Преодолеть страхи, подготовиться к родам, получить знания по уходу и воспитанию, а также образование и социальные навыки юным женщинам, которые сами еще в сущности дети, помогают специалисты отделения.
Вещи на куклу
– Девочка моя маленькая, Евушка, – не сдерживает нежности Наташа. – Как я рада видеть тебя, доченька.
Наташа застыла на крыльце родильного дома, расположенного в одном из спальных районов Иркутска, не обращая внимания на торжественную делегацию из воспитателей, психологов, медиков отделения социальной реабилитации несовершеннолетних мам с детьми, или, как его нежно называют между собой – «Маленькая мама», и праздничную связку шаров, весело развевающуюся от движения воздуха.
– Ну как наша? – интересуется Елена Литвинова, заведующая отделением, у врача роддома. – Много хлопот доставила?
– Ну что вы! – отвечает та. – Ваши, как всегда, молодцы. И роды как-то на удивление четко прошли. И до палаты сама дошла, от каталки отказалась. И девочку свою из рук не выпускает. Мы уж ей говорим: «Не приучай к рукам, сейчас она маленькая и тихая, а через полгода потяжелеет, не сможешь ее держать, да и забот в собственном доме будет больше».
Пара снимков на память, и поехала большая праздничная делегация в свой небольшой уютный дом на улице Ленинградской в Иркутске-2.
«Маленькая мама» располагается на третьем этаже. Два других занимают отделения социальной службы экстренного реагирования, сопровождения замещающих семей и психологической помощи по телефону. В течение года психологи-консультанты телефона доверия принимают по 15 тысяч звонков, примерно 200-300 еженедельно. В общем, он выполняет важную социальную функцию. Но те, кто находятся в отделении «Маленькая мама», по телефону доверия не звонили. Они приехали сюда из детских домов разных городов и поселков Иркутской области. Им повезло.
В Наташиной комнате все готово к приему нового человека: пеленальный столик, кроватка с балдахином и красивыми бортиками, полный комплект новехоньких пеленок, распашонок, ползунков и подгузников. Наташа не удивлена изобилию. Каждую вещичку она за три месяца в отделении собственноручно потрогала и подержала в руках. Никак не могла поверить, что такие маленькие, кукольные вещи могут подойти живому ребенку. «Вот на куклу, да, годятся», – выкрикнула она как-то на занятиях в споре с воспитателем. Эта сцена живо всплыла у нее в голове.
Вместе с Наташей в комнате живет еще одна маленькая мама – Даша, она родила две недели назад.
Наташа зашла в комнату, развернула конверт, положила малыша в кроватку.
– Девчонки, давайте обедать, – весело зовет воспитатель. Традиция. Радость. Нового человека и новоиспеченную маму нужно достойно принять.
Мой мозг сразу понял, что я беременная
В «Маленькую маму» Наташа приехала из детского дома небольшого городка Залари, с населением около 10 тысяч человек. Об истории своей неожиданной беременности она долго ничего рассказывать не хотела, но потом поддалась на уговоры психолога и на единственный аргумент – так будет лучше для ребенка. Впрочем, сказать, что именно будет лучше, она не готова. Может, просто сдалась, а разговорить подростка для опытного специалиста – не проблема.
Три года назад Наташа стала сиротой. Тогда ей было 14 лет.
– Помню, как привезли меня из поселка Кутулик, где мы жили с родителями, в Заларинский детский дом. Он недалеко от нас, не больше 40 км. Я даже не заметила расстояния. Не понимала, что происходит и как вообще такое может быть. Пыталась вслушаться, всмотреться в себя, в детский дом, в ребят, но ничего не получалось. Все было чужим, все казались недобрыми какими-то, каждая мелочь задевала. В общем, прожив какое-то время, я так и не смогла стать детдомовской и решила уйти. Да, в общем, никто особо не старался, как мне казалось, меня успокоить и подружиться.
Поехала в Иркутск. Сначала жила у друзей, они мне помогли устроиться на работу. Как смогла, сама не знаю. Документов у меня не было, поэтому работала там, где предлагали. В кафе посуду мыла, в магазине крупы фасовала. Со временем стала снимать комнату. Познакомилась с парнем, он намного старше меня, но я его полюбила. Сильный, красивый, внимательный – первая любовь, наверное, она всегда идеальная. Так и жила, абсолютно самостоятельной жизнью. Мы с ним встречались. Сначала просто время проводили, потом наши отношения перешли на другой уровень. Не знаю, что испытывал он, но я его любила.
Что забеременела, сразу как-то догадалась. В пятнадцать лет еще можно ничего не понимать, не чувствовать. А в 17 восприятие совсем другое. Мой мозг сразу понял, что я беременная. Потом купила тест и убедилась окончательно, потом сдала кровь. Токсикоза у меня никогда не было, поэтому подтверждение получала только так.
Меня спрашивали, думала ли я о беременности? Нет, не думала, не волновалась. И про то, что предохраняться стоит от нежелательной беременности, много раз читала. Размышляла об этом: может, не рассчитала и забеременела, а может, и хотела, чтобы так получилось. Не жалею об этом нисколько.
Когда подтвердилось, что беременная, чувства были противоречивые очень: и слезы, и смех, и шок.
Поняла, что не могу рисковать жизнью ребенка, и поехала в Кутулик, на родину, сдаваться в полицию.
Пришла, говорю, здравствуйте, я беглянка, заберите меня. Не подумала, что с Кутуликом меня больше ничто не связывает. Там вызвали заларинскую полицию, и меня отвезли в детский дом. Почти два года меня здесь не было.
Не знаю, как бы все сложилось. Я практически сама решила свою судьбу. Если бы молчала, пришлось бы рожать на месте. Ребенка бы забрали до совершеннолетия. Мне 18 уже в апреле будет, но все равно… Нехорошо это.
Полгода Наташа прожила в детском доме, а потом ее привезли в Иркутск, в отделение «Маленькая мама».
Началась кропотливая работа с психологом и педагогами. Наташа пошла в вечернюю школу, несмотря на свой возраст, в 8-й класс.
– Далеких планов строить не хочу, – говорит она. – Закончу школу, малышка подрастет, а там видно будет, куда двигаться дальше.
– Наташа – одна из самых сознательных воспитанниц центра. Может быть, потому, что большую часть своей жизни прожила в семье. Знала, что утром нужно вставать, идти в школу, помогать родителям и вести хозяйство. Она самостоятельная и целеустремленная. У большинства девочек все эти навыки и качества не сформированы. Они оторваны от жизни и от быта, – рассказывают педагоги.
Я слышала, что женщины предохраняются, но сама не думала
Света в детском доме, в том же Залари, находилась с 10 лет, сейчас ей 17. Родители часто выпивали, и их лишили родительских прав. Вместе со Светой в учреждение отправилась ее младшая сестра.
– Пока маленькая была, все шло своим чередом. В подростковом возрасте стала курить, пить, прогуливать школу, убегать из детского дома. В общем, жила, как хотела.
Потом к нам пришел новый педагог – Илья Николаевич. Мы поладили сразу. Он разговаривал со мной, помогал, всегда спрашивал, не нужно ли чего, в общем как папа ко мне относился и, можно сказать, воспитал. С его приходом все мои закидоны исчезли. Мы общались, ходили с ним стайку у птиц чистить, дрова пилить, он научил доить коров и ухаживать за животными. Не моя, конечно, работа, но уметь следить за хозяйством очень важно, и я ему благодарна.
Отца своего будущего ребенка Света встретила в школе. Ему 16 лет, он домашний.
– Просто встречались, симпатизировали друг другу, но однажды вдруг оказались вместе в одной комнате наедине.
После этой встречи Света забеременела.
– Я слышала, что женщины предохраняются, но сама об этом никогда не думала, да и вместе были всего один раз, подумать не успела.
Задержка один день всего была, но я решила проверить, купила тест, и он показал беременность.
Когда узнала, совсем не расстроилась. Сказала Илье Николаевичу, он отправил к директору, а потом мы пошли к врачу. Через какое-то время начался токсикоз, живот начал расти, и вся деревня узнала о моей беременности. Когда было неприятно, разговаривала с Ильей Николаевичем, он мне заменял и друга, и подругу, роднее всех стал.
– А отец ребенка знает? Ты любишь его?
– Зачем. Он предал меня.
Месяц назад Света приехала в «Маленькую маму», чтобы не просто родить, а быть вместе с ребенком.
– В феврале родится девочка, Сашей назову. А пока хожу в школу, в 9-й класс. Пока ребенок растет – буду с ним, а потом учиться пойду. У меня уже есть профессия: могу быть социальным работником, помощником воспитателя, нас в детском доме обучали. Закончу школу – получу профессию посерьезнее.
Я четыре месяца врала, да и живота не было видно
Маша – самая младшая из прибывших в отделение, ей 15 лет. Большую часть жизни она прожила в детском доме, в одной из деревень Иркутского района. Ее история беременности очень похожа на Светину.
Педагоги отмечают, что все истории «любви и дружбы» между собой похожи: «Просто общались, потом все как-то получилось. О том, что можно предохраняться, никто никогда не думает, «даже в голову не приходит», делают то, что делается».
– Моему парню, Антону, с которым мы общались, 17 лет, он учится в техникуме. Встречались, однажды оказались в постели.
Мне даже в голову не приходило, что я могу забеременеть. Когда месячные не пришли и стало тошнить, я догадалась.
В 4 месяца сделала тест на беременность, конечно, она подтвердилась.
– А в четыре месяца зачем делать тест?
– Не знаю. На всякий случай. Всякое ведь бывает. Мы каждый месяц обязаны докладывать врачам, какого числа у нас цикл начался. Я четыре месяца врала, да и живота не было видно, а потом, как убедилась, рассказала. Меня поставили на учет в поликлинику, сделали УЗИ, и началось наблюдение.
– А что воспитатели сказали, директор, когда узнали?
– Стали говорить, что главное – не отказываться от ребенка.
– А у тебя была такая мысль? Ты обрадовалась или испугалась?
– Отказаться никогда не хотела. Я вот и вещички кое-какие купила. Достаю иногда, рассматриваю. Чего бояться-то, не понимаю.
– Что профессии нет, что содержать ребенка не сможешь и растить его…
– Буду учиться, заканчивать школу, получать профессию. Мне в мае будет 16 лет и будет семья. Не с отцом ребенка, знать его не хочу. Я познакомилась с молодым человеком, Женей. Ему 25 лет, и он мечтает о семье. У него была девушка, но она не захотела серьезных отношений, а я хочу. У Жени несколько дипломов, он работает и сможет содержать нас. Мы и с родителями уже познакомились, они не против. В феврале Женя приедет поддержать меня и поздравить. Малыш развивается нормально, все будет хорошо, – на одном дыхании выпалила Маша.
Наши педагоги сами, как мамы
Распорядок дня будущих мам расписан с утра до самого вечера. Подъем, завтрак, вечерняя школа. Она четыре раза в неделю и без всяких вариантов, незаконченное по тем или иным причинам основное общее образование получают все без исключения. С рождением малыша учеба продолжается. Пока мамы учатся, воспитатель сидит с малышом. С утра может быть консультация врача. В течение дня занятия с психологом и воспитателем.
Воспитателей в «Маленькой маме» пять – каждый ведет свое направление: правовое образование, кулинария, материнские навыки… Как ухаживать за малышом, кормить, гулять, купать, укладывать спать. Можно многого не знать, но для девчонок откровением становятся порой самые элементарные знания.
– Наши педагоги сами как мамы, – рассказывает Елена Витальевна, – разбудить, поднять, завтраком накормить, напомнить, чтобы врача не пропустили, отправить отдохнуть, если вдруг нездоровится, поругать, если есть за что.
К воспитанию молодой мамы обязательно подключается психолог. Главный вопрос в начале общения, а готова ли девочка, сама еще ребенок, стать мамой. Настроена ли она рожать и растить малыша. С самого начала нужно распознать все риски.
– Как правило, настроена, – рассказывает Елена Витальевна, – поэтому и попадает в отделение. В противном случае остается в детском доме до самого часа икс. Закон позволяет принять другое решение – родить и отдать малыша в дом ребенка до совершеннолетия, и только потом забрать.
За пять лет работы «Маленькой мамы» среди 27 выпускниц было только два таких случая. Мамы психологически не справились с нагрузкой и оставили детей. Но малыши не стали сиротами, их в итоге забрали. Одного – биологический отец, другого – его же повзрослевшая мама.
Мамами не рождаются
Дальше работа психолога продолжается.
– Очень важно, чтобы у девочек не было страха перед родами. Будут бояться, что-то пойдет не так. А страхов больше чем достаточно. Общаются между собой, страшилки разные рассказывают, подогревают друг друга.
Вот и рассказываем, что роды – естественный процесс и то, что он болезненный – тоже нормально. Как уменьшить боль при схватках, как правильно дышать, как себя в принципе вести, когда все началось, дотошно обговариваем каждую мелочь. Зато в роддом наши мамы едут без страха, врачи их всегда хвалят: «Ваши девочки ведут себя очень спокойно, понимают, что происходит», – говорит Елена Витальевна.
Чтобы сформировать понимание, уходит больше трех месяцев. Девчонки прибывают сюда на сроке 20-25 недель и до самых родов обучаются материнскому искусству. «Мамами не рождаются, ими становятся», – не устают повторять педагоги.
Чья роль в воспитании важнее в «Маленькой маме», оценить невозможно.
– Здесь нет ничего второстепенного, – объясняет Елена Витальевна. – Девчонки как цветы: будешь ухаживать, поливать и рыхлить почву, со временем зацветут.
Хотя работа эта очень непростая. Не зря педагоги работают посменно, каждая смена – 24 часа.
Сегодня «кулинарная» смена. В ней главная Наталья Владимировна Александрова. Чтобы начать жить самостоятельной жизнью, нужно уметь приготовить завтрак-обед-ужин. Сначала самое простое – яйцо, омлет, кашу. А на выпуске девчонки становятся асами, могут сделать не только обед и вкусное второе, но и настоящий кулинарный шедевр. Какие-нибудь «Графские развалины» с ягодами – торт, который любят все без исключения.
Параллельно с другими занятиями проходят курсы финансовой грамотности. Часто практическое задание – самостоятельно сходить в магазин и посмотреть, что можно купить на определенную сумму денег. Сделать выводы, где один и тот же продукт можно купить дешевле.
– Это нам с вами все кажется элементарным, а девчонки, как слепые котята, тычутся, не понимают, что делают. В общем, и истории их случились из-за такого незрелого состояния.
Любовь нужно вырастить, вытащить ее из глубин
– Сегодня всю ночь не спала Даша. Ее Артемка, ему год и три, сильно кричал, лезут зубки. Всю ночь она его прокачала, уснули только под утро, – рассказывает педагог Елена Викторовна Аксентьева. – Пусть поспят ребята, не буду будить.
Артемке каждый зуб достается через боль и высокую температуру, но он с мамой, которая может утешить, прижать к себе, покачать.
– Не представляю, кто бы так качал моего Тему, если бы я отдала его, – разоткровенничалась Даша, прижимая к себе светленького большеглазого мальчика.
– Любовь нужно вырастить, вытащить ее из глубоких глубин, развить, закрепить этот навык. Не получив любви в детстве, девушки не знают, как подойти к ребенку, не понимают, что ему нужны ласка и внимание.
Вроде бы сама родила и естественные материнские чувства должны проснуться, но часто их нет. А потому работаем-работаем-работаем.
Пытаемся объяснить им, что малыш в утробе все чувствует и понимает, различает голоса, улыбается и сосет палец. И когда родят, стараемся обращать внимание: «Смотри, малыш улыбается во сне. Наверное, ему снится мама», – рассказывает Елена Витальевна.
После второго УЗИ, когда уже отчетливо видны и ручки, и ножки, и носик, мамы начинают к своей беременности относиться немного по-другому. Но до полного «выздоровления» некоторым еще очень далеко.
– Стою в коридоре, слышу, мама наша прикрикнула на свое чадо. Сорвалась. Снова нужно разговаривать, что не надо кричать, что не может малыш задавать вопросы, что не понимает он того, что происходит вокруг. Поведение мамы с ребенком нередко определяется ее взаимоотношениями с биологическим отцом. Если они любили друг друга, ходили, державшись за ручки – одно, если беременность наступила в результате насильственных действий – совсем другое.
Ждут свободы и боятся ее
Вернувшись из роддома в отделение, молодые мамы не сразу «включаются» в материнство.
– Первое время вообще не слышат малыша. Не всегда понимают, как полученную теорию применить на практике. Но здесь всегда рядом педиатр, медсестра, педагоги и дело быстро налаживается, – рассказывает Елена Витальевна.
Во всех этих заботах есть ведь и вторая сторона медали. Если мама кормила ребенка грудью, купала его, гуляла, лечила, появляется привязанность, зарождается любовь. Тогда своего малыша она уже никуда не отдаст.
И не было такого в отделении, за исключением случаев, когда новоиспеченные мамы отдали младенцев по состоянию здоровья. Умственная отсталость не позволила им в полной мере осознать материнство, обеспечить своим малышам достойную заботу.
Помощь юным женщинам происходит до совершеннолетия, а после мам выпускают в большую жизнь и это их самые сильные страхи. С одной стороны, они радуются и живут в предвкушении свободы, с другой – очень боятся остаться без старшего друга, наставника и врача, который круглосуточно готов прийти на помощь.
Кто-то возвращается домой, в прежнюю семью, кто-то в собственную квартиру, кто-то на съемное жилье. О том, куда именно вернется мама, с самого первого дня заботятся педагоги отделения.
– Проводим девчонок, и первые две недели от них ни слуху, ни духу, а вот на третьей начинают звонить. Кто-то скучает, кто-то совета спрашивает. Со временем начинают осознавать, что такое самостоятельность. Говорят: «Какие мы были дурочки, что рвались на свободу».
– И не представляете, насколько ценно, когда девчонки присылают видео и фотографии с детских дней рождения, звонят, советуются или просто приходят. Значит, мы смогли вернуть их к истокам, к естественной человеческой сути, к материнскому инстинкту – любить своего ребенка и заботиться о нем.
Программа по подготовке детей-сирот к самостоятельной жизни «Университет молодой мамы» заняла первое место в региональном конкурсе программ и методических разработок, а также прошла экспертизу и получила положительное заключение для реализации.
В нынешнем году проект отделения социальной реабилитации несовершеннолетних мам с детьми «Разработка модели подготовки несовершеннолетних мам к рождению ребенка» выиграл грант Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. На эти деньги большие планы. В отделении запланировано создание адаптивной комнаты для подготовки мам к рождению ребенка. Здесь появится новое современное оборудование с куклами-реборнами, напоминающими живого младенца. Педагоги надеются, что это станет хорошей помощью в их деле.