Все мы немного дети…
Как известно, православному человеку не пристало верить в приметы. Но все же для одной приметы я допускаю исключение. Родилась она в нашем истосковавшемся по чуду народе, и говорит: «как встретишь Новый Год, так его и проведешь». Эта примета вспоминается, когда возникает то удивительное чувство соединения постовой молитвенной сосредоточенности и детского ожидания приближающейся радости, которое связано со временем новогодних выходных, последними днями Рождественского поста. Так хочется, чтобы именно эта примета сбылась и чтобы эта радость сохранилась в сердце на весь год!
А дополняет это ощущение подготовка к делу, которое мы с друзьями затеяли на Рождество несколько лет назад и которое, похоже, уже можем назвать своей традицией. И дополнительные выходные, чтобы подготовиться, оказываются тут очень кстати. Не то, чтобы идея была так уж оригинальна: мы ходим Христа славить. Но все же для городской жизни она достаточно непривычная, чтобы этим опытом стоило поделиться.
Не могу сказать, что хотя бы кто-то из нашей компании серьезно увлекается фольклором или помешан на «возврате к истокам». Просто однажды захотелось ради праздника самим сделать что-то непривычное и радостное. Попробовали. Получилось.
Часто считают, что хождение по домам на Рождество непременно предполагает полуязыческие колядки, ряженых, маски и другую подобную атрибутику, которая вряд ли пристала людям верующим. Вовсе не обязательно. Замечу, что традиция поздравлений на Рождество, колядования, называется еще «славить Христа». Именно такая интерпретация этой традиции нам и близка. Она предполагает, в первую очередь, пение основных церковных песнопений: ирмоса, тропаря, кондака. Много есть и «песен христославов», хорошо, хотя и по-детски немудрено, отражающих именно христианский смысл этого праздника. О традиции колядования с фольклорной точки зрения писано в последнее время много, и вряд ли стоит повторяться. Любознательный читатель найдет достаточно материала, если только пожелает. Цель же моего повествования более практическая — поделиться личным опытом.
Итак, прежде всего мы решили разучить упомянутые церковные песнопения и несколько песен, самые известные: «Нова радость настала», «Небо и земля», «Добрый вечер». Замечу, что многие песни родились в южных областях России, и их пришлось перекладывать с украинского языка. Получилась забавная смесь русского с украинским, которая, впрочем, никого не покоробила. В первый год нам очень повезло. Мы зазвали в свою компанию регента Татьяну, которая в то время не работала ввиду недавнего рождения дочки. Тане, руки которой уже изрядно «стосковались по штурвалу», за длинные выходные удалось сделать так, что тропарь и кондак даже те, кто в жизни не попал ни в одну ноту, пели не только правильными гласами, но и правильными голосами. Иногда даже приходилось сдерживать ее стремление к совершенству и напоминать, что мы собираемся петь не на клиросе и не на концерте.
Другой важный вопрос, который предстояло решить: к кому ходить. Сразу отмели идею ходить по друзьям и близким знакомым только ради того, чтобы похвастаться «а вот мы как можем». Не показалась перспективной и идея идти к незнакомым людям: могут и милицию вызвать. Также нас не слишком увлекла мысль ходить по домам постоянных прихожан. Безусловно, встретили бы нас радушно, но людям, которые готовились к празднику постом, исповедью и Причастием, были на праздничной ночной службе, наш доморощенный хор вряд ли дал бы что-то сопоставимое с тем, что они уже получили. Однако у каждого из участников описываемой затеи нашлось некоторое количество знакомых, кто или не мог прийти в храм из-за немощи, или вообще не часто бывает в храме, хотя и тянется к вере, и кому именно сейчас тяжело и нужна моральная поддержка. Так родилась основная идея: «принести праздник тем, кто не смог прийти на праздник сам».
В день Рождества Христова, выспавшись после ночной службы, собрались на условленной «явочной» квартире и отправились по первому из намеченных адресов. Здесь была допущена серьезная тактическая ошибка, которую мы сами больше не повторяли и от которой хотели бы предостеречь тех, кто решит последовать нашему примеру. Хозяйку квартиры предупредили заранее. Когда мы, запев с порога «Христос раждается», вошли в квартиру, то увидели стол, накрытый специально к нашему приходу. Застолье, а уж тем более выпивка, не входили в наши планы, поскольку за оставшуюся половину праздничного дня надо было навестить еще многих людей.
Однако двинуться дальше нам удалось только через час, с трудом уговорив хозяйку не очень обижаться. После этого тактику пришлось изменить. Совсем без предупреждения приходить все же не советую: в конце концов, хозяевам может потребоваться хотя бы одеться. Да и мало ли какие могут быть обстоятельства? Поэтому стали делать так… Кто-нибудь, кто знает хозяев, звонит им минут за 5-10 и говорит: «Марья Ивановна! Я вот тут мимо буду проходить, можно зайду Вас с праздником поздравить?» А о том, что к звонившему прилагается орава из восьми человек, умалчивалось. В результате их появление вызывало довольно сильные, но всегда положительные, эмоции.
Традиционно хозяева угощают христославов. Но, поскольку мы ходили в основном к людям пожилым и небогатым, то пытались подражать героям Толкиена, которые в свой день рожденья подарки не принимали, а дарили. Взяли с собой гостинцы и поздравляли с праздником тех, к кому заходили. Если же что-то давали нам, то мы дарили это следующим хозяевам. Надо ли говорить, что, несмотря на все наши усилия, в конце концов подарков у нас осталось «двенадцать коробов».
Но самое интересное, что мы наколядовали целую бабушку. Зашли мы в квартиру, где прихожанка нашего храма, баба Женя, живет со своей девяностопятилетней мамой. Пока пели, потом спорили с мамой, которая пыталась дать нам денег, глядим: баба Женя уже пальтишко надела. «Я, — говорит, с вами пойду!» Так в нашем коллективе оказался и стар, и млад. Младшему, нашему сыну, 4 года, старшей – 71. А деньги взять нас таки уговорили. «На церкву»…
И вот я подхожу к самой сложной части своего рассказа… Как передать, почему эта, можно сказать, детская затея произвела на всех нас такое впечатление? Почему так прочно эти несколько часов, проведенные в хождении из квартиры в квартиру, связаны с тем удивительным рождественским настроением, о котором я вспомнил в начале статьи? Попробую сказать так… Нам достаточно часто приходится видеть слезы. Даже слишком часто, потому что обычно эти слезы бывают от горя. И очень редко приходится сталкиваться со слезами радости.
Так вот, я совершенно не преувеличу, если скажу, что столько слез радости, сколько за эти несколько часов, я не видел за всю свою жизнь! А то, что эту радость удалось принести в дома благодаря усилиям твоим и твоих друзей, наполняет сердце таким ощущением счастья, которое невозможно описать. Поистине, во сто крат лучше давать, чем получать, и поистине тот, кто и чашу воды подаст во имя Христово, не потеряет награды своей! Замечу, что таким поразительным эффектом мы обязаны отнюдь не каким-то исключительным вокальным способностям. Скорее, на тех, к кому мы приходили в гости, производило впечатление просто то, что о них вспомнили и пришли поздравить столь необычным и неожиданным образом. Да и само ощущение «детскости» нашей затеи открыло, видимо, какие-то уголки души и у тех, кто пел и поздравлял, и у тех, кого поздравляли.
Именно поэтому через год в преддверии Рождества снова собрались те, кто мог. А также те, кто не мог, но очень хотел. Чтобы, пользуясь дармовыми выходными, вспомнить, как поются рождественские песнопения и песенки. Ведь хотя мы и не гнались за профессиональным качеством исполнения, но все же некоторый уровень музыкальности старались поддерживать. Во всяком случае, ирмос, тропарь и кондак мы разучили на три голоса и так, чтобы не слишком фальшивить. А это потребовало, по крайней мере в первый год, известного количества репетиций. Впрочем, на второй год учиться пришлось в основном тем, кто присоединился к нашей компании впервые. К сожалению, мы лишились нашего «художественного руководителя и дирижера». Танина дочка подросла, Таня вернулась на свой боевой пост на клиросе, и на колядки сил у нее уже не хватало. Поэтому пришлось обходиться своими силами, доказав себе, а заодно и уважаемым читателям, что не боги горшки обжигают. Зато баба Женя не только прочно влилась в наш коллектив, но и научила нас некоторым известным ей рождественским песням.
Я уже говорил, что, несмотря на все наши усилия избавляться от гостинцев, в первый год мы наколядовали изрядное количество сладостей, без которых хозяева просто не хотели нас отпускать. Просто угрюмо «поделить добычу» казалось нам не очень хорошей идеей: ну не ради же шоколадок ходили! Во второй раз мы придумали хорошее решение в том числе и этой проблемы. Навестив всех знакомых, мы отправились в местную больницу. Там прошли по палатам, попели и раздали все, что принесли с собой. Впрочем, нужно сказать, что хождение с колядками по палатам в больнице требует значительного такта. Где-то могут быть тяжелые больные, которым неприятны громкие звуки, кто-то спит или отдыхает. А уж начав, надо суметь распределить силы и время на все палаты. Иначе представляете, как обидно будет тем, до кого вы не дошли!
Должен сказать, что славить Христа на Рождество всегда было занятием детским. И хотя от хождения с колядками все мы получаем большое удовольствие, есть такое чувство, что заниматься этим нам приходится за «нерадивых» детей. Вот и пытаемся их, кого получается, звать в компанию. И есть у меня такая мечта. Чтобы, дай Бог, лет через несколько старший сын, который сейчас уже пошел в школу, сказал: «У вас, родители, свои планы, а мы с друзьями договорились идти Христа славить». А мы тогда останемся дома, отдохнем после службы, и даже не будем ждать, чтобы дети зашли к нам. Ведь есть те, кому это нужнее.