Евангелие от Луки, гл. 24, ст. 12-35

Но Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему. В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях. И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни? И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели. Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании. И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее. Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба. 

По вторникам на Светлой седмице на литургии всегда читается отрывок из Евангелия от Луки о том, как по дороге из Иерусалима в Эммаус воскресший Господь Иисус Христос встречает апостолов Луку и Клеопу и беседует с ними на пути.

Йозеф фон Фюрих. Путь в Эммаус

Йозеф фон Фюрих. Путь в Эммаус

Этот рассказ – непосредственное свидетельство Луки о том, что он пережил сам. Личное духовное переживание апостола на все времена открыло для читающих Евангелие возможность приобщения к живому евангельскому опыту святых апостолов и первых христиан, живших любовью Христовой — главной действующей и преображающей силой в мире.

Кроме Светлой, этот евангельский отрывок читается в ряду воскресных Евангелий – в течение года несколько раз на всенощных бдениях под воскресенье. Для меня это самое любимое воскресное евангелие, наверное, нельзя проявлять такую избирательность к Писанию, но… любимое. Ничего не могу с собой поделать.

Я не сразу расслышал эту евангельскую историю, поначалу она была для меня рядовой, ну, насколько само Евангелие может быть рядовым. Наверное, тут надо было сказать так: поскольку все Евангелие было исключительным и не поддающимся никакому сравнению ни с чем, то и история о Луке и Клеопе была в целом за пределами сравнений. Я уже делился с читателями ЖЖ воспоминаниями, как мы впервые читали Новый Завет — небольшую зеленого цвета книжечку в мягком переплете, полученную из-за границы и купленную за большие, по советским временам, деньги – 15 рублей. Как мы буквально вырывали из рук друг у друга Книгу, не успевая насытиться сладким (почти буквально, но без всякой прелести прелестной) евангельским словом.

В один из первых годов моего священнического служения в мой далекий маленький сельский храм приехал послужить знакомый батюшка из Москвы, о.С. Мы вместе совершали всенощную, как раз в этот субботний вечер и читалось 5-е воскресное евангелие, о эммаусских путниках.

Мой гость читал посреди храма. Я все услышал сердцем, как будто и сам был спутником апостолов. Это было какое-то удивительное открытие в жизни молодого священника. Я честно скажу, что не испытывал какого-то мистического переживания — как говорится, все пришло на сердце без «заламывания рук и закатывания глаз». Слава Богу за это благодатное посещение. Но с тех пор я не могу «просто и по-служебному» читать этот отрывок, слезы умиления сами наворачиваются на глаза.

И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим.

Наверное, для того чтобы избавить человека от ненужной мистической экзальтации и несоответствующего малому духовному опыту благодатного переживания в момент истинного посещения Святым Духом, Бог сберегает в верных Ему сердцах воспоминание об этом. Воспоминания — это не только своего рода «сладкий сон» (и «н» с французским прононсом – как в «12-ти стульях» Ильфа и Петрова), а просто человеческие воспоминания — это часто возвращение в несбывшееся, со всей его удивительной властью над человеческим сердцем (а об этом читаем все у Ал. Грина в прекрасной, прозрачной и по сути христианской повести «Бегущая по волнам»).

Бог же так часто говорит с человеком – языком обстоятельств, прямых указаний на Свою Волю, простыми истинами Писания, но мы, внимая Его слову, не всегда способны сразу понять действие Божие в нас. Но это мы можем оценить по прошествии какого-то времени – «Как же горело мое сердце в этот день, на этой церковной службе, после этой исповеди и причащения, после встречи с тем-то человеком, в том или ином святом месте! Поистине это было проявление действующей в мире любви Христовой, оно изменило меня, и теперь я это понимаю, вспоминая то-то и то-то…»

Человек, береги свои воспоминания, береги чистоту своих воспоминаний и святость их. Потому что Бог приберег для всех нас еще и самые сильные воспоминания о Себе Самом – в Евхаристии.

Особенно ярко должны гореть наши сердца воспоминанием сбывшегося в вечности, но не наступившего еще Второго и славного Его пришествия, что и должно быть по нашей вере главным внутренним переживанием и главной силой, которая, как теперь модно говорить – мотивирует, придает окончательную осмысленность жизни православного христианина. «Ей гряди, Господи Иисусе!»

В литургии свт. Иоанна Златоуста:

Воспоминая же эту спасительную заповедь и все, ради нас совершившееся: крест, гроб, воскресение на третий день, на небеса восхождение, по правую руку сидение, второе и славное пришествие, Твоя от Твоих Тебе приносяще, о всех и за вся,

и более пронзительно в литургии свт. Василия Великого:

Делайте это в воспоминание обо Мне; ибо всякий раз, когда вы едите этот Хлеб и пьете эту Чашу, Мою смерть возвещаете, Мое воскресение исповедуете. Так и мы, Владыка, воспоминая спасительные Его страдания, животворящий крест, трехдневное погребение, из мертвых воскресение, на небеса восшествие, по правую руку от Тебя Бога и Отца сидение, и славное и страшное Его второе пришествие…

И у Апостола Павла:

Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. (1-е Кор. 11 гл.)

Вчера мы половину дня провели в Иерусалиме: этот город — всегда пасхальный. Таким он стал после воскресения Христова – в любое время года, во время войны и мира, при различных правителях. Для чуткого сердцем человека этот город всегда источает пасхальную радость. Это именно тот случай, о котором говорит Писание, – «камни возопиют».

Рука всегда будет помнить холод мраморной плиты на Гробе Спасителя, ноги – неровности скользких каменных тротуаров Старого Города, уши – непреходящий в столетиях шум восточного торгового города, глаза – глубокое синее небо золотого Иерусалима.

А ведь этот прекрасный, вечный и пасхальный город для нас всего лишь тень грядущего Небесного Иерусалима, который мы вспоминаем, оказавшись перед лицом евангельской реальности, – хотя бы из одного рассказа об апостолах Луке и Клеопе, узнавших Господа в преломлении хлеба и вспомнивших на скором пути обратно в Иерусалим, как горели у них сердца, когда с ними говорил Господь.

Русский храм Марии Магдалины

Русский храм Марии Магдалины

Храм в пещере, где спали ученики во время Моления Спасителя о Чаше

Храм в пещере, где спали ученики во время Моления Спасителя о Чаше

в храме Гроба Господня - в сирийской часовне предполагаемые захоронения прав. Никодима и Иосифа Аримафейского

В храме Гроба Господня - в сирийской часовне предполагаемые захоронения прав. Никодима и Иосифа Аримафейского

У входа в храм Гроба Господня

У входа в храм Гроба Господня

Иерусалим

Иерусалим

Иерусалим. Старый город.

Иерусалим. Старый город.

Храм Гроба Господня

Храм Гроба Господня

Фото: Протоиерей Игорь Пчелинцев

Читайте также:

 

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.