21 октября 1995 г. в Париже в Православном Богословском Институте преп. Сергия состоялась Вторая встреча Международной ассоциации преп. Силуана Афонского (журнал “Альфа и Омега” писал о деятельности этой Ассоциации в № 2(5) за 1995 г.). Во встрече приняли участие более 200 человек из многих стран мира — Великобритании, Ливана, Норвегии, Польши, России, Румынии, Франции, Швейцарии и др. Большинство участников встречи — православные, но присутствовали и представители иных христианских конфессий — католики и протестанты, на которых оказал большое влияние духовный опыт преп. Силуана.
Организация встречи отличалась четкостью и продуманностью. В этом немалая заслуга исполнительного секретаря Ассоциации Максима Эггера, рукоположенного буквально накануне встречи в сан диакона.
Преподаватели и студенты Свято-Сергиевского Богословского Института приняли нас, участников встречи, очень радушно. Свято-Сергиевский Институт — место памятное и дорогое для многих россиян. Здесь в разное время творили и преподавали крупнейшие русские православные богословы XX в. — оо. Георгий Флоровский, Сергий Булгаков, Иоанн Мейендорф, Николай Афанасьев, Александр Шмеман и многие другие. Сейчас институтом руководит протопресвитер Борис Бобринской, православный богослов с мировым именем. Занятия в институте ведутся в основном на французском языке, но ежедневно, утром и вечером, в институтском храме на улице Кримэ совершаются православные богослужения на церковнославянском языке. Институт стремится укреплять свои связи с Россией. Сейчас в институте учатся студенты из России, Белоруссии, Франции, Польши, Румынии и даже из Норвегии. В свободное от занятий и богослужений время преподаватели и студенты стремятся говорить по-русски, и многие иноязычные студенты института уже довольно свободно владеют русским языком. Встреча Ассоциации преп. Силуана Афонского стала еще одним проявлением тесной связи Богословского Института с православной Россией.
Схимонах Силуан (в миру — Семен Иванович Антонов; *1866–†1938) родился в селе Шовском Тамбовской губернии. В 1892 г. после встречи с преп. Иоанном Кронштадтским он приехал на Афон, где и подвизался до конца своих дней в Русском Пантелеимонове монастыре. Духовный опыт преподобного Силуана стал известен всему миру благодаря замечательной книге его духовного сына, архимандрита Софрония (Сахарова) “Старец Силуан”. Сейчас (в немалой степени благодаря стараниям Ассоциации преп. Силуана) эта книга переведена уже на 11 языков. Второе, наиболее полное издание этой книги на русском языке недавно вышло в России в международном издательском центре православной литературы. Деянием Священного Синода Константинопольского Патриархата от 26 ноября 1987 г. старец Силуан Афонский был причислен к лику преподобных, и его память определено совершать 11/24 сентября в день его преставления. С 1992 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II имя преп. Силуана Афонского внесено и в месяцеслов Русской Православной Церкви.
Встреча Ассоциации преп. Силуана Афонского в этом году посвящена важнейшей и вечно актуальной теме — любви к врагам.
Преп. Силуан неоднократно подчеркивал важность любви к врагам: “Но если привыкнем усердно молиться за врагов и их любить, то мир всегда будет пребывать в душах наших, а если брата возненавидим или осудим, то ум наш омрачится, и мы потеряем мир и дерзновение к Богу” (Архимандрит Софроний (Сахаров). Старец Силуан. М., 1994, с. 306).
“Кто хочет любить Бога, тот должен любить врагов и быть незлобивым; тогда Господь дает радость непрестанно славословить Его день и ночь, и ум твой будет забывать мир; а если и возвратишься и вспомнишь, то усердно будешь молиться за мир” (Там же, с. 465).
“Если будешь молиться за врагов, то придет к тебе мир; а когда будешь любить врагов, то знай, что благодать Божия живет в тебе большая, но не говорю еще — совершенная, но достаточная ко спасению. А если ты поносишь врагов своих, то это значит, что злой дух живет в тебе и приносит в сердце твое злые помыслы, ибо, как сказал Господь, от сердца исходят помышления злые и добрые” (Там же, сс. 358–359).
Христианская любовь, согласно преп. Силуану, распространяется не только на людей, но и на все Божие творение: “Один раз без нужды я убил муху, и она бедная ползла по земле больная с выпавшими внутренностями, и трое суток я плакал за свою жестокость к твари, и до сих пор все помню этот случай” (Там же, с. 439).
Любовь к врагам, по преп. Силуану, выше собственных человеческих сил, это дар Святого Духа. Святой Дух побуждал преп. Силуана жалеть даже бесов за то, что они лишили себя Благодати Божией и Жизни Вечной:
“Господь научил меня любить врагов. Без благодати Божией не можем мы любить врагов, но Дух Святой научает любви, и тогда будет жалко даже и бесов, что они отпали от добра, потеряли смирение и любовь к Богу” (Там же, с. 358).
Встреча Ассоциации преп. Силуана Афонского началась с общей молитвы. Затем с приветственным словом к собравшимся обратился протопресвитер Борис Бобринской. Представитель Константинопольского Патриархата огласил приветствие Его Святейшества Патриарха Константинопольского Варфоломея. Патриарх обратил особое внимание на необходимость миротворчества, которое невозможно без любви к врагам. Встрече прислал свое благословение и правящий архиерей — архиепископ Евкарпийский Сергий (Коновалов).
Президент Ассоциации преп. Силуана Афонского архимандрит Симеон из монастыря св. Иоанна Предтечи в Малдоне (Эссекс, Великобритания) поделился мыслями о значении духовного наследия преп. Силуана для современного Православия. Он говорил также о немалой заслуге архимандрита Софрония (Сахарова), который передал духовный опыт преп. Силуана многим людям в России и на Западе. Для практического продолжения этой духовной традиции о. Софроний основал в Малдоне монастырь св. Иоанна Предтечи, широко известный сегодня благодаря своей миссионерской и благотворительной деятельности и являющийся одним из основных мест православного паломничества в Великобритании.
Протопресвитер Борис Бобринской посвятил свой доклад заповеди о любви к врагам в Священном Писании. Наиболее ярко эта заповедь выражена Господом нашим Иисусом Христом в Нагорной проповеди: “А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного” (Мф. 5:44–45).
Приводя многочисленные примеры из Священного Писания, о. Борис обратил внимание на то, что нередко наш брат становится нашим врагом, и часто очень трудно провести границу между братом и врагом.
Докладчик привел примеры проявления ненависти к врагам (своим и Божиим) в Священном Писании, особенно в Ветхом Завете. Один из наиболее ярких примеров этого — строки псалма Давида: “Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими на Тебя? Полною ненавистью ненавижу их: враги они мне” (Пс 138:21–22). О. Борис подчеркнул, что Господь наш Иисус Христос в Своей Нагорной проповеди провозглашает противопоставление: “Вы слышали, что сказано древним <…> А Я говорю вам…”. Христос уничтожил ненависть. Он — единственный наш Примиритель. “Мир Мой даю вам” (Ин 14:27), — говорит Господь.
После о. Бориса Бобринского выступила мать Мариам из Ливана, основательница монастыря св. Иоанна Предтечи (Антиохийский Патриархат), недавно завершившая перевод на арабский язык книги архимандрита Софрония (Сахарова) “Старец Силуан”. Она передала участникам встречи благословение от Митрополита Гор Ливанских Георгия (Ходра) и рассказала о жестоких преследованиях христиан в Ливане со стороны мусульман и друзов.
Выступление матери Мариам — не богословский доклад, а христианское свидетельство, слово, идущее от самого сердца. Очень сложно проявлять любовь к врагам, отметила она, в условиях войн — арабо-израильской войны и гражданской войны в Ливане. С окончанием войны с Израилем положение христиан в Ливане не улучшилось. По словам матери Мариам, нередки случаи, когда мусульмане и особенно друзы убивают христиан и их семьи, громят и сжигают православные монастыри, подвергают поруганию святые православные иконы. Особенно страшное впечатление произвели на участников встречи фотографии, которые привезла с собой мать Мариам: погромщики соскоблили лики святых и кресты, изображенные на иконах. Мать Мариам свидетельствовала, что в этой ситуации ничего нельзя сделать собственными усилиями — лишь через молитву Господу о врагах, как неоднократно подчеркивал преп. Силуан, мы можем изменить их сердца. Если изложенные факты действительно имели место (я, например, не встречал сообщений о чем-либо подобном на страницах отечественной и зарубежной прессы), то они безусловно должны быть преданы гласности.
Затем слово взял католик-бенедиктинец о. Бенуа Стандэрт. Он рассказал о современной бенедиктинской духовной практике любви к врагам, о близости православной и католической традиций в этой духовной сфере и о большом значении лично для него духовного опыта преп. Силуана Афонского. О. Бенуа обратил особое внимание на слова преп. Силуана о недостижимости любви к врагам без участия Святого Духа.
Встречу Ассоциации завершил круглый стол, в работе которого приняли участие архимандрит Симеон из Малдона, протопресвитер Борис Бобринской, мать Мариам и о. Бенуа Стандэрт. Вел круглый стол активный член Ассоциации профессор университета в Намюре (Бельгия) Жан-Клод Поле. Докладчики ответили на многочисленные практические вопросы о христианской любви к врагам.
Один из наиболее острых вопросов, которые обсуждались на встрече, — вопрос о ненасилии — был сформулирован диаконом Максимом Эггером: как вести себя, если тебя преследуют, если преследуют и убивают твоих близких? Участники встречи отметили сложность и противоречивость этой проблемы. По мнению матери Мариам, христианин должен во всем стремиться следовать Христу и во время преследований “оставаться безгласным”, как и Он. Другие выступавшие напомнили, что преп. Сергий Радонежский, духовный покровитель Свято-Сергиевского Богословского Института, благословил войско на защиту русской земли от татаро-монголов.
Все участники круглого стола согласились с тем, что в мире мы можем наблюдать немало зла. Много жертв в локальных и гражданских войнах. Совершаются массовые убийства христиан в Руанде, Бурунди, Заире. Что Бог думает об этом? Когда мы попадаем в эти острые, взрывоопасные ситуации, мы нередко забываем о Боге, хотя именно к Нему должны обратиться за помощью в своих молитвах.
Практически все участники круглого стола единодушно согласились, что основным средством сопротивления злу в мире является молитва Богу. Мы молимся за духовное изменение наших врагов, и один только Бог может изменить их сердца в Своей любви. Но необходимо всегда помнить, что Он есть не только наш Бог и Отец, но также Бог и Отец наших врагов. С другой стороны, наша молитва способствует изменению не только нашего врага: благодать Святого Духа благотворно изменяет и нас самих; ведь наши главные враги — это не другие люди, а наши собственные страсти, которые исходят из нашего сердца.
Архимандрит Симеон из Малдона и о. Бенуа Стандэрт подчеркнули, что в истории было несколько уровней, или этапов, отношения к врагам. Вначале народ Божий под предводительством Моисея уничтожал встречавшиеся на его пути языческие народы. Постепенно, по мере возрастания духовности, стал вырабатываться и новый принцип взаимоотношений между людьми: око за око, зуб за зуб, то есть определенное равноценное наказание за каждый проступок. Следующий этап — это ненависть к врагам без применения физического насилия, упование на Бога и молитва к Нему об отмщении. И, наконец, вершина христианского отношения к врагам: любовь к ним. Господь наш Иисус Христос не отменил Ветхий Завет. Он раскрыл перед нами глубину духовного понимания ветхозаветных событий: враги Божии — это наши страсти.
Для некоторых современных российских богословов и экзегетов характерно различное отношение к своим врагам и к врагам Божиим. Интересно, что ни один из участников встречи в Свято-Сергиевском институте не ставил вопрос подобным образом. Практически все выступавшие, вслед за преп. Силуаном, рассматривали эти две категории врагов в единстве и не были склонны противопоставлять тех и других. Преп. Силуан был уверен, что христианин должен любить врагов Божиих не меньше, чем своих собственных врагов:
“…Надо смириться и надо любить врагов, — поучал преп. Силуан, — ибо иначе нельзя угодить Богу. Ты говоришь: «Враг гонит нашу Святую Церковь. Как же я буду его любить?». А я тебе на это скажу: «Бедная твоя душа не познала Бога; не познала, как Он много нас любит и желанно ждет, чтобы все люди покаялись и спаслись. Господь есть любовь, и дал на землю Духа Святого, Который учит душу любить врагов и за них молиться, чтобы и они спаслись. Это и есть любовь. А если судить их по делам, то они заслуживают наказания»” (Там же, с. 359).
“Если ты не имеешь любви, — говорил он далее, — то хотя бы не поноси и не кляни их; и это уже лучше будет <…> Поймите. Это так просто. Жалко тех людей, которые не знают Бога или идут против Бога; сердце болит за них, и слезы льются из очей” (Там же).
Итоги встречи подвел игумен Симеон, настоятель основанного несколько лет назад монастыря преп. Силуана Афонского (Московский Патриархат) в Сен-Марс де Локенэ, находящегося примерно в 200 км на запад от Парижа. В своем заключительном слове игумен Симеон отметил высокий богословский и практический уровень закончившейся встречи и выразил надежду, что она внесет свой вклад в развитие православной мысли.
После окончания встречи состоялась ассамблея Ассоциации преп. Силуана Афонского. Исполнительный директор Ассоциации диакон Максим Эггер подробно рассказал о деятельности Ассоциации за прошедший год. В частности, были высоко оценены итоги визита Максима Эггера в Россию, во время которого он встречался с российскими верующими, посетил Богородице-Рождественский Бобренев монастырь близ Коломны и Афонское подворье в Москве. Ассоциация уточнила состав своих корреспондентов в России. Сейчас ими являются известный православный публицист Александр Кырлежев и автор этих строк — сотрудник религиозного отдела Библиотеки иностранной литературы Александр Гуревич (тел. 915-79-86).
В целом Вторая встреча Ассоциации преп. Силуана Афонского прошла в теплой, братской, воистину христианской атмосфере доверия и любви и оставила в душах ее участников самые лучшие воспоминания. Она стала для присутствовавших ярким свидетельством торжества Православия в мире, и это свидетельство через них будет распространяться и на тех людей, которые не смогли принять участия в этой встрече. Мы надеемся, что и в России, если на то будет Господня воля, вскоре будет создана группа изучения духовного наследия преп. Силуана Афонского, и Господь пошлет для этой работы Своих делателей. Мы будем рады любым конструктивным предложениям от читателей журнала.
А. Гуревич
ЛИТЕРАТУРА
Иеромонах Софроний (Сахаров). Старец Силуан. М., 1994 (издание включает в себя также доклад архимандрита Софрония “Об основах православного подвижничества” (сс. 473–510)).
Преподобный Силуан Афонский. Заметки на полях каталога огородных растений и цветов // Иеромонах Софроний (Сахаров). Старец Силуан. Фессалоники; М.: Православный Пчельник; Московское подворье Свято-Пантелеимонова монастыря, 1994, сс. 17—28 (сокращенный вариант этих заметок старца опубликован также в журнале “Вестник Русского Христианского Движения” (1988, № 152, сс. 223–227)).
Преподобный Силуан Афонский. Письма к духовной дочери //Христианос. Рига. 1991, № 1, сс. 70–76.
Архим. Софроний (Сахаров). О молитве. СПб., 1994.
Он же. Видеть Бога как Он есть. М., 1995.
Он же. Как получить дар истинного бытия? // Континент. М., 1994, № 80, сс. 317–321.
Краткое житие преподобного Силуана Афонского // Православный церковный календарь. 1993. Изд. Московской Патриархии. М., 1992, сс. 83–86.
Кырлежев А. Прославление старца Силуана в лике преподобных святогорцев // Журнал Московской Патриархии. 1989, № 7, cc. 50–54.
Чаковская Л. Ассоциация преп. Силуана Афонского // Альфа и Омега. 1995, № 2, сс. 185–189.
Протопресв. Б. Бобринской. Любовь к врагам в Евангелии (Доклад на II встрече Ассоциации преп. Силуана Афонского) // Русская мысль. 1996, № 4114, с. 17.
Эггер М. Архимандрит Софроний: Монах для мира // Континент. 1994, № 80, cc. 304–316.