В день новомучеников и исповедников Российских — о памяти и беспамятстве беседа с протоиереем Кириллом Каледой — настоятелем храма Новомучеников и исповедников Российских в Бутово, внуком священномученика Владимира Амбарцумова, расстрелянного в 1937 на Бутовском полигоне.
Музей геноцида и гонений
В стране обязательно должен быть создан всероссийский музей, где была бы показана вся история гонений на Церковь и геноцида нашего народа со стороны безбожной власти. В этом мемориальном комплексе должна быть экспозиция, на подобии той, какую мы видели на выставке «Преодоление», должно быть и некое мемориальное пространство, которое бы воздействовало не только на умы, но и на сердца и души людей в рамках нашей русской культуры почитания памяти предков.
Такие мемориалы есть в разных странах – это музей Голодомора в Киеве или «Яд вашем» в Израиле. Такие мемориалы создаются в странах Европы и Прибалтики, пострадавших от коммунистических диктатур. Мне известно, что в Казахстане создан такой комплекс. Только в одной России такой музей еще не создан.
В течение последнего года, с того момента, как президент поддержал идею строительства мемориального комплекса в память жертв коммунистических репрессий, реальных подвижек нет. Вопрос о создании в Москве мемориального комплекса, в состав которого войдет музей обсуждается не только в церковных кругах, но и в гражданских кругах и на государственном уровне. Действует «Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека».
Год назад, 16 января 2012 года состоялось первое заседание «межведомственной Рабочей группы по подготовке предложений, направленных на реализацию программы увековечения памяти жертв политических репрессий». В прошлом году президент России Владимир Путин подписал распоряжение №542-рп, которым он поручил этой Рабочей группе до конца 2013 г. подготовить проект «федеральной целевой программы по увековечению памяти жертв политических репрессий».
Мы надеемся что в программу войдет и создание музеев и мемориальных комплексов жертв репрессий, в том числе мемориала в память жертв гонений на Православную Церковь.
Выбор места происходит между Покровским-Стрешнево и участком канала, построенного заключенными и полигоном в Бутово, при этом не исключен вариант создания памятников и там и там. Конечно, это будет самый лучший вариант.
Препятствия
В данном случае это вопрос не средств, а воли и системы приоритетов. Как священник, я считаю, что не все определяется деньгами, есть вещи важнее денег и память о мертвых, тем более о жертвах репрессий, тем более о христианских мучениках, гораздо важнее финансовых соображений. Если говорить о деньгах, то я не финансист и не представляю сумму, но я думаю, что работы будут стоить дешевле, чем подготовка к Олимпиаде.
В проекте создания музея обязательно должно участвовать государство, и не только, потому что без него невозможно осуществить такой масштабный проект, но и потому что жертвами палачей были русские люди, предки наших с вами граждан. Долг государства перед их памятью и знак покаяния в преступлениях кровавого режима – создать по всей России памятники мученикам за Христа и невинным жертвам палачей.
В Европе, в Германии и Израиле вопрос сохранения памяти решается проще, потому что там активное начало по сохранению памяти их граждан — жертв репрессий находится в руках государства, которое выделяют деньги для создания и содержания мемориальных комплексов. У нас, к сожалению, ничего подобного нет. Наше же общество имеет очень низкую историческую культуру, мы плохо знаем нашу историю, а история гонений почти не известна. В Советском союзе репрессии запрещали изучать, когда он рухнул, в России не смогли создать школьные и университетские программы объективного изучения и преподавания истории гонений на Церковь и истории политических репрессий. Поэтому общественных инициатив сохранения памяти жертв коммунистов очень мало. Да, имеются определенные группы людей, которые изучают историю гонений, в частности, большую работу проводит общество «Мемориал».
Кроме Соловецкого камня
Церковь тоже сохраняет память своих новых мучеников.
На Архиерейском соборе 2013 г. создан Общественно-Церковный Совет по увековечиванию памяти новомучеников, задачей которого является организация и координация деятельности внутри Церкви, направленной на сохранение их памяти.
Но мы понимаем, что даже в Церкви в целом нет широкого почитания новомучеников, как это ни печально. Хотя, слава Богу, прославлен великий сонм новомучеников и во многих местах на приходах память новомучеников сохраняется, им служат молебны, возникли музеи в их честь. В светской части общества дело сохранения памяти обстоит еще хуже. Какие монументы жертвам коммунизма в Москве вы знаете, кроме Соловецкого камня?
Необходимо вводить в школьные и университетские курсы истории Отечества специальные часы, посвященные жертвам коммунизма, для того, чтобы дети и молодежь знала историю своей страны и когда она вырастет, то сможет продолжить дело сохранение памяти. Нужно продумать, как ввести в эти часы посещение памятных мест, чтобы это дети и студенты получали не только знания, но и переживали те события, чтобы сострадание касалось сердец молодых людей.
Преодоление и Яд вашем
Сколько человек посетило последнюю выставку ПСТГУ «Преодоление» в Музее современной русской истории? (Музей дает цифру около 5000 человек — прим. ред.). «Яд вашем» ежегодно посещает около миллиона человек, а мы радуемся 5000 человек. При том, что население Израиля, даже с учетом туристов, меньше населения России.
Лоскутки памяти
Много удивительных историй из житий мучеников мы знаем и жаль, что народ не читает жития новых святых. Вот, например, меня трогает история мученицы Наталии Козловой, которая жила в деревне Чурики Скопинского уезда Рязанской губернии, входившего тогда в Московскую Область.
У нее была большая семья, муж и четверо детей. В годину советского лихолетья она была избрана старостой сельского храма и в течение долгого времени она сохраняла свой храм от закрытия его коммунистами. Когда священников в храме арестовывали одного за другим, она ехала к архиерею и добивалась, чтобы прислали нового священника. Она также обеспечивала храм всем необходимым для богослужения — свечи, просфоры, вино, масло и так далее. Ее предупредили, что если она не прекратит этого делать, то с ней будет, то же самое, что было с ее мужем, который пал жертвой коммунистов за то, что не хотел вступать в колхоз. Он поехал в город и его убили в лесу. Эта женщина поступила, как герой духа — она не отступила пред врагами и не дала закрыть храм. Ее арестовали и в 1937 году убили на Бутовском полигоне. Церковь ее прославила в лике святых.
Бутово
Если нам дорога память какого-то известного человека, писателя, музыканта, то мы посещаем места, связанные с его жизнью. Если мы говорим о почитании памяти пострадавших в страшные годы сталинщины, то конечно надо посещать места, связанные с их жизнью, и с их мученическим подвигом.
Мы приглашаем всех почитателей подвига новомучеников, тех, кому дорога наша история, кто ценит память новомучеников и исповедников российских, посещать это святое место. Прикоснуться к истории Родины. Бутово вполне доступно для москвичей, сюда ходит городской автобус. Особенно я рад это сделать в памяти Собора Новомучеников и исповедников российских.
С прот. Кириллом Каледой беседовал Александр Филиппов
Читайте также:
Прот. Кирилл Каледа: Пока не будет памяти о новомучениках, не будет никаких успехов в стране
Бутово. 75-летие начала массовых расстрелов (+ФОТО)
Собор Новомучеников, в Бутово пострадавших