За год в стране и Церкви произошли события, которые кардинально изменили нашу жизнь. Трагические события в Доме профсоюзов в Одессе также провели водораздел в ее новейшей истории: «до и после».
Достав и прочтя эти одесские заметки из журналистского «портфеля», я испытал чувство скорби: будто было это не год назад, а очень давно, когда в Одессе еще можно было шутить, когда ласково светило октябрьское солнце, и в шуме одесского прибоя мне чудился голос Леонида Утесова…
Есть город, который я вижу во сне,
О, если б вы знали как дорог,
У Чёрного моря явившийся мне,
В цветущих акациях город…
…И кто бывал здесь, не может забыть этот прекрасный, ласковый город с живописными парками и скверами, площадями и бульварами, его булыжные мостовые и кварталы центральных улиц, знаменитый Оперный театр, Потемкинскую лестницу, фуникулер, прекрасные памятники основателям города и выдающимся людям, жившим и творившим здесь. Наконец, Одесса ассоциируется с колоритным и неподражаемым одесским юмором, солнечной шуткой, которой, казалось, пропитана эта «Жемчужина у моря».
Но почему-то мало кто знает о святости этого города, о его яркой и насыщенной православной истории с множеством удивительных храмов и монастырей, летописью бессмертных дел выдающихся православных деятелей, духовных лиц и меценатов.
Именно Одесса православная позвала нас в дорогу, хотя мы понимали, что в одну журнальную публикацию не вместить историю и современность этого уникального города.
Первые впечатления
Теплым осенним вечером наш киевский поезд прибыл в Одессу. В Архангело-Михайловском монастыре, что на улице Успенской, нас ожидала игуменья Серафима (Шевчик ― глава Синодального отдела «Церковь и культура» ― ред.).
В этот поздний час транспорт ходит плохо, да мы и не знали маршрута. Наша попутчица, миловидная одесситка, предложила заказать такси еще в купе и любезно провожала до самой машины. В последующие четыре дня мы постоянно соприкасались с удивительной приветливостью, радушием одесситов ― людей общительных, умеющих подшутить над собой и обстоятельствами.
Припомнился старый диалог не менее старых одесских юмористов Карцева и Ильченко:
— Вы не скажите, как пройти на Дерибасовскую?
— А вы сами откуда будете?
— Я из Москвы.
— Ну и как там?..
Водитель такси также был приветлив и разговорчив. Он знал Архангело-Михайловский женский монастырь и матушку игуменью.
— Да кто ж ее не знает? ― улыбнулся в ответ. ― Ее вся Одесса знает. Вначале 1990-х (ох и трудное времечко было!) она открыла этот монастырь ― ведь когда-то здесь была обитель. А она организовала Дом милосердия. Сейчас, если не ошибаюсь, там проживает более ста престарелых женщин.
Матушка и депутатом горсовета была, и по телевизору ее часто можно видеть. Она в Киевской Митрополии какой-то важный пост занимает. Очень красивая женщина, просто шикарная…
«Шикарная женщина», по выражению одесского таксиста, встретила нас на территории обители, расположенной по соседству с огромным городским парком на берегу моря, откуда открываются панорамы на пляжи Лонжерон с дельфинарием, Одесский порт и синие морские дали с кораблями на рейде.
Парк старинный, заложен еще императором Александром II. В его центре, на остатках Андреевского бастиона (земляного крепостного вала) ― памятник «От благодарных одесситов» с надписью, повествующей о том, что российский монарх посадил здесь первое дерево ― молодой дубок.
Игуменья
СПРАВКА: Матушка Серафима ― настоятельница Одесского Свято-Архангело- Михайловского женского монастыря, председатель Синодального отдела «Церковь и культура» Украинской Православной Церкви, депутат Одесского горсовета, директор Историко-краеведческого музея «Православная Украина» Киевской епархии, основательница Музея «Христианская Одесса», автор 15 книг по истории православия и духовной культуры Украины, лауреат премий «Лучший христианский журналист 2006 года» и «Женщина третьего тысячелетия» (вошла в список ста самых влиятельных женщин Украины). По ее инициативе был открыт хоспис, началось сотрудничество с женскими и детскими исправительными колониями, а еще ― работа с наркозависимыми, забота о беспризорных (монахини ежедневно кормят до пятисот человек).
По журналистскому опыту знаю, как бывает непросто взять интервью у иерарха или наместника монастыря: люди, чье время расписано часто по минутам, как правило, очень заняты, и попасть в освободившееся окошко для встречи непросто, нужно загодя договариваться и, обозначать параметры беседы. Случается, что респондент предлагает направить письменные вопросы и отправляет к секретарю.
В Архангело-Михайловском монастыре все было иначе. Утром следующего дня матушка сама нам позвонила, спросила, завтракали ли мы, и пригласила на чай.
В ее просторном кабинете с компьютером в центре длинного стола, редкими иконами (здесь, мы поняли, хранится часть выставочных экспозиций, в том числе и старинных книг, журналов и газет), прекрасной библиотекой светло, просто и аскетично. Матушка в накинутом на плечи вязаном платке с улыбкой благословляет нас, ее келейница Ксения приносит душистый монастырский чай, настоянный, как объяснила, на восемнадцати разных травах, мед, сладости.
Солнца луч ложится на стол и лик Спасителя на стене. Атмосфера домашняя, теплая. Захотелось спросить у матушки о детстве, о том, как она пришла к православной вере и стала монахиней.
— Родилась я во Владивостоке, а детство прошло на Черкасчине, ― поведала игуменья. ― Мама еще маленькой водила меня в церковь, а в школе, как и все в то время, была октябренком, пионеркой и комсомолкой. Помню звездочку маленького Ленина, где он изображен похожим на херувимчика Леонардо Да Винчи.
Я верила идеалам, которые нам преподносили в школе, до одного момента.
В старших классах мы изучали работы Ленина, и там я прочла фразу о том, что нужно разрушить старую мораль и создать новую. Это подразумевало и борьбу с Церковью, с евангельскими заповедями, с дореволюционной духовностью и культурой. Я много читала, хорошо училась и старалась оценивать прочитанное. Когда поняла, что советские идеалы ложные, что истина в Церкви, еще больше полюбила храм Божий, пение, иконы, наши замечательные службы.
Когда мне было 17 лет, я решила поступить в киевский Покровский монастырь. Когда я сказала об этом маме, она восприняла мое решение с ужасом и негодованием. Мы говорили с ней целый вечер, и в результате было категорическое «Нет!». Я ушла ночевать к крестной.
Но утром, когда я вернулась, мама со слезами вынесла нашу фамильную икону, благословила меня, молвив: «Сьогодні, доню, у ві сні мені явилася Божа Матір, і наказала тебе відпустити». И я поняла тогда, что мое желание не фантазия юной девушки, а призвание Божье.
Игуменья Покровского монастыря, духоносная старица Маргарита, встретила меня приветливо. У меня тогда были сомнения ― поступать в вуз или идти в монастырь. Матушка ответила однозначно: монастырь. И я без колебаний приняла это благословение.
Сейчас мне часто задают вопросы: какой вуз я заканчивала, училась ли в литературном в Москве или закончила факультет журналистики? Мои университеты были очень простыми ― 8 лет на кухне Покровского монастыря сначала послушницей, а затем инокиней.
Помню, стояла у котла, который был выше меня, помню, как его мыла, практически скрываясь в средине этого котла. Какой трудной была эта работа и какой радостной, потому что я жила с Богом.
Знаете, я тогда очень много читала, да и сейчас много читаю. Но тогда я была одна, т.е. отвечала только за себя, меня никто не знал, была с Богом один на один. Молитва, труд, чтение. Эти годы были фундаментальными в моей жизни. Так постепенно становилась монахиней.
Когда же прибыла в Одессу и меня назначили сначала старшей сестрой, а затем игуменьей, я ни на минуту не забывала Покровский, тот опыт жил во мне.
А еще я часто думала о первой настоятельнице и основательнице монастыря игуменье Анастасии, великой княгине, которая ныне прославлена и мощи которой почивают в Николаевском храме. Она была великой подвижницей, и главным ее служением Богу было служение людям.
При монастыре действовали больницы, школы, приюты, столовые. Матушка с утра до вечера проводила в больнице, ассистировала при операциях, ухаживала за страждущими. Вот преподобная стала для меня образцом. Поэтому первой мыслью было ― организовать дом милосердия.
Дом милосердия
Его двери сразу при входе в монастырь. Чисто, уютно, опрятно. Пожилые женщины, многие с палочками, на костылях и с ходунками в руках, но лица приветливые, светлые. В кельях иконы, у многих на полочках православные книги. Есть и лежачие больные, за которыми ухаживают послушницы.
— Как вам здесь живется? ― спрашиваю у вышедшей на порог корпуса, видимо, подышать свежим воздухом и прикоснуться к лучам осеннего солнца старушки.
— Милостью Божией, ― отвечает она. ― Вот уже двенадцать лет спасаюсь тут в обители. Я коренная одесситка, но на старости осталась одна, ноги плохо слушают. И мне в храме сказали, что в монастырь принимают одиноких пенсионеров. Но мы здесь не одиноки, с нами Господь, Матерь Божья. Наша дорогая матушка Серафима и сестры ― все здесь родные, как одна семья.
Молитва, причастие, забота ― что еще нужно человеку на склоне лет? Я всегда молилась о том, чтоб Господь сподобил на старости пожить в обители. И вот, Господь сподобил, и я благодарна Ему за это.
Насельницы дома милосердия ― люди пожилые, многим далеко за восемьдесят. Но кажется, старость здесь какая-то другая, пронизанная благодатью неумолкаемой молитвы, похожая на оазис святости. Рядом шумят городские улицы, а здесь тихо и покойно. И вспомнились слова псалмопевца: «Се что добро или что красно, но еже жити братии в купе».
Женская семинария
Точнее сказать ― женские отделения Одесской духовной семинарии: регентское, золотошвейное, швейное и иконописное.
Они расположены в двух зданиях на территории Архангело-Михайловского монастыря. Здесь в течение трех лет обучаются девушки от 17 до 25 лет из разных регионов Украины, а также из Беларуси и России.
Наш гид протоиерей Павел Нецветаев, он же заведующий женскими отделениями семинарии, ведет по кабинетам и этажам семинарских корпусов. И по ходу рассказывает, как в конце 1990-х возникла идея создания таких женских учебных отделений и как матушка Серафима живо откликнулась на предложение о. Павла разместить жилые и учебные корпуса на территории монастыря.
Инициативу игуменьи и священника поддержал и благословил владыка Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский.
Правящий архиерей знал организаторские и деловые способности обоих, так как они прекрасно зарекомендовали себя в строительстве и возрождении храмов обители.
В просторных светлых классах церковного художественного шитья мы увидели мастериц ручной и машинной вышивки. Здесь требуется огромное мастерство, и колоссальное терпение. Например, чтобы вышить бисером средней величины икону требуется три месяца!
А какие великолепные облачения для духовенства и архиереев, разноцветные украшенные митры, архиерейские орлецы, поручи и епитрахили выходят из-под их рук ― диву даешься этому мастерству!
Сюда приглашены для преподавания лучшие специалисты этих профилей церковного рукоделия и творчества, художники, дизайнеры, те, кто из глубин истории по капле возрождают и золотошвейное мастерство, и шитье облачений, и секреты иконописи.
Большим подспорьем было посещение женских монастырей России и Украины, где эти виды искусства сохранялись из прошлых веков. Характерно, что подобных учебных заведений нет в Украине.
— У нас есть задумка на базе семинарских женских отделений создать производственно-технические училища, ― рассказывает о. Павел. ― Хотим расширить диапазон изделий, поднять уровень получаемой здесь квалификации. Нужны церковные бухгалтера и повара, психологи и воспитатели, социальные работники. Надеемся, эти проекты с Божьей помощью нам удастся осуществить.
Наши выпускницы разъезжаются по епархиям Украины, многие из них не только шьют сами на местах, но и организовывают курсы, кружки. Так что можно сказать, Одесская семинария ― кузница женских мастериц, регентов. А еще… (смеется) невест будущих священников.
Ребята-семинаристы и девушки организовывают совместные концерты, балы, творческие вечера и, конечно, знакомятся. Так рождаются будущие семьи священников, где матушки-спутницы духовенства становятся незаменимыми помощницами, выполняя большую педагогическую и миссионерскую работу.
Портовый храм и 1000 долларов от Николая
Павел Нецветаев ― седьмой ребенок из шестнадцати(!) детей в семье известного протоиерея Димитрия Нецветаева и матушки Елены. Восемь сыновей стали священниками, а сестры вышли замуж за разных по профессии людей, которые со временем также приняли сан.
В такой удивительной семье родился будущий протоиерей Павел, настоятель портового Одесского храма святителя Николая Мир Ликийского Чудотворца.
А родился Павел в Греции, где на богословском факультете Афинского университета обучался его отец.
После окончания Одесской семинарии и Киевской духовной академии был рукоположен в сан иерея, а в 1993 году назначен настоятелем упомянутого приморского храма.
Мы приехали в храм, расположенный у самой кромки моря на краю морского вокзала, когда вечернее солнце садилось за морской горизонт, служился акафист святителю Николаю. После службы отец Павел рассказал нам историю храма.
— Город Одесса тесно связан с именем Николая Чудотворца, покровителем моряков, рыбаков и путешествующих.
Приморский храм освящен 9 мая 1862 года. Необходимость в нем именно вблизи порта, причалов, откуда моряки, торговцы уходили в дальние плавания во все морские страны мира, была велика: мореплаватели желали заказать молебны о здравии и об успехе дела, поставить свечу перед иконой покровителя, попросить его защиты.
Также и семьи путешествующих молились здесь в ожидании своих близких.
Разрушенный большевиками храм находился не здесь, где он возрожден, а ближе к теперешней Приморской улице. Интересен тот факт, что настоятелем его некоторое время был праведный Иона Одесский, канонизированный в 1995 году.
26 мая 1993 года митрополит Одесский и Измаильский Агафангел заложил первый камень в фундамент будущей церкви, а уже менее чем через год, на 17-м причале Морского вокзала вырос этот светлый, необычный по архитектуре храм. Чин его освящения возглавил наш Предстоятель ― Блаженнейший Митрополит Владимир. Он же подарил храму и старинный образ святителя Николая с частицей его мощей. С тех пор эта святыня всегда лежит на аналое в центре храма.
Меня часто спрашивают, в том числе и журналисты, как помогает святой Николай мореплавателям.
Было много случаев, когда экипажи задерживались в море, семьи моряков приходили сюда с ходатайствами к святому. И всегда их упование было оправдано.
Помню такой случай. Вскоре после открытия храма один художник принес удивительной работы резной запрестольный крест и предложил его приобрести. Запросил 1000 долларов. У нас таких денег не было, и мы предложили ему обратиться в другие храмы и соборы Одессы.
Как раз служили акафист святителю и после него открыли ящичек для пожертвований. И там лежала ровно тысяча долларов, пожертвованная неизвестным благотворителем. И мы в который раз прославили святителя-чудотворца. Он никого не оставляет без помощи.
Казанский храм и икона на камне
Настоятель этого старинного храма на улице Черноморского Казачества протоиерей Григорий Каюн радушно встретил нас.
История великолепного храма в честь Казанской иконы Божией Матери, этой жемчужины церковной архитектуры, ведет отсчет с середины позапрошлого века, с 1846 года. Он также находится недалеко от моря и, бывает, в непогоду местность заливает водой. Но храм, как островок в море, остается нетронутым влагой.
Он, как и город, перенес бури революций и войн, в 1930-х был закрыт, а во время немецко-румынской оккупации 1941-го в нем возобновились богослужения.
Волна хрущевских гонений 1960-х тронула и эту святыню. Ее закрыли, потом устроили склад, а затем мебельный магазин. По ходатайству жителей Одессы вначале 1990-х храм возвратили Православной Церкви.
Одесситы любят этот старинный храм, но настоящее паломничество к святыне началось с 1999 года, когда по благословению правящего архиерея сюда был передан чудотворный образ Божией Матери «Живоносный Источник» (на камне).
До этого икона хранилась у благочестивой инокини Пантелеимоны (+1998).
В 1980-90 гг. к старице, хранительнице иконы, приезжали паломники из Одессы и других городов. Икона была обретена в начале ХХ-го столетия. Один благочестивый мирянин решил очистить сарай от мусора и нашел каменную плиту с изображением Божией Матери с обеих сторон. Казалось, образ как бы пропитал камень насквозь.
Предание свидетельствует о том, как в тяжелое время гражданской войны жители массово покидали город. Решили уехать из Одессы и хранители иконы на камне.
В день отъезда семья, сидя за столом, услыхала голос: «На кого вы меня оставляете?» Глава семьи испугался, поняв, что глас сей исходит от иконы. Образ тут же был отнесен в Архангело-Михайловский монастырь, где он пробыл до 1960-х годов ― времени хрущевских гонений.
После закрытия обители икону забрала с собой инокиня Пантелеимона (в миру Агафья). По свидетельству верующих, у иконы происходило множество чудес и исцелений, слышалось ангельское пение, и однажды комнату старицы осиял свет, после чего все иконы в доме обновились.
По благословению митрополита Агафангела последние 10 лет в православной Одессе введен благочестивый обычай: каждую пятницу с 9-ти вечера до 6-ти утра образ износится из храма Казанской иконы Божией Матери и крестным ходом с молитвенным пением объезжает всю Одессу.
В это время икона посещает мужские и женские монастыри, где служатся молебны. На крестных ходах она часто мироточит, источая благоухание. Засвидетельствованы многочисленные случаи исцеления тяжелобольных людей.
Патриарший Успенский мужской монастырь и Одесская семинария
История возникновения монастыря такова. Богатый молдавский помещик Александр Теутула устроил пышную вечеринку. Вечером на живописном склоне над берегом моря разожгли большой костер. Небольшое греческое судно, направлявшееся в Одесский порт, приняло отблески костра за портовый маяк, сбилось с курса и потерпело крушение.
Александр с друзьями бросился на помощь, но было поздно. Погибли люди. Он, как человек набожный, тяжело переживал трагедию, и, чтобы искупить свою вину, в 1813 г. решил передать свое фонтанское имение (два участка по 25 десятин в районе Фонтанки) Церкви.
Вскоре на этих землях появляется подворье Кишинёвского архиерея, а затем ― штатный мужской монастырь. В это же время здесь закладывается большая каменная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы и маяк.
1 июня 1824 г. монастырь утверждают в разряде второклассных. Монастырь просуществовал менее ста лет, буря октябрьской революции 1917-го года смела его с лица земли, Успенский храм был взорван, монастырские ценности и святыни ― конфискованы «в помощь голодающим».
Возрождение обители началось лишь в 1944 году, в конце войны. А через два года здесь была открыта Одесская духовная семинария.
Монастырь встретил нас солнечным сиянием куполов, малиновым звоном колоколов завершающейся Литургии, морским воздухом с ароматом кипарисов и туй, высаженных вокруг монастырского кладбища и в живописном саду летней патриаршей резиденции.
Нам повезло: на территории мы увидели высокопреосвященного Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского. Как раз правилась панихида на могилке недавно почившего старца Ионы, к которому стекались люди со многих городов и сел Украины и Молдавии. Старец Иона продолжил духовное окормление паломников, как это в свое время делал преподобный Кукша Одесский (+24.12.1964,), прославленный 4 октября 1995 года. Мощи святого пребывают в Успенском соборе обители.
Архипастырь благословил, а на просьбу рассказать о знаменательных событиях в жизни православной Одессы отозвался так:
— Вы, мои дорогие, о жизни нашей епархии можете прочесть десятки книг, подробные материалы на сайтах, а я вам могу преподнести лишь архиерейское благословение на журналистские труды.
Вы лучше, пользуясь случаем, сходите к нашим святыням ― к мощам преподобного Кукши, которого я хорошо знал при жизни, к иконе Божьей Матери «Млекопитательница», привезённой в Одессу с Афона, иконе «Явление Божьей Матери преподобному Сергию Радонежскому» и к ковчегу с мощами апостола Андрея Первозванного, являющегося небесным покровителем Одесской духовной семинарии. Побывайте в семинарии, пообщайтесь с ректором и учащимися. Ведь вы рассказываете о вере простых людей, а о митрополитах и так рассказано больше чем достаточно.
Следуя совету архипастыря, мы направились к корпусам семинарии. Ректор ОДС архимандрит Серафим любезно пригласил нас в кабинет.
— Как я пришел к вере и монашеству ― одному Богу известно. Жил я в Харькове, служил в армии, вернулся, закончил медучилище. Еще со школьной скамьи я читал Библию, изучал историю, и окружающий мир я оценивал как бы с библейской точки зрения. И понял, что эта жизнь является ответственной подготовкой к жизни вечной. А раз так, то ее нужно прожить в служении Богу.
Так родилась мысль о монашестве, учебе в духовных школах. Я жил, да и сейчас тоже, как бы по духовному навигатору: Господь сам ведет, а нам лишь нужно слышать Его волю. Антоний Сурожский говорил о том, что нужно быть похожим на парус и уметь его правильно выставлять под дуновение Божественного Духа, воли Божьей…
Проходя коридорами семинарии, отец ректор кратко рассказал об истории духовной школы, о том, сколько замечательных пастырей и богословов вышло из ее стен. Одним из них является наш (почивший ― ред.) Предстоятель, Блаженнейший Митрополит Владимир. Он был здесь также преподавателем, инспектором и ректором семинарии, и всегда, приезжая в Одессу, посещал стены своей Альма-матер.
Интересно было поговорить с ребятами, учащимися семинарии. Мы вошли в 3-ий класс на перемене, разговорились. Вот, некоторые из диалогов.
Сергей Ткаченко:
— У многих моих друзей желание учиться в духовной семинарии возникла еще с раннего детства. А у меня было не так. Я закончил мореходный колледж, морскую академию, работал на море механиком.
Я был невоцерковленным человеком, и когда судно, на котором я плыл, потерпело кораблекрушение, и я остался жив, я понял, что моя жизнь в руках Бога. После этого стал ходить в церковь, посещал воскресную школу, мне понравились священники, сама церковная атмосфера, верующие. И я для себя решил: как только закончу академию, сразу же поступлю в Одесскую духовную семинарию.
Евгений Медведь:
— Я приехал сюда из Беларуси, города Пинска Брестской области. Мой отец был восьмым ребенком в семье, его мать, моя бабушка, работала в храме, и брала моего будущего отца с собой. Эту любовь к храму отец привил и мне. Я прислуживал в храме, и мне хотелось там бывать как можно чаще, а может и служить. Так родилось желание учиться в семинарии.
Я выбрал Одессу, портовый город. Мой духовник рекомендовал мне именно это учебное заведение, которое окончил сам. Мой родной брат также учится здесь. Я занимался спортом, искал себя в жизни, но не хватало чего-то самого главного, и я понял, что можно с помощью Божией получить духовное образование и стать священником.
Валерий Продан:
— Я поступил в семинарию не потому, что было какое-то призвание или меня подтолкнул к этому какой-то случай. Сам родом из Донецкой области, города Дебальцево. Моя семья верующая, я с детских лет впитал в себя православную веру. И понял, если поступлю в семинарию, стану священником, то у престола Господня смогу молиться за своих родных и близких, и вообще за людей. Ведь главное дело священника ― молитва. Я понял, что Господь по милости Своей простит мне многие грехи юности. За молитвенный подвиг Господь пошлет вознаграждение на небе.
***
Мы лишь прикоснулись к православной жизни этого прекрасного города. Сергей, прихожанин Архангело-Михайловского монастыря, где мы проживали, еще в первый день предложил нам свое сопровождение, и благодаря ему мы узнали и увидели много интересного.
На прощание с Одессой удалось побывать в знаменитом Одесском оперном театре. Смотрели оперу П.И. Чайковского «Иоланта». Сюжет оперы сказочный, о том, как прекрасная Иоланта исцелилась от слепоты лишь после того, как узнала, что она слепа, поскольку отец-король всячески скрывал от нее знание своей болезни. И подумалось тогда, что каждый человек нуждается в прозрении духовном. Бушующий страстями и преступлениями окружающий мир по-своему слеп. И лишь только вера поможет нам увидеть Свет Истинный.
Киев-Одесса-Киев,
октябрь, 2013 г.