Правительство утвердило план мероприятий , направленных на повышение эффективности образования и науки на ближайшие 6 лет.
Предполагается увеличение нагрузки школьных учителей и преподавателей вузов за счет количества обучающихся на одного педагога. При этом, из приведенных параметров динамики видно, что количество учителей к 2018 году планируется сократить на 87 тысяч человек, преподавателей – на 261 тысячу.
На 2014 год планируется изменение нормы часов работы учителя за ставку заработной платы. Также запланировано повышение доли молодых учителей с 17 до 24% за ближайшие 6 лет.
В документе не указаны способы, которыми будут достигнуты такие результаты.
Комментирует Всеволод Луховицкий, учитель русского языка и литературы, член совета Межрегионального профсоюза «Учитель»:
Этот план составлен в полном согласии с той образовательной политикой, которая проводится у нас последние десять лет, если не больше. Эффективность в нем понимается как сокращение государственного финансирования. Претворение данного плана в жизнь приведет к неэффективности образования, поскольку на выходе мы получим некачественно обученных людей. Но это неэффективно с точки зрения общества, а с точки зрения тех, кто во главу угла ставит экономию бюджета, более чем эффективно.
Во всех предложенных таблицах прослеживается одна и та же тенденция – увеличение количества детей, подростков, дошкольников на одного преподавателя, то есть увеличение нагрузки (и одновременно — неизбежное ухудшение качества работы). Также очевидно желание составителей таблиц играть цифрами, и это у них неплохо получается.
Вот, например, таблицы по дошкольному образованию. В одной таблице исходной берется численность детей от полутора до шести с половиной лет, в другой речь идет о детях от трех до семи лет. Классическая манипуляция – меняя так каждый раз исходную цифру, можно получить все, что угодно.
Смотрю таблицу по детским садам. Откуда берется рост мест? Не из роста детских садов – финансирование их строительства и реконструкции прекращается в 2015 году. Ни на 2016, ни на 2017, ни на 2018 годы никакого финансирования не предусмотрено. Будет развиваться альтернативная форма дошкольного образования – различные формы негосударственных детских садов, то есть то, в чем участие государства сводится к минимуму.
Еще один пример красивого манипулирования – увеличение числа мест в «группах кратковременного пребывания». Любой кружок в Доме детского творчества, куда привели пятилетнего ребенка на час позаниматься, можно одновременно посчитать как место в группе кратковременного пребывания и записать в табличку по дополнительному образованию – в нее входят дети от 5 до 18 лет.
Бросается в глаза отношение к преподавателям. Я посчитал количество школьников, которые будут заниматься в системе дополнительного образования. Сейчас в этой системе на одного преподавателя приходится примерно 43 ребенка, а будет 59. И всюду – в детских садах, школах, вузах – предполагается увеличение количества учеников на одного педагога.
Это противоречит традициям российской школы и не соответствует современным общемировым тенденциям. Сейчас во всех странах переходят от школ-комплексов к школам с меньшим количеством учащихся. У нас — наоборот, и понятно, с какой целью – как можно меньше вкладывать в образование.
Цифры, показывающие, как должно качественно улучшиться образование, вызывают удивление. Например, предлагается оценивать качество школьного образования по тому, как соотносятся показатели ЕГЭ в десяти процентах лучших и десяти процентах худших школ.
Показано, что постепенно это соотношение будет уменьшаться, и делается вывод, что соответственно улучшится качество обучения в самых плохих школах. Но на основании чего делается такой вывод? Снижения соотношения таких показателей можно добиться двумя способами: повышением уровня обучения в самых плохих школах или понижением этого уровня в самых хороших.
Как происходит манипулирование цифрами? Качественные показатели, заложенные в таблице 5 на 40-41 странице, ничего, кроме грусти, не вызывают: если брать результаты международных исследований (PIRLS, TIMSS, PISA), грамотность – читательская, математическая, естественнонаучная – к 2018 году в России вырастет на 1-2 процента. Это очень низкие цифры.
Особенно интересно читать в таблице о вузах, что в 2013 году один российский вуз войдет в сотню лучших в мире и только в 2018 году таких российских вузов станет целых два. Можно, конечно, сказать о стопроцентном росте, но по сути это констатация того, что в обозримом будущем наше высшее образование останется таким же, как сейчас (если не хуже).
Программа предусматривает значительное уменьшение числа учителей. Если данная программа будет реализована, учителей действительно станет намного меньше, но не только потому, что их уволят – многие сами не захотят работать в такой системе. И это будут не худшие – худшие как раз спокойно доработают до пенсии.
Возможно, больше всего учителя будут возмущены изменением норм рабочего времени (на 2014 год запланировано внесение изменений в приказ Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников»). Министр образования в середине декабря запустил «пробный шар» — сказал, что ставка педагога сейчас составляет 36 часов (на самом деле — 18 учебных часов). Если 36 часов станут ставкой, я уверен, что многие учителя из школ уйдут, а новые тем более не пойдут работать на таких условиях.
Неудивительно, что об этом документе, уже принятом правительством, мало кто пишет. Ознакомься с ним широкая общественность — и возмущение педагогов и родителей было бы очень серьезным. А так провели тихо еще один документ, реализация которого продолжит разрушать наше образование.
Читайте также: