ЕГЭ определяет то, чего нет — это абсолютный парадокс!
<…>для чего стандарты сейчас нужны как воздух: у нас действует Единый государственный экзамен, который призван оценивать знания каждого ученика (а сейчас у нас ни много ни мало свыше 600 тысяч, закончивших школу). Но фактически нет того комплекса обязательных знаний, который должен оценивать этот Единый государственный экзамен! Это парадокс, абсолютный парадокс!!!
<…> Я имею в виду, что экзамен определяет то, чего нет! Получается, что содержания предмета нет, а измерительные материалы есть. Не может быть качественного ЕГЭ без определения обязательного уровня предметных знаний.
Моя мечта — иметь государственную программу по развитию именно сельских школ
Нужно заботиться о преобразовании сельских, малокомплектных школ. У нас их 18 тысяч. Это те школы, которые располагаются в малоэтажных зданиях. Мы — удивительная страна, у нас огромное разнообразие всего. Да, должна быть большая, светлая школа на 1200 и больше учеников. Но должны быть и другие школы. Моя мечта — иметь государственную программу по развитию именно сельских школ. Но это параллельно с той, по которой мы сейчас живем. Может быть и она осуществится, хочется в это верить. <…>
Конечно, когда коллектив не очень большой, как педагогический, так и ученический, то школа — семья, школа — родной дом, это лучше, чем когда огромный конгломерат. Но, как говорит и доказывает наука, управленческая эффективность в больших школах выше.
«Мне трудно себе представить, чтобы 30 лет назад было так много жестокости в классе»
Воспитательная работа имеет самые разные формы, и все учителя это прекрасно знают. На сегодняшний день классических методов, с которыми мы работали с детьми раньше, да и сейчас работаем, не хватает. Жизнь, к сожалению, добавила так называемый «буллинг» или «травлю».
Мне трудно себе представить, чтобы 30 лет назад было так много жестокости в классе. Это пресекалось. А сейчас откровенно смакуется. Я считаю, что это глубочайшие проявления нравственного состояния людей. И это как раз говорит о том, что мы здесь недорабатываем. Должна быть очень четкая скоординированная работа и родителей, и учителей, и психологов. На мой взгляд, ни один из нас не родился жестоким.
Мы должны проводить исследования о влиянии гаджетов на ребенка
Я считаю, что ничего нельзя делать без четкого научного подхода. Надо изучить физиологию современных детей и психологию у детей разного возраста. Я много раз говорила, что нам не хватает фундаментальных исследований о детях сегодняшних. Отдельные яркие исследования есть, но фундаментальных трудов за последние 30 лет, которые бы помогали нам на практике, нет.
Даже самый простой пример: мы все сейчас рассказываем про гаджеты, про цифровую школу. Я поддерживаю все эти новшества, но как и в любой другой стране, мы должны проводить исследования о влиянии всего происходящего на ребенка в первую очередь.
<…> Цифровизация все-таки склоняется больше к услугам. У вас есть компьютер для работы и игр, электронный журнал, электронный дневник. Но если посмотреть зарубежный опыт, то увидим, что там где «цифра», там обязательно есть определенные ограничения для каждого возраста при работе с гаджетами на протяжении школьного дня. И это все изучается и должно изучаться.
О поборах в школе
<…> самое важное: родители должны знать — все, что связано с учебным процессом, абсолютно все, должно обеспечиваться органами управления образования, т.е. муниципалитетами, муниципальными органами управления образования.
<…> Вот я муниципальный глава? Я смотрю, где у меня «дыра» больше или куда больше надо выделить средств? Я не имею права взять с зарплаты учительской и с программы: финансирование на эти цели пришло, это федеральные деньги. А на все остальное, на технические нужды — я подумаю: где сейчас — «дыру» закрыть? Понимаете?
И объяснять никаким родителям он ничего не будет. Вот и все. Но все равно есть закон, и муниципалитеты обязаны все предоставить.
Сейчас нервничающих детей значительно больше -это проблема, прежде всего, семейная
<…> есть дети, которые нервничают только перед одной мыслью, что завтра или послезавтра будет контрольная!
Я сама была классным руководителем. В классе 38 человек и среди них был один ребенок, который так сильно переживал перед контрольной, что поднималась температура. Все остальные совершенно спокойно воспринимали: ну, контрольная и контрольная. Как обычное явление школьной жизни. Сейчас нервничающих детей значительно больше. Это не проблема тестов и контрольных, это проблема психологического состояния.
<…> я думаю, что это проблема, прежде всего, семейная. Психологическая устойчивость должна воспитываться. И не только психологами, но и родителями. Проверочная работа должна восприниматься как обычное явление нашей жизни.
«Мы же были в ситуации более жесткой, не сходили с ума»
Вы учились, я училась. Мы сдавали. Ну, что это за проблема такая — сдача экзаменов? Что это за проблема?
<…> А раньше сдавали по 4 экзамена, еще и вступительные. Вспомните: только в МГУ экзамены были 1 июля, а во все остальные 1 августа. Что вы сравниваете?
Мы же были в ситуации более жесткой, не сходили с ума. У нас был один шанс — 1 августа, а не пять, как сегодня: куда-нибудь да возьмут!