданиях есть смысл, потому что Христос страдал. И каждый страдающий человек уподобляется Христу. Вот такие маленькие Христы в этой больнице лежат. Он был безгрешный и страдал, они безгрешные и страдают.

Наверное, в этом есть какой-то смысл, может быть, даже искупительный. Я не знаю. Но это один из вопросов, где любой человек честно должен сказать, что до конца смысла этого не понять. И этот вопрос будет мучить каждого человека. Но нужно, чтобы это мучение не вводило нас в ступор, а надо делать всё, что от нас зависит.

…>>>Читайте также: священник Георгий Чистяков: Почему Бог попускает страдание и смерть? …>>>

А вы уверены, что крестное знамение у нас правильное?


Ко мне подружка из Англии приезжала, католичка, мы поехали с ней в Лавру, она захотела там побывать. Когда она к мощам святого Сергия стояла в очереди, я, как Цербер, была рядом и охраняла её от бабушек, которые рвались сказать ей, что она крестится неправильно. Почему креститься так, как крестятся православные – это правильно? А католики, которые крестятся ладонью, в честь пяти язв Христа – это неправильно?

– Изначально на Руси было двоеперстие. Потом греки сами изменили этот обряд, стали троеперстием креститься. Скажем так, обряд этот – то, с изменением чего суть веры не меняется. Недаром у нас Собор 1970 года снял клятвы со старых обрядов.

Cогласно постановлению нашего Собора, мы можем креститься хоть так, как старообрядцы, хоть так – разницы не имеет.

Вообще, изначально крестное знамение – было локальным.

То есть, изображали его на каком-то участке тела: сердце крестили или лоб. И изначально, по-моему, большим пальцем это делали в честь Единого Бога. Потом обряд нанесения на себя крестного знамения стал развиваться. В зависимости от каких-то богословских проблем, которые появлялись, пытались в перстосложение какую-то символику заключить. И двоеперстие появилось в период споров, когда пришлось выяснять учение о двух природах Иисуса Христа. Возможно, что через какое-то время перстосложение может измениться.

К сути веры это никакого отношения не имеет. То, что на Вашу подругу смотрели с недоумением и пытались сделать замечание, это просто плод необразованности, в котором, к сожалению, пребывает большая часть верующих людей. А если бы она, будучи католичкой, пришла и всё делала правильно и крестилась правильно, никто бы ее ни о чем не спросил и никто бы ничего не узнал. Между православием и католичеством есть гораздо более серьезные расхождения: например, вопрос о непогрешимости папы Римского и т.д. Но о них никто, как правило, никто не знает. А то, что является внешним элементом знают все. Говорят, что православных крест – это когда четырьмя гвоздями Христос прибит, а католический – это тремя. Какая разница? Это исторически возникшие изображения.

Жития святых – не сказка?

Некоторые жития святых совершенно невозможно читать, в силу их сказочности, например, когда какой-то святой летал на бесе в Иерусалим. И мне интересно: это всё-таки фольклор какой-то, который проник в жития? Я это не могу принять на веру, для меня это нечто сказочное.

– Если человек является верующим, то для него чудо имеет место в жизни. Но не всякое чудо. Потому что любое чудо божественное – имеет смысл. То есть, оно не ради того, чтобы поразить воображение человека, в нем есть какой-то смысл. Что касается полета на бесе в Иерусалим – я не могу сказать наверняка, но что жития святых действительно обросли фольклорными элементами – это так. Тем более что для нас авторитет, прежде всего, Священное Писание – на первом месте, затем Постановления церковных Соборов, затем Творения святых отцов и потом только, по степени авторитетности, жития святых.

Конечно, надо понимать, что житие святого – это не жизнеописание, это жанр литературы. В житии требуется, чтобы он вырос у благочестивых родителей или, наоборот, в языческой семье. Есть особый жанр жития, там стандартные диалоги. Поэтому нужно относиться к житию как к литературному произведению особого жанра. Но, тем не менее, в котором в разном процентном соотношении содержится историческое зерно. Где-то это зерно заключается только в том, что имя святого подлинное, что такой святой просто был – всё остальное о нем выдумка. Опять-таки, достоверность может доходить до большего количества процентов.

Жития святых не являются правилом веры в данном случае, непререкаемым авторитетом. Некоторые жития святых были запрещены церковными Соборами, например, житие Георгия Победоносца, с сюжетом о том, как он побеждает змия. Это житие было включено в ряд апокрифов и церковными правилами оно было запрещено к употреблению. Хотя само чудо, повторюсь —  имеет место быть в жизни верующего человека, но оно всегда чему-то соответствует. Я бы не стал так смущаться по поводу того, что святой летал на бесе в Иерусалим.

В конце концов, житие может показывать то, что человек, который приблизился к Богу, получил власть над демонами. И в этом проявилось его попрание этих существ. С другой стороны, когда в житии Епифания Кипрского ворон говорит человеческим языком — это может быть вполне элемент легендарный. Вороны, правда, говорят, их можно научить говорить, но там это выдается именно как чудо. Какой в этом смысл?

В раю – «страсть как скучно»?

Следующий вопрос оказался животрепещущим для многих студентов:

Кажется, Гек Финн у Твена сказал такую фразу про рай, что если б он туда и попал, сразу бы и удрал. Потому что там — «страсть как скучно». Вот и я с ним согласна. Ну как можно вечность, то есть ВСЕ время жить в месте, где все так бесстрастно и ничего интересного! На земле – жизнь кипит, и горе есть, и радость, ну все разнообразно, а там – ничего, одна сплошная радость и какая-то непонятная Божественная любовь. Звучит ужасно скучно и пресно. И если у тебя постоянно радость, ты привыкнешь и не будешь ей больше радоваться.

– Кто-то из умных людей сказал, что я, например, не хочу быть в раю, потому что там одни святые и тому подобные люди, а в аду ты можешь познакомиться со всеми королями, папами и тому подобными. Я бы хотел в ад.

–Если человек не знает Христа, если он Его не любит, что ему делать в раю? Потому что в раю общение именно с Христом. И если ты его не знаешь, то действительно это скука, да?

— Как же у мужа с женой не будет там никаких отношений? Я вот понять не могу…

– А Вы сами верите, что существует материальный рай?


– У меня есть один знакомый священник, отец Андрей, он однажды стоял на станции и ждал электрички. Там какие-то ребята стояли крутые. А он стоял в подряснике. Они подошли к нему: «Отец, ну скажи нам что-нибудь святое» – в таком духе. Он рассказал им анекдот: «Умер человек, приводят его в рай. Он смотрит: там птички, цветы, как-то всё благостно, но такая скукота. Спрашивают: «Будешь оставаться?» – «Ну, не знаю, подумаю. А ад мне покажите». Приходят в ад. Там дискотека, ребята, девчонки отрываются, все удовольствия. Он: «Ну конечно, я здесь остаюсь!» Остался. Заходит – ба-бах! – падает в котел с кипящей смолой, кричит: «Как же так?!» – «А это была наша агитбригада»» (смеется). И у этих ребят была интересная реакция: они все задумались.

В чем здесь проблема? У нас восприятие рая складывается на основании описаний в каких-то художественных произведениях, атеистической пропаганды, каких-то случайных элементов. А какое же представление у самих христиан – вот это нас должно интересовать больше всего, и только там мы правильный ответ можем найти. Например, что такое рай по своей сути?

Всё-таки рай имеет исключительно личный характер, рай – это восстановление мира и любви с Богом. Рай – это то, про что апостол Иоанн Богослов пишет: «Тогда мы узнаем Бога, как Он есть, лицом к лицу». То есть, рай, райское состояние – это не пребывание в каких-то садах, полях. Вот представьте себе, что вы безумно любите какого-то человека. И вот когда вы с ним встречаетесь, вы с ним общаетесь, вам больше ничего не нужно. Вам так хорошо, это всю вашу жизнь наполняет.

Вот представьте себе, что у человека такое отношение ко Христу. Когда он с Ним встретится, вот эта радость общения с Богом, со Христом, личного общения – она как раз и есть райское состояние. Это то, что мы называем «райское блаженство», Царствие Божие. Рай это не то, что ты хорошо себя ведешь, и Господь говорит: «Ладно, ты будешь в элитном квартале жить. А вот ты плохо себя вел – ты будешь жить в трущобах». Рай – это состояние души, радость от общения с Богом.

– Но не может же это быть вечно?!

– Что мы подразумеваем под вечностью? Для нас вечность – это бесконечно тянущееся время. Пара, которая никогда не кончается, лекция, которая бесконечна. А в Царствии Божием, как в Апокалипсисе написано, времени уже не будет. Это несколько иное состояние. Почему называется мука вечная? Не потому, что бесконечно тянущееся, а потому что — отсутствие времени, это несколько иное состояние.

Материальный момент будет всё-таки присутствовать, потому что в Священном Писании сказано, что будет новое небо и новая земля. Что это такое? Мы можем только догадываться, но всё, что мы видим, – это же творение Божие. Мы знаем, что жизнь на земле прекрасна, действительно прекрасна. Почему? Потому что это творение Божие. И оно в раю тоже никуда не исчезнет.

Если на земле так хорошо в целом, то, как же в раю тогда? Уж точно не хуже. Но вот идея, что рай – это хорошее местечко, в котором тебя наградят за хорошие дела, она, конечно, в корне неправильная. Потому что здесь суть не в месте, а в состоянии и в твоем отношении к личности одного разумного существа – Христа, в твоем отношении к Богу. Если, конечно, ты здесь, на земле, не смог Христа полюбить или, хотя бы, быть в каком-то отдаленном стремлении к Богу, тогда рай не для тебя. И не потому, что Господь тебя в ад пошлет. А тебе самому этот рай будет не нужен.

Потому что действительно в рай и в ад человек попадает по собственному желанию и устремлению. Есть замечательная книжка «Расторжение брака» Льюиса, там прекрасно показаны рай и ад, т.е их сущность. Ад – это просто город, который своей жизнью живет. И так получается, что каждый из тех, кто поехал на экскурсию в рай, – в виде гротеска это изображено – отказывается от рая, исходя из личных причин, не потому, что его туда не пускают.

То, что у него внутри, чуждо тому, что в раю. Нет соединения подобного с подобным. Поэтому что если ты на земле не полюбил это, не приобщился к этому, там это будет невозможно. Но, с другой стороны, нужно понять, что рай – это не что-то такое совершенно чуждое человеку, ведь на самом деле каждый человек жаждет этого рая, потому что рай и то блаженство, которое там будет, – это как раз и осуществление того, что человек ищет и никак не может найти. Почему люди веселятся, отрываются на вечеринках?

Человек ищет радости, блаженства. Вы заметили, что бы человек ни делал, он во всем ищет радость? Он везде хочет найти удовольствие. И вот это стремление к радости, к удовольствию – есть подспудное, глубокое, подсознательное стремление к раю. Просто человек натыкается всё время не на то. Ему вместо рая что-то другое подсовывают, очень похожее, дающее приблизительно те же ощущения.

Возьмем экстремальный момент – наркотик. Это же псевдоблагодать, псевдоблаженство. Фильм недавно вышел, у нас его перевели коряво: «Мария, полная радости», а в английском варианте: «Mary full of grace», то есть «Благодатная Мария». Это отрывок из молитвы: «Богородице Дево радуйся, Благодатная Мария…», на английском языке. Это фильм про девушку, которая внутри себя перевозила капсулы с наркотиками, в названии фильма — почти кощунственный смысл. Наркотик же тоже дает блаженство и как бы благодать, как кажется человеку. Человек к этому стремится, но это некий суррогат, некая подмена. Не надо думать, что в раю будет скучно. Там не может быть скучно, потому что как раз то, что человек ищет, где он хочет найти покой и радость, оно там и будет.

Как там будут отношения развиваться у мужа и жены, если они были в земной жизни супругами?

– Обычно считается так, что все те союзы, которые на земле были Богу угодны, в том числе супружеские союзы, будут продолжаться и в вечной жизни. А что касается отношений, Льюис очень хорошо ответил на этот вопрос. Он говорит: представьте себе, маленькому мальчику говорят: «Ты знаешь, ты вырастешь, станешь мужчиной и женишься». Он спрашивает: «А когда я женюсь, я смогу сколько захочу есть сладкое и в паровозики играть?» – «Нет, тебе это будет неинтересно». – «Тогда я не хочу жениться».

Вот так же и мы сейчас, пока другую реальность не познали. Это переход в совершенно иное состояние, дающее человеку то, что он желает, то, что он не всегда может правильно найти на этой земле. Мы сейчас говорим о таких предметах – «рай», «ад» и поступаем не совсем честно – потому что мы этого не знаем. Мы не были там, не пережили. Мы можем только косвенно, по каким-то свидетельствам, исходя из какой-то логики нашей веры, пытаться что-то приблизительно себе представить.

…Эта секция была самой длительной по времени. В конце ещё одна студентка задала вопрос и расплакалась. Вопрос я озвучивать не буду, скажу только, что удивилась – как у о. Андрея получилось утешить её своим ответом.

Я уходила оттуда с очень светлым чувством. Ребята окружили о. Андрея и продолжали задавать вопросы, хотя уже давно было пора закрывать аудиторию.И я подумала – если хоть один из этих студентов задумается о Боге, если хоть одному из них действительно поможет ответ на его вопрос, — форум «Вера и дело», на который было положено столько сил самых разных людей – этот форум сделал свое дело.

…К метро мы шли с девушкой в огненной юбке, она казалась умиротворенной и успокоенной.

— Знаешь, если б побольше было таких, как о. Андрей… — она не договорила и унеслась мыслями, видимо, куда-то далеко. Но я поняла, что она хотела сказать.

Читайте также:

Наш день

Молчи, если больно

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.