«Краснодарский край — антилидер безопасности на дорогах»
— Авария, в которую попала Ксения Собчак — это типичное ДТП из-за выезда на встречную полосу или есть какие-то особенности, на которые нужно обратить внимание?
— Плюс-минус обычная история: водитель выехал на встречную полосу и не смог увернуться от авто, потом одна из двух машин толкнула третью. Ничего особенного в этом нет. Человек погиб, но часто в подобных авариях гибнет больше людей.
— Говорят, что в Сочи в принципе часто нарушают правила? Это так?
— Высокая аварийность характерна для Краснодарского края в целом. У нас в лидерах по погибшим на дорогах Москва, Московская область и Краснодар.
При этом Москва — лидер по безопасности. Если соотнести число погибших с числом жителей столицы, получится небольшой процент. Краснодар же — антилидер. Это туристический регион, люди приезжают туда волнами, не знают специфики местных дорог и часто попадают в аварии.
— Если на водителя давят («Быстрее, быстрее!») и он нарушает правила — только он виноват, или еще и пассажир, который его торопил?
— В данном случае вина всегда будет на водителе транспорта, кто бы и как его ни подгонял. Потому что он принимает решение, как везти пассажиров и везти ли вообще.
Понятно, что когда ты везешь звезду, тебе хочется не промахнуться, оставить ее довольной, чтобы звезда не жаловалась.
Но так или иначе, человек всегда может отказаться от нарушений. Даже если кто-то из пассажиров настаивает, кричит, ругается, можно остановиться и просто не везти этого пассажира дальше.
Сейчас водителя, который вез Ксению Собчак, подозревают в совершении преступления, и отвечать перед законом только ему.
— Пассажиры сразу уехали с места происшествия, не дожидаясь полиции. Это законно?
— Сложно сказать. В каком-то смысле это законно, потому что у пассажиров нет обязанности оставаться на месте. В то же время они обязаны быть допрошены в рамках уголовного дела, ведь они являются свидетелями преступления. В любом случае Ксению Собчак будут допрашивать, и ей придется отвечать на вопросы, торопила она водителя или нет («Я не подгоняла водителя, конечно же. Никто из нас не подгонял. Во время поездки я общалась по работе в зуме, и есть запись того, как я это делаю», — заявила Ксения Собчак. — Прим.ред.).
Меня тоже удивило, что Собчак и другие пассажиры улетели. Наверное, они имели на это право, но в другой машине люди погибли. Может быть, нужно было остаться и помочь. В то же время уехавшие понимали, что точно станут целью журналистов, оставаясь на месте.
— Давайте попробуем разобрать громкие ДТП последних лет с выездом на встречную полосу: ДТП с участием Михаила Ефремова и аварию с участием блогера Эдварда Билла. Что-то их все объединяет?
— Эти ДТП сложно связать. В случае с Михаилом Ефремовым причиной аварии стал алкоголь и потеря управления. С Эдвардом Биллом другая напасть: блогеры, которые нарушают публично и демонстративно, зарабатывая на этом очки. Таких, кстати, очень много в последнее время появилось. Известно, что Анастасия Ивлеева нарушает правила на своем Lamborghini. Может, стоит повышать ответственность в зависимости от стоимости машины? Потому что по 500 рублей за штраф не страшно заплатить, когда ты на Lamborghini катаешься.
Не Африка, но пока еще Азия
— Насколько часто в России происходят аварии из-за выезда на встречку? Каков процент смертельных ДТП среди таких аварий?
— У нас есть три категории аварий, которым правительство уделяет наибольшее внимание: «встречка», «пьянка» и ДТП с пешеходами. По каждой категории в год погибает по четыре тысячи человек. То есть аварии на встречной полосе — одна из основных проблем, которые сейчас есть на дорогах.
«Встречка» характеризуется высокой тяжестью последствий. Это как минимум пострадавшие, редко обходится без погибших. Происходят эти ДТП там, где физически возможен выезд на встречную полосу. Как правило, на двухполосных региональных трассах.
По смертности на дорогах Россия находится на 80-м месте, рядом с Непалом. То есть уже не Африка, но пока еще Азия, до Европы нам далеко. Мы в три раза по разным показателям отстаем от Англии, Франции, Германии. На 100 тысяч населения у нас на дорогах гибнет примерно десять человек. В развитых странах, для понимания, этот показатель около трех человек на 100 тысяч населения.
За последние десять лет смертность на дорогах снизилась, во многом благодаря обновлению автопарка.
Люди почти перестали ездить на «жигулях», а это действительно опасный транспорт. Еще люди начали наконец пристегиваться, не только из-за штрафов, но и из-за страха умереть в ДТП.
— Почему по смертности Россия соседствует с азиатскими странами?
— Думаю, это связано с тем, что массово россияне получили авто в начале 90-х. В Америке автомобили появились в 30-е годы прошлого века, в Европе — в 60-е. В России на момент появления большого числа машин не умели организовывать плотное движение, работать с потоками. Не понимали, к чему приведет высокая интенсивность и увеличение скорости. В СССР было 60 машин на тысячу населения, а сейчас — 400 машин. Некоторые развязки в Москве к такому резкому скачку были просто не готовы и почти сразу устарели.
— Насколько сложно установить виновного в аварии на встречной полосе?
— Со встречкой обычно просто: кто на нее выезжает, тот и виновен. Водитель обязан убедиться в безопасности маневра перед тем, как его выполнять. Бывает, водителя толкают или подрезают, в таких случаях тяжелее разобраться.
Но сейчас у каждого второго в машине установлен видеорегистратор и записи значительно упрощают дело. То есть 20 лет назад виновника аварии реально сложно было определить, но сейчас это уже не проблема.
«Трассу смерти» отремонтировали — ДТП стало меньше
— Как можно снизить число аварий с выездом на встречную полосу? Что делают для этого в России и за рубежом?
— Бороться с такими авариями можно только с помощью реконструкции дорог. Создавать как минимум четырехполосные трассы с разделителем по осевой линии. Иначе никак! Даже если мы везде запрещаем объезд и обгон, люди нарушают, когда им это нужно и очень хочется.
Решение проблемы требует капиталоемких вложений, по основным трассам это делается.
Например, «трассу смерти» Москва — Дон отремонтировали, и число погибших на этой дороге резко снизилось.
Россия дошла до черты, когда смертность из-за аварий перестает падать. Все страны Запада эту черту уже перешли. Вроде бы и штрафы закрутили, и другие санкции ввели, а число аварий все равно высокое.
В Европе для решения этой проблемы придумали программу «нулевой терпимости» к смертям на дорогах. Поняли, что стандартные меры просто не работают и нужно применять нестандартные. России тоже нужно через эту черту перешагнуть.
— То есть одного ужесточения законодательства недостаточно и нужны комплексные меры?
— А куда еще ужесточать? Сейчас виновник пьяного ДТП, в котором погибли двое и более людей, может уехать в колонию на 15 лет. Не расстрелы же вводить.
Жестче уже некуда, но люди все равно пьют: считают, что их это не коснется, обойдется.
Штрафы не помогают, их не платят. Особенно в регионах, где люди ездят на машинах за 20 тысяч и получают штраф в 30 тысяч рублей. Хороший способ борьбы с пьяными водителями придумали в Беларуси: забирают у пьяных водителей машину. Человека лишают предмета совершения преступления, и он уже не может нарушить ПДД. Это дисциплинирует, дает хорошие результаты.