Наш календарь переполнен праздниками. Каких только нет – и церковных, и светских!.. Заглянув на досуге в календарь памятных дат, мы не можем не изумиться тому разнообразию аспектов человеческого бытования в мире, на которые предлагается обратить внимание в «красные» дни.
11 февраля, например, в международном календаре – Всемирный день больного. Учрежден он был в 1992 году по инициативе папы Иоанна Павла II. Устанавливая эту дату как знак внимания к проблемам больных людей (а что такое болеть, папа знал не понаслышке: за год до того врачи поставили ему тяжелый диагноз – болезнь Альцгеймера), он определил цель праздника так:
«…дать почувствовать сотрудникам многочисленных медицинских католических организаций, верующим, всему гражданскому обществу необходимость обеспечения лучшего ухода за больными и немощными, облегчения их страданий».
Дата 11 февраля также была выбрана неслучайно : в древности в этот день произошло чудо исцеления больных при явлении Божией Матери во французском местечке Лурд. С тех пор почитание Богоматери Лурдской стало на Западе церковной традицией, а в международном календаре появился Всемирный день больного.
Кому ж из нас, россиян, не близок этот день! Болеем мы все, в той или иной мере, и старики, и взрослые, и малые дети. Бывая в больнице или роддоме, видя, как почти каждый ребенок рождается с той или иной болячкой (иногда такой сложной и редкой , что и названия ее лет тридцать назад не слыхивали), а то и с целым букетом, как дети воцерковленных родителей по рождении зачастую сначала попадают на круги больничных мытарств , а после, принесенные на крещение, плачут и боятся священника, принимая его за очередного врача, вспоминаю слова одного верующего: «Нашим отцам-дедам даны были в испытание война, голод и труд, а нынешним поколениям, видать, болезни»…
Болеть и лечиться мы не просто привыкли – умеем и даже любим это делать, болеем со тщанием, умело, со вкусом . Как на работу ходим по врачам (одновременно с упоением кляня российскую медицину), а равно и по целителям и разномастным знахарям, собираем народные рецепты пачками, тратим уйму сил, времени и средств на поиски «волшебной таблетки от всего» (чему способствует своей навязчивой рекламой индустрия безрецептурных лекарств), и даже называя себя «верующими», чего греха таить, молитвослов рассматриваем порой как сборник заклинаний «от болезней», приложение к газетам типа «Исцелись верой» или «ЗОЖ»…
Размышляя обо всем этом в дни преддверия Великого поста – времени, в которое Церковь особо призывает нас к покаянию, то есть, прежде всего, к обращению внимания внутрь себя, к пересмотру своего духовного и душевного устроения, мы не можем не вспомнить: болезни нашего тела напоминают о болезнях души – терзающих ее греховных страстях.
Святые отцы, в духе Евангелия рассматривая человека, подчеркивали, что грех – не только вина наша в юридическом смысле, но и тяжкий недуг, в чем-то полученный по наследству («Во гресех роди мя мати моя»…), а в чем-то – усугубленный нами же самими. Недуг, который нас мучает, от которого мы хотим избавиться – но одновременно и страшимся этого избавления, потому что странным образом грех нам стал привычен, мы приноровились в нем жить, боимся, что врач при лечении сделает больно, боимся того, что, лишившись любимой болячки, мы утратим и смысл жизни, боимся быть – здоровыми… Саможаление больного, не дающего врачу коснуться любимой «вавки», очень мешает в лечении. Саможаление – и главный враг покаяния.
Митрополит Антоний Сурожский, замечательный пастырь нашего времени, имевший богатый опыт медицинской практики, в одной проповеди сказал :
«Не так давно пришел ко мне больной человек, который плакался над своей болезнью, над тяжестью жизни, плакался над ответственностью, которую жизнь накладывает на каждого своими требованиями. И в течение этого разговора я этого человека спросил: «А хотели бы вы избыть вашу болезнь, так чтобы не осталось никакой телесной немощи и у вас была бы возможность изо всех сил, со всей ответственностью войти, вступить в жизнь?
И этот человек не только не задумался, но как бы даже криком мне ответил: «Нет!» — и потом сам удивился: как мог вырваться такой нелепый, безумный ответ прямо из души? И когда я поставил этот вопрос, и мы над ним задумались, ответ был таков: болезнь, немощь, бессилие, которые так явны всем, являются для меня единственным спасением от ответственности, от необходимости жить твердо, смело, действенно». (Из проповеди в Неделю о расслабленном, 21 мая 1978 г.)
Больным быть в чем-то проще: тебя жалеют, за тобой ухаживают, ты сам — ни за что не несешь ответственности… Но Господь-то нас призывает быть здоровыми. И говорит нам как многоопытный Врач душ и телес наших: « Я готов тебя исцелить. Но без твоего желания исцелиться, без твоей готовности измениться, без твоих собственных усилий к преодолению болезни – ничего у Меня не получится…».
Да, мы родились и живем больными, телесно и духовно, зачастую боимся этих многоразличных болезней и сдаемся им без боя. Но вспомним вот что: по-церковнославянски «болезни» означает не только телесные недуги, но еще и – родовые муки, то, без чего невозможно чудо рождения нового человека.
И святые отцы-подвижники всегда подчеркивали: для христианина болезни души и тела, переносимые с терпением, верою, молитвой и духовным усилием, бывают во благо, способствуя его росту во Христе, рождению в жизнь вечную. Это не некий мракобесный «мазохизм», который иной раз приписывают православным критики христианства, это точное духовное и психологическое наблюдение.
Помню одну нашу бабушку- прихожанку. Спрашиваю:
— Ну как вы?
— Ох, батюшка, худо чего-то…
— Что худо, болеете?
— Да какое там! Ни болезней, ни скорбей нету – боюсь, не забыл ли про меня Господь-то…
Читайте также: