Уже вторая половина Великого поста.. Как мы говорили, согласно молитве Ефрема Сирина, что в начале мы должны очистить свою душу. Господи и Владыко Живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Больше всего наша душа засорена праздностью, унынием, когда ничего не хочется делать. Как обыкновенно говорят, любоначалием, только приказывать кому-то, а не самим исполнять, и празднословием. Хлебом, как говорится, не корми, а только бы поболтать, но за каждое праздное слово мы дадим ответ Богу.
Вот мы в начале Великого поста должны были очистить от праздных слов свою душу. Очистить — это начало, вычистить сосуд, в него нужно влить. И что мы должны были влить. Дух же смирения, терпения, и любви даруй ми, рабу Твоему. Гордым Бог противится, смиренным даёт благодать. Благодать, прежде всего, на терпение, мы все очень нетерпеливы. А сказано: терпением спасайте души ваши, без терпения трудно достигнуть спасения.
Значит, смирение в нашу душу проводит благодать Божию, прежде всего на терпение, терпеливо проходить свой путь. Всякое раздражение, укорение, гнев, на кого бы то ни было, осуждение, ропот должны быть исключены. И за терпением придёт к нам любовь.
Мы все часто много говорим о любви, любовь ставим во главу всего, а когда доходит до любви, тут у нас не хватает терпения. Любить — это значит выносить недостатки другого, помогать другому, снисходить к нему, заботиться о нём, поднимать немощи другого. А мы думаем, что любовь — это то, что нам нравится. Нравится такой-то человек — мы его любим, не нравится — можем и ненавидеть. Такое понимание любви от лукавого, любить человека нужно всякого, ибо всякий человек — образ и подобие Божие.
Вот что мы должны были на средине поста положить в свою душу. Спросим у себя, есть ли у нас смиреннее, терпение и любовь?
На конец поста мы должны научиться видеть свои грехи и никого не осуждать. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждать брата моего.
Зреть прегрешения, видеть свои грехи — это самое трудное. Только после того, как мы очистим от праздности и празднословия свою душу, наполним её смирением, терпением и любовью, научимся видеть свои грехи.
Видеть грехи другого — это мы все можем, в глазу брата нашего заметим и соринку, а в своем проглядим и бревно. А надо видеть свои грехи, из всех грешников первый я.
Попробуй представить себя грешником, как сразу заработает лукавая мысль, есть, мол, и люди — большие грешники, почему это я первый грешник. Вот сразу и осуждение, фарисейство, я не как прочие. А нужно только видеть себя хуже всех. Другой человек плохой — значит, я виноват. А в самом деле, если б так все поступали — и не было бы грешников. Другой человек делает плохо — значит, надо помочь ему, чтоб делал хорошо. И тогда мы из первого грешника становимся первыми праведниками. Как и говорится: последние станут первыми.
Даруй ми зрети, видеть свои грехи, Господи, и не осуждать брата моего. Осуждать кого бы то ни было — это осуждать самого себя. Другой плохой — это ты плохой. Чтоб он не был плохим, что ты для него сделал?
Вот что мы сделали для того, чтоб исследовать свои грехи и освободиться от них, и что сделали для того, чтоб другой не грешил? Эти вопросы пусть останутся для разрешения на конец поста.
Пасха — это полюбить всех, простить все обиды, обняться. Христос — любовь, мы все должны объединиться в любви, кто не объединяется в любви, тот выпадает из цепи спасения.
Ещё неделя, потом Страстная и Пасха… Времени немного, а дела очень много.
Да исправится молитва моя. Ныне силы Небесные с нами невидимо служат, с верою и любовию приступим, да причастники жизни вечной будем — воскликнем из глубины души. Делай, не ленись, душа. Аминь.