Воскрешение сына наинской вдовы (Лк, 7:11-16)
В те дни Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.
В любом учебнике догматического богословия мы можем прочесть, что Бог в Своей сущности непостижим, а потому любое высказывание о Нем либо неполно, либо абсурдно. Мы и не претендуем на полноту. Но если позволить себе мыслить о Христе как о человеке («отдельно» от Его Божества), то можно сказать, что Спаситель, совершая чудеса, не придерживался какого-либо плана. Он не планировал совершить то и это, чтобы в Него уверовали такие-то люди в таком-то количестве. «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка» – говорит Христос (Мф 12:39). Бог не занимается самопиаром. Вспомним, как Иисус совершил первое чудо (Ин 2:1–11): Он ведь даже и не собирался чудотворить – но прислушался к просьбе Своей Пречистой Матери помочь людям, которые, устроив брачный пир, столкнулись с нехваткой вина. Он совершил чудо по сыновнему послушанию и по любви к молодым и их гостям. И насыщение четырех тысяч случилось, прежде всего, потому, что людям просто неоткуда было взять пищи: «Жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть» (Мк 8:2).
Так же обстоит дело и с сегодняшним чудом: Христос, как повествует евангелист, сжалился над бедной женщиной, потерявшей сперва мужа, а теперь – и единственного сына, свою надежду и свою опору. Христос видел толпу людей, которые провожали похоронную процессию, слышал в этой толпе толки об умершем и о его матери-вдове – и не мог не откликнуться сердцем на это горе. Он не приказывает всем расступиться, не становится в театральную позу. Он просто прикасается к носилкам – и вся процессия останавливается. Первые слова Спаситель обращает к безутешной матери: «Не плачь!» – говорит Он ей. («Не бойся!» – говорит Он Иаиру.)
Мне кажется, для нас очень важно понять и прочувствовать, что Иисус – был и есть не только Бог, но и человек. Легко заучить: «Бог есть любовь». Да, Бог есть любовь, и жизнь, и свет. Но Божие Слово сделалось плотью, и обитало среди нас. И Богочеловек Иисус являет нам в Евангелии не только Свое божественное величие, но и предельную человечность, сострадание. И не худо бы нам и этому поучиться у нашего Спасителя.
Следующее слово Христос обращает к умершему: «Юноша! тебе говорю, встань». У Бога слово есть уже дело: «Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось» (Пс 32:9). Юноша сел и заговорил. А Учитель Израиля, отняв юношу у смерти, отдает его матери.
«И всех объял страх» – продолжает евангелист. Страх бывает разный, и люди, видевшие это чудо, тоже были разные. Кто-то, возможно, по своей испорченности испугался такой власти Иисуса. Кто-то почувствовал прикосновение силы, способной изменить всю его жизнь – такую привычную и удобную. Но большинство ощутили благоговейный страх перед этим чудотворцем, который, будучи несомненным человеком, был вместе с тем больше, чем человек.
«И славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой». Да, они были правы: Бог посетил народ Свой. Более того: Он стал одним из народа. И Он был милостив к соотечественникам (впрочем, и к язычникам), Он даровал утешение, Он исцелял и воскрешал. «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» – свидетельствует апостол и евангелист Иоанн Богослов (Ин 21:25).
Как отблагодарил избранный народ своего благодетеля, нам хорошо известно. Но Бог всё обращает ко благу, и смерть Сына Божия обернулась гибелью для самой смерти. «Не бойся! Не плачь!» – говорит Христос каждому христианину: смерть побеждена воскресением, а совершенная любовь изгоняет всякий страх. «Встань!» – слышим мы властное повеление Спасителя, восставшего из гроба. Встань, христианин, пробудись, стряхни с себя уныние и боязнь и прославь своей жизнью воскресшего Христа!