Всемирный Русский Народный Собор: Православная фабрика мысли
22 мая открылся 13-й Всемирный Русский Народный Собор. «Фабрика мысли», по выражению одного из участников, призванная осмыслить и найти решение наиболее острых проблем, стоящих на повестке дня, и привлечь к ним общественное мнение. На настоящем Соборе таких вопросов четыре: глобальный экономический кризис, проблемы экологии, проблема алкоголизма в России и нравственное измерение жизни молодежи.
При чем тут Церковь?
«Сижу в президиуме, а счастья нет, – сказал известный актер и режиссер Никита Михалков, начиная свое выступление на открытии Собора. — Счастья нет, потому что такое видишь…»
Под «таким», очевидно, подразумевались те обозначенные в программе угрозы, неотвратимость и очевидность которых не осознает только ленивый. Волосы вставали дыбом от статистики, касающейся алкоголизма в нашей стране или демографического кризиса , которую приводили в своих выступлениях Геннадий Григорьевич Онищенко, главный санитарный врач РФ, архимандрит Тихон (Шевкунов), автор фильма « Византийский урок », сопредседатель Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы, Наталья Владимировна Дмитриева, председатель Совета Общероссийской общественной организации «Деловые женщины России».
Можно было бы скептически ожидать от ВРНС не более чем такой вот критики и сетований, пусть и справедливых, и озвученных в очередной раз прописных истин о том, что хорошо, а что плохо, которые не пойдут дальше протоколов. Но как показал опыт предыдущих лет, ВРНС – это, во-первых, серьезная дискуссия, а во-вторых, кузница для реальных программ и инициатив. «Основы социальной концепции РПЦ» зародились именно здесь. Детищем же нынешнего Собора стала « Молодежная концепция РПЦ », хотя тема ВРНС вобрала в себя отнюдь не только молодежную тематику, будучи сформулированной так: « Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления».
Проблема алкоголизации страны, поиск выхода из экономического кризиса и роль восточнославянской православной цивилизации в этом процессе – эти вопросы стали темами соответствующих секций, прошедших на следующий день после открытия ВРНС.
Какое право имеет Церковь выносить суждения об общественных процессах, да еще столь разных, и предлагать по ним какие-то решения? Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, объясняя это, напомнил слова апостола Павла: « Не будьте дети умом : на злое будьте младенцы , а по уму будьте совершеннолетни» (1 Кор 14:20), добавив: «Мы призваны умалить эгоизм, гордость, быть чистыми, но не инфантилами, неспособными прозревать происходящее в мире».
Еще более оправдают такое активное «вмешательство» РПЦ в общественную жизнь слова протоиерея Всеволода Чаплина, председателя новообразованного Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества: «Когда говорят «Церковь и общество», то по инерции рассуждают в категориях советских и западных, подразумевая, что это далекие друг от друга категории. Но в современной России мы имеем право сказать, что Церковь и общество – это в значительной степени одни и те же люди. По разным опросам от 60 до 80% россиян являются, может быть, не очень хорошими, но православными христианами и свидетельствуют об этом. И нам нужно это больше осознавать».
Кризис: «Нравственная порча способна подорвать любую экономику»
Еще один повод не отрывать обсуждение и решение социальных и экономических проблем от Церкви – не раз звучавшее предположение о том, что причины современных проблем, на первый взгляд далеких от духовной сферы, как раз именно в этой сфере и лежат.
Речь, в первую очередь, о глобальном экономическом кризисе . По словам Патриарха Кирилла, «чисто утилитарный подход к кризису упускает из виду корневую причину развития кризисных ситуаций».
Первопричина, по мысли Его Святейшества — в кризисе человеческой личности, потере ценностей, что вылилось, в частности, в безудержное потребление, возводимое чуть ли не в идеологию.
Наиболее наглядно объяснил механизм функционирования сложившегося таким образом общества потребления Сергей Вячеславович Перевезенцев, историк, секретарь правления Союза Писателей России: «Всякий человек должен в постоянно возрастающей прогрессии потреблять те продукты, которые производятся другими людьми. Для действия этого механизма необходимо соблюдение трех принципов:
- Всякий человек обязан расширять потребление;
- Всякий человек обязан хотеть расширять потребление;
- Всякий человек обязан не ограничивать себя в этом желании».
Так что основа общества потребления – духовная и нравственная ущербность, ибо если эти принципы не будут работать, то такое общество перестанет существовать».
Справедливости ради надо заметить, что на Соборе звучали и вполне утилитарные мнения: «Кризис лежит в несправедливости, – заявил с трибуны мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков. – В его основе – эгоизм одной страны». Потом, однако, выразился более определенно: «Америка заигралась, печатая огромное количество денег, не обеспеченных ничем».
Демография: «Какой смысл создавать экономику будущего, если у народа нет будущего?»
Впрочем, на финансовых подробностях не останавливались – скорее не в силу некомпетентности, а в силу того, что Патриарх Кирилл, как и многие другие «соборяне», экономический кризис предложил рассматривать как часть еще более обширного и страшного явления – кризиса системного, цивилизационного. «Заблуждение считать, что возникшие где-то ипотечные проблемы стали причиной глобального кризиса, — высказал свое мнение Предстоятель Русской Православной Церкви. – …Совершенно очевидно, что мы проходим через экологический кризис… А разве не существует культурного кризиса, кризиса национальной идентичности?».
Немало было сказано и о демографическом кризисе — его не обошел стороной не только Патриарх. Как справедливо заметил сопредседатель Союза писателей России Владимир Николаевич Крупин, «узбеки живут в 10 раз хуже, а рожают в 4 раза больше». К чему такой «баланс сил» приведет через пару поколений – предположить несложно.
Картина невеселая, чтоб ее изменить, нам, как сказал Председатель Счетной палаты Российской Федерации, Председатель Императорского Православного Палестинского Общества Сергей Вадимович Степашин, «по сути, предстоит перевернуть общественное сознание».
Кстати, он тут же упомянул получивший благословение покойного Патриарха Алексия праздник 8-го июля – день семьи, любви и верности и день памяти святых чудотворцев Петра и Февронии . К новым праздникам нам еще придется привыкать, но разве дурная идея? Пустое ли дело — возрождать любовь, в том понимании, о котором св.Иоанн Златоуст говорил: «Брак есть таинство любви»?
Неслучайно академик Лео Антонович Бокерия, директор научного центра сердечно-сосудистой хирургии имени А.Н.Бакулева, напомнил собравшимся, как Геббельс в своем докладе Гитлеру на вопрос: «Почему мы никак не можем справиться с Россией?» ответил так: «Разве можно победить страну, где 93% женщин имеют первым мужчиной своего мужа?»
После этих рассуждений фраза В.Н.Крупина «жену надо искать не в хороводе, а в огороде» хоть и вызвала веселье в зале, но показалась уместной. «Жену, в конце концов, можно найти только в Церкви» — заметил писатель, чем вызвал бурные аплодисменты, кстати, не в первый раз за свое выступление.
Молодежь: защита нравственности – пуританские капризы?
Тема брака и семьи звучала не только в контексте демографического кризиса: вряд ли возможно было бы говорить о молодежи, обойдя этот вопрос стороной.
Избитую, но от этого своей актуальности не утратившую идею высказала Наталья Дмитриева: «Молодежь легче других воспринимает идеи гедонизма, призыв к легкой жизни. Поэтому наша задача – формирование образа большой и дружной семьи».
В то же время совершенно справедливо заметил Александр Борисович Рудаков, координатор духовно-нравственной инициативы «Декалог – XXI», что невозможно убеждать молодых людей в ценности семьи, не препятствуя при этом пропаганде порока. «Это взаимосвязанные вещи, — сказал он. — Нам, с одной стороны, говорят, что нужно решать демографическую проблему, а с другой, что защита нравственности – это пуританские капризы. Это не капризы, а определяющие вещи».
Еще жестче на эту тему высказался Сергей Вадимович Степашин: «Вопрос о нравственном состоянии молодежи – это вопрос о дальнейшей судьбе России. Мы не вправе мириться с девальвацией традиционных, христианских нравственных ценностей. Это угроза национальной безопасности».
Впрочем, вопросы семьи – лишь 1 из 10 аспектов молодежной политики, которой коснулись на Соборе. Почему 10? Потому что именно на десятеричном принципе – подобно 10-ти заповедям – строится структура проекта молодежной концепции. С ней «соборян» познакомил А.Рудаков. Концепция подняла вопросы о соотношении образования и воспитания, об отдыхе молодежи, об ответственности СМИ за ее нравственный выбор, о диалоге с молодежными субкультурами, о проблеме трудоустройства молодых, о преемственности поколений, об алкогольной и наркотической зависимости.
Последний ее пункт – нечто особенное: «Миссия поколения». За красноречивым названием стоят довольно очевидные факты: на плечи молодого поколения ляжет повышенная нагрузка по содержанию нетрудоспособной части населения; нагрузка, связанная с защитой наших границ; именно ему предстоит выкарабкиваться из той «дыры», которая возникла в 90-е годы. Так что, учитывая это, не покажутся такими уж странными Александра Борисовича: «Это поколение уникально: этим молодым людям предстоит решать такие задачи, которые не решали ни их отцы, ни их деды…».
Однако, сводить все к борьбе с негативом, наверное, было бы неверно. Слава Богу, положительные тенденции тоже есть и их-то «соборяне», к счастью, не оставили без внимания. Так, по словам В.Крупина, одна из тенденций последних лет – приход молодежи в Церковь.
И как сказал Патриарх Кирилл, «важно ободрить юношей и девушек». «Не бойтесь быть идеалистами, не бойтесь держаться правды», — призвал Предстоятель Русской Церкви свою молодую аудиторию.
Он имел возможность обратиться уже конкретно к молодежи, ответить на их вопросы на 2-й день Собора, в спорткомплексе «Измайлово» – эта встреча стала завершением III Православного студенческого Форума «Вера и дело», проходившего в рамках ВРНС.
«Русская болезнь»?
Кстати, символично, что Собор, разработавший молодежную концепцию, открылся именно в день, когда во всех школах страны звучал последний звонок для выпускников-2009. Это заметил в своем выступлении и архимандрит Тихон (Шевкунов). И тут же привел любопытную, но невеселую статистику: расчет предположительной продолжительности жизни выпускников 2009 года в разных странах. Согласно этим подсчетам, до пенсии в Англии доживут 95% нынешних выпускников, а в России – только 40%…
Причина – алкоголизм….
Архимандрит Тихон представлял на Соборе созданный недавно Церковно-общественный совет по защите от алкогольной угрозы. Он поделился цифрами, с которыми, вероятно, стоило бы ознакомить куда более широкую аудиторию… В России от 500 до 700 тысяч преждевременных смертей (или около ¼ от общего их количества) в год связаны с употреблением алкоголя… Ежедневно потребляют алкоголь 33% юношей и 20% девушек… Если в Ирландии 1 ларек с алкогольной продукцией приходится в среднем на 15000 человек, то в России – на 400.
К счастью, у архимандрита Тихона и работающих с ним людей кроме удручающей статистики оказались и конструктивные предложения по снижению масштабов пьянства. Какие? Полностью запретить продажу алкоголя в киосках и ларьках; ограничить продажу алкоголя торговыми залами площадью не менее 50 кв.м. в Москве и 30 кв.м. в регионах; отменить свободное открытие точек продажи по одним только заявкам; ужесточить меры административного взыскания за продажу алкоголя лицам до 18 лет; ограничить продажу спиртного промежутком времени с 11 до 19 часов; устранить недоработки в законодательстве, касающиеся нелегальной алкогольной продукции; повысить реальную цену на алкоголь путем поэтапного повышения акцизов; законодательно запретить продажу энергетических напитков на основе алкоголя и кофеина (по свидетельству господина Онищенко, кроме алкоголя такие коктейли содержат стимуляторы, по сути являющиеся легкими наркотиками); признать пиво алкогольным напитком.
«Если сегодня мы не решим эту проблему, то молодое поколение завтра ее уже решить не сможет», — подытожил архимандрит Тихон.
На эту тему выступили и академики Л.А. Бокерия и Г.Г.Онищенко. Оба настаивали на необходимости развенчать псевдоисторические мифы о том, что пьянство для России естественно и одобрено еще равноапостольным Владимиром. «Пьянство наши «друзья» за рубежом называют русской болезнью, — заметил Бокерия. – Но в России всегда было сопротивление пьянству. В 1874 году возникло первое общество трезвости, а в начале 20-го века таких обществ было уже 400».
Лео Антонович напомнил, что на Руси недаром существовала традиция: на свадьбе жениху и невесте подавали ковш только с родниковой водой. А кроме того супруги воздерживались от алкоголя до появления первенца.
Геннадий Григорьевич совершил экскурс в историю отношений государства к употреблению алкоголя в России. Интересны, хоть и неутешительны, здесь такие цифры: с 1990-го года в России в среднем в год употребляют 18 литров чистого алкоголя на человека, тогда как при Николая 2-м – эта цифра была около 6. И еще: только в нашей стране разница между возрастом смерти мужчин и женщин составляет более 10 лет, а такая статистика характерна только для стран, ведущих войну.
Что делать? Нужна концепция по снижению масштабов пьянства – такой проект как раз и предложила комиссия во главе с архимандритом Тихоном.
Выход: «Немножко больше усердия и бесстрашия»
Слово «концепция» звучала на форуме не раз и не два. Но, пожалуй, закончить следует тем значением, в котором о ней говорил Никита Михалков: «А ведь концепция нужна стране – национальная идея, идеология, как угодно ее назовите. Концепция понимания того, кто мы такие». Зачем? «Я убежден, что какой будет Россия, таким будет и мир. Мы это хуже понимаем, к сожалению, чем наши недоброжелатели».
И все-таки тон на ВРНС задавал позитивный взгляд на обстоятельства – далекий и от утопии, и от депрессии.
Так Крупин своевременно заметил: «Интересно, а когда в России не было кризиса?», добавив: «Надо жить спокойно и не нервничать…»
А его коллега, Сергей Вячеславович, напомнил о том, что в нашей стране параллельно идут все-таки два процесса. С одной стороны, распространение уже упомянутой нравственной ущербности (в чем мы имеем «друзьями по несчастью» десятки и, быть может, сотни стран мира)…Но с другой стороны — строятся храмы, восстанавливаются монастыри, растет число верующих… «Общество осознает свою болезнь и хочет выздороветь. Лекарство – традиционные ценности».
Что понимать под традиционными ценностями ? Лапти, печка да квас? Вспоминая русские сказки («Жили-были три сына: два умных, а один – дурак…»), Никита Михалков по этому поводу сказал так: «Дурак оказывался победителем не потому, что он дурак, а потому, что он добр». Сострадание, любовь – главные ценности, а «наш иммунитет напрямую связан с верой. Если этот иммунитет будет привит, если душа защищена культурой, историей, религией — ей ничего не страшно».
Правда, возразить можно: все-таки страшно… Страшно начать. Но глаза боятся, а руки делают. И, слава Богу, есть с кого брать пример, о чем прямо сказал Патриарх Кирилл: «Наше отечество богато героями», не совсем обязательно сказочными Иванушками. На Соборе вспомнили и новомученников, среди которых, кстати, были и молодые люди; и уже современных добровольцев, тратящих свое личное время на заботу о немощных и больных. «Вообще добрых людей больше, чем злых, а добра больше, чем зла», — без тени сомнения заключил Патриарх.
Хотя даже под самый добрый, но лежачий камень вода все равно на течет, потому естественен призыв отца Всеволода Чаплина к действию: «Нужно создать такой общественный климат, который не позволял бы игнорировать позицию народа». Отец Всеволод напомнил, как удалось победить и игорный бизнес, и рекламу пива в дневные часы, хотя эти индустрии казались махинами, которые невозможно сдвинуть с места. «Мы увидим, как берутся силы и смелость…Надо только помогать друг другу и с верой и молитвой делать свое дело. Немножко больше усердия и бесстрашия».
И, конечно, немножко больше того, что негласно является лейтмотивом Всемирного Русского Народного Собора и в аргументации не нуждается: «Главное – любить Россию. Отечество одно и другого не будет».
Фото: Патриархия.ru