– Страны-участницы WorldSkills International коллективно формируют метастандарты по отдельным профессиям, а соревнования позволяют понять, какая страна больше преуспела в подготовке специалистов, – рассказал генеральный директор Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» Роберт Уразов. – У нас очень сильная команда. Графический дизайн, мобильная робототехника, сетевое и системное администрирование, веб-разработка, сварочные технологии, инженерный дизайн, фрезерные работы на станках с ЧПУ.
Экзамен проходит по мировым стандартам на передовом производственном оборудовании. Молодых профи оценивают не только преподаватели-эксперты, но и будущие работодатели.
Конкурсное задание – практическая работа. Например, житейская ситуация: вы являетесь сисадмином семейного предприятия. Предыдущий системный администратор, ваш бывший муж, ликвидировал три четверти сайта. Ваша задача – восстановить работу сайта. Задание разбивается на три равных по времени блока, участникам дают 22 часа на его выполнение.
Педагогам могут предложить найти решение ситуативной педагогической задачи, представленной в виде короткого ролика. Просматривая ролик и анализируя заключающийся в нем конфликт, будущие учителя должны определить проблему, выявить ее возможные причины и предложить способы выхода из возникшей ситуации.
Из России на конкурс приедут 14 девушек и 49 молодых людей от 14 до 25 лет. Тем, кто наберет не менее 700 баллов, будет вручена отличительная награда чемпионата WorldSkills – не просто медаль, а подтверждение профессионального признания участника чемпионата международным сообществом.
Южная Корея, Германия, Австрия, Швейцария и Китай традиционно лидируют в профессиональных соревнованиях. Участвуют в них не только студенты и выпускники колледжей, но и школьники, которым завтра выбирать профессию.
Топ-10 профессий в России
Самыми востребованными профессиями в 2019 году в России стали продавец-кассир, повар, педагог колледжа и юрист. Это выяснил в своем исследовании ВНИИ труда Минтруда России. Кроме этих занятий, в десятку наиболее популярных вошли: соцработник, педагог допобразования, медсестра, бухгалтер и педагог-дефектолог. Опрос проводили среди работодателей, которые в той или иной мере удовлетворяют (или не удовлетворяют) свой спрос на квалифицированные кадры.
Эксперты проанализировали потребность в кадрах на примере 27 тысяч организаций из всех регионов России. В новый перечень востребованных профессий вошли 1075 специальностей, при этом больше четверти (28,4%) из них пока отсутствуют в справочнике специальностей СПО.
Например, специальность «Техническая эксплуатация и обслуживание роботизированного производства». Этой профессии сейчас учится 360 студентов в 10 колледжах, расположенных в восьми регионах страны. И получается парадокс: образовательная программа есть, а профессии в справочнике еще нет. А все дело в том, что каждой новой специальности нужно примерно два года, чтобы официально «прописаться» в государственном реестре подготовки кадров.
Квалифицированные рабочие – одна из наиболее востребованных сейчас категорий персонала.
По данным SuperJob, за год количество вакансий для них выросло более чем на 20%. Квалифицированным рабочим в промышленности и строительстве сегодня предлагают доход, сравнимый с оплатой труда белых воротничков. А рабочий высокой квалификации с опытом работы на современном высокотехнологичном оборудовании получает порой больше, чем инженер. Впрочем, так было и в советское время.
Как понять квалификацию
Директор Института занятости и профессий НИУ «Высшая школа экономики» Федор Прокопов
Сегодня существует дефицит рабочих рук с высоким уровнем профессионализма. Это слесари, станочники, каменщики, крановщики. А краснодеревщикам, например, готовы платить по 200 тысяч в месяц, лишь бы они делали красивую и качественную мебель.
Учебные заведения у нас выпускали специалистов, которые оказывались невостребованными на рынке труда, или людей приходилось доучивать и переучивать на рабочем месте. Поэтому необходима система четких и понятных сигналов – какие профессионалы нужны рынку, какого уровня подготовки, с какими компетенциями, в каком количестве.
Со времен Советского Союза работала система разрядов для рабочих и категорий для служащих и специалистов. Но в СССР это была вертикальная система с едиными стандартами – скажем, слесарь или токарь 4-го разряда при переходе с одного предприятия на другое мог просто показать свою книжечку, и его разряд признавал новый работодатель.
Однако в рыночных условиях эта система разрушилась. Например, появились малые предприятия, где, допустим, бухгалтер решал задачи, которые во многом очень сильно отличались от того, чем занимались его коллеги в крупных холдингах. Увидеть, насколько претендент на рабочее место соответствует требованиям, не всегда легко.
Поэтому была создана независимая оценка квалификаций. Аккредитующие организации составляют перечни и рейтинги аккредитованных ими образовательных программ. К кандидату на прохождение профессионального экзамена выдвигаются достаточно серьезные требования. Он может посмотреть примеры оценок и увидеть пробелы в своих знаниях. Естественно, возникает вопрос – как их ликвидировать? Можно в режиме самообразования, удаленного обучения, а можно – через короткие программы дополнительного образования. Люди, завершившие свое обучение много лет назад, могут получить новые профессии.
Почему после школы идут в колледж
Начальное и среднее профессиональное образование в ходе реформы образования подверглось максимальным, как считают в Министерстве просвещения, изменениям. Более 3 тысяч техникумов и колледжей отправлены с федерального уровня на региональный, происходят изменения стандартов и программ, вводятся новые формы независимой аттестации.
На модернизацию этого уровня образования есть запрос снизу, от работодателей, которые просто не могли подыскать себе рабочих – старые кадры уходили на пенсию, а им на смену никто не пришел.
60 процентов выпускников школ выбирают сегодня в России среднее профтехобразование.
Часто, конечно, это происходит спонтанно и не очень осознанно. Может быть, причина в том, что в колледж попадают слишком молодые – те, кто еще не знает, чего хочет в этой жизни.
Также при обучении в колледже возникает проблема сдачи ЕГЭ. Если после 9-го класса выпускник поступил по результатам ОГЭ, то сдавать или нет потом ЕГЭ, он решает самостоятельно. В результате после колледжа он может оказаться без оконченного среднего образования, но министерство непреклонно: обсудив недавно этот вопрос на своей коллегии, оно признало нецелесообразным обязательный ЕГЭ по окончании колледжа.
Право сдать единый госэкзамен для тех, кто после девятого класса школы поступил в профобразовательные учреждения, закреплено законом. «Если учащийся ушел после девятого класса в среднее профобразование, то никто не отбирает у него право сдавать ЕГЭ. Оно законодательно закреплено. Другой вопрос – нужен ли этот экзамен выпускникам СПО как обязательный», – отметила министр Ольга Васильева.
Эта проблема касается тех, кто хочет продолжать свое образование в другой сфере. Ведь, не сдав ЕГЭ, вы оказываетесь отрезанными от программ бакалавриата по другим специальностям и вынуждены идти либо по тому же коридору, что выбрали в 15 лет, либо начинать все сначала. Хотя и у ЕГЭ есть свой срок действия, поэтому если ты передумал через несколько лет быть визажистом, а захотел стать техником, то все равно госэкзамен придется пересдавать.
В этом году вступительные экзамены показали, что востребованы те же специальности, что и в прошлые годы, но растет популярность медицинских и педагогических колледжей.
Стабильно высокий конкурс в медицинские колледжи. На специальность «Ортопедическая стоматология» было подано 6,2 заявления на бюджетное место, на «Фармацевтику» – 5,9 заявления на место, на «Сестринское дело» – около 3. В Уфимском медицинском колледже было почти 10 заявлений на место.
Растет интерес и к педагогическим специальностям. «Преподавание в начальных классах» – 2,6 заявления на одно место, «Дошкольное образование» – 2,4 заявления на место.
Традиционно высокий конкурс на творческие специальности. В Московскую международную киношколу было подано 12 заявлений на место. В Якутском художественном училище – 8,6 заявления на место.
Технические специальности тоже востребованы. Один из самых высоких конкурсов заявлений в стране на IT-специальности. На «Информационные системы и программирование» было подано примерно 3,2 заявления на одно бюджетное место, «Программирование в компьютерных системах» – 3,4.
Набить плату сейчас стоит три копейки
Олег Тугарин, специалист по ремонту в НПП Beward
Мы производим высокотехнологичные средства безопасности. Главное – разработка. Набить плату сейчас стоит три копейки. Все делают автоматы. А собрать платы вместе – это уже неквалифицированный труд, хотя тоже требуется и внимательность, и аккуратность. Да, иногда требуется маневр, и тогда наши ребята берут паяльники и вручную собирают какие-то дополнительные модули. Но для этого не надо учиться год. Немного жаль, что сборщик РЭА – невостребованная и низкооплачиваемая профессия. Но что делать? Производства в стране практически нет.
Когда я закончил свое ПТУ, не было не только профессии «монтажник вышек сотовой связи», но и самой сотовой связи гражданского назначения тоже не было. А еще не было маркетологов и мерчендайзеров, логистов и имиджмейкеров, копирайтеров и конфекционеров и еще огромного числа менеджеров по всяким возможным и невозможным потребностям современного рынка.
СГПТУ №21 города Заволжска Ивановской области, которое я когда-то закончил, уже прекратило свое существование.
С какой профессией больше шансов найти работу? Я был знаком с охранником, который имеет два высших образования, и таких примеров – масса. Но, думаю, молодой человек не промахнется, если получит специальность из области IT, роботизированной инженерии, программирования и в качестве бонуса иностранным языком выберет китайский. Нынешние дети практичнее нас.
Чего ждут работодатели
55,8% выпускников колледжей идет работать. Официальная статистика Минпросвещения учитывает, правда, только первый год работы после обучения. Около 20% молодых людей после колледжей и техникумов продолжают обучение в вузе, кто-то идет в армию. Есть регионы-лидеры по трудоустройству. В Томской области трудоустраивается 64,7% молодых людей. В Свердловской области – почти 65,6 процента. А в Архангельской области – 66,7%.
Вместе с тем специалисты по найму персонала жалуются, что часто не могут найти сотрудников высокой квалификации. К дефицитным относятся профессии токаря, слесаря, техника и другие. Не хватает и автомехаников.
В автосервисы идут даже бывшие белые воротнички: ежегодно доля людей с высшим нетехническим образованием среди сотрудников рабочих специальностей растет на 20%. От них работодатели ждут добросовестности и дисциплины, специализированных знаний, готовности к переобучению и повышению квалификации. От рабочих с высшим образованием требуются специализированные знания, владение IT-системами и навыками программирования.
Сбываются ли детские мечты
Есть, конечно, и такие, кто с детства мечтал стать клоуном, джазменом или продавщицей и стал. Хотя их меньшинство. Недавно обнародованы результаты исследования компании Head Hunter. У подавляющего большинства россиян (77%) детская мечта о выборе профессии не осуществилась.
Частично грезы и взрослая реальность совпали у 17% опрошенных. И лишь 5% респондентов заявили, что их профессия совпала с мечтой.
Исследователи выяснили, кем в детстве хотели стать россияне. Оказалось, что у респондентов до 25 лет в пятерку самых желанных вошли такие специальности: дизайнер, врач, актер, ветеринар и археолог. Те, кто старше 25 лет, рассказали, что мечтали быть врачами, учителями, космонавтами, актерами и военными.
Данные американских социологических исследований свидетельствуют, что актер, музыкант или профессиональный спортсмен (тоже своего рода поп-звезда) входят в топ профессий, о которых мечтают дети в США. Учитель и врач тем не менее есть в списке наиболее желанных профессий в каждой возрастной группе в Америке, ведь без них никуда! Опросы в США также показывают, что 76 процентов респондентов так и не стали работать в той области, о которой они мечтали в детстве.
Вымирающие профессии
С 1 сентября 2020 года Министерство просвещения приняло решение исключить почти 100 позиций из перечня профессий. Почему? За прошедшие 5 лет на них никто или почти никто не поступал.
Что это за профессии? Например, «изготовитель эмалированной посуды», «сушильщик в бумажном производстве», «ткач», «вышивальщица», «сборщик изделий электронной техники»… Или радиооператор – эта профессия тоже устарела технологически. Вместо нее в перечень введут новую – «монтажник оборудования мобильной связи». Специалистам ряда специальностей потребуется переобучение в соответствии с новым международным стандартом.
Ручир Шарма руководит инвестиционной политикой в Morgan Stanley и делает краткосрочные экономические прогнозы. В последнее время, говорит он, появляются уже не просто роботы, способные заменить сборщиков на конвейере, а автоматы с искусственным интеллектом. Около 47% рабочих мест в США, например, могут быть автоматизированы в ближайшие двадцать лет.
Самая массовая профессия американских мужчин – шофер. Так вот, водителей, согласно одному из прогнозов, уже в ближайшее время заменят беспилотные автомобили и грузовики.
Но пока роботы все же чаще заворачивают гайки, а не думают за инженеров. Кроме того, все время появляются новые рабочие места, которые раньше трудно себе было даже вообразить.
Мы думаем, что выпускник станет академиком, а он счастлив в другом
Сергей Сехин, директор школы № 1535, Москва
Выпускники последних лет отличаются другой скоростью мышления. Они больше понимают, чего они хотят. Они раньше осознают, чем бы они хотели заниматься. Меняется мир, меняются скорости, дети безумно активные и готовы сами создавать новые рабочие места. Наши выпускники пока не участвуют в соревнованиях WorldSkills, но мы присматриваемся к конкурсу и хотели бы в будущем принять в нем участие.
Мне кажется, формирование любых практических навыков, которые необходимы для жизни, полезно для выпускника школы. Они пригодятся для дальнейшей жизни. Кстати, иногда мы прочим нашему яркому выпускнику блестящее академическое будущее, а он идет работать по прикладной специальности, зарабатывает очень хорошо и чувствует себя счастливым. А ведь это самое главное, что педагоги хотят для своих учеников: чтобы они обрели счастье и любимую профессию.