Второй иностранный язык – за и против
В новом учебном году во всех школах будет обязательным преподавание двух иностранных языков. На новый стандарт обучения школы переходят с 1 сентября. Эту новость сообщил в день знаний министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. Что думают об этом педагоги – в материале Правмира.

 

шнольУчитель математики школы-интерната «Интеллектуал» Дмитрий Шноль: Я бы разделил две вещи. Саму стратегическую идею, что хорошо было бы, чтобы российский школьник при выходе из школы владел двумя иностранными языками. Эта идея мне кажется  правильной. Потому что в современном мире владение иностранными языками —  это одно из главных умений, которые человеку нужны.

И второе – надо понять, как это может реально отразиться на современной российской школе, где не хватает учителей и первого иностранного языка. Можно ли в большом количестве и неожиданно, в ближайший год или два получить учителей второго иностранного языка? Думаю, что нельзя.

Мне кажется, что любое нововведение в школьном образовании должно быть сначала внутренне принято обществом в целом.

Я считаю, что введение второго языка в школах – это правильно. Но если нет консенсуса в обществе по поводу того, что это, в принципе, хорошо, то такая министерская инициатива будет саботироваться. Саботироваться обществом или директорским корпусом: ну не нашли мы преподавателя, у нас есть вакансия.  Или общество отторгает эту инициативу, потому что это перегрузка для школьника. Или потому что, кто-то хочет не второй иностранный, а, к примеру, больше математики.

Меня крайне удивляет, что такие серьезные перемены можно объявить 1 сентября, как некую неожиданность для всего сообщества, как учительского, так и родительского. Но в целом, я считаю, что это направление правильное.

Другое дело, что мне кажется, что российская традиция преподавания иностранного языка не очень сильна. Нам надо бы учиться у европейских стран, например, Голландии или Бельгии. Они умудряются научить большинство школьников своих стран хорошо знать пару языков.

лукьяноваПисатель, журналист, учитель литературы Ирина Лукьянова: Мне кажется, что эта инициатива лишняя. Лучше бы одному иностранному языку учили. Далеко не все дети тянут у нас один иностранный язык.

Изучение иностранного языка оттягивает много ресурсов у ребенка.

В пятом классе идет адаптация ребенка, вокруг него многое меняется, и добавлять еще один иностранный язык – это слишком много.

Кроме того, боюсь, это станет большим полем для сбора средств с родителей. Школа сейчас очень активно переходит на платные образовательные услуги.  Школам говорят, зарабатывайте, где можете. Вы должны все меньше брать от государства и все больше сами зарабатывать. Это (введение второго языка) станет хорошим полем для зарабатывания денег школой.

                 

Учитель русского языка и права школы «Интеллектуал» луховицкийВсеволод Луховицкий: Дело не в количестве, а в качестве. В тех школах, где это возможно, это, конечно, будет хорошо. Но учитывая, сколько денег сейчас отпускается на школу, учитывая сокращения бюджета, непонятно, откуда будут браться деньги на второй язык.

Если государство финансировать будет, если будут изменены нормативы, увеличены нормативы на одного ребенка, начиная с пятого класса, то это, конечно, замечательно. Два языка это лучше, чем один. А три – лучше, чем два. А еще хорошо было бы изучать астрономию, логику и еще чего-нибудь.

Все зависит от того, насколько это реально в наших условиях.

Невозможно заставить школу искать учителя второго языка, если в данном населенном пункте нет данного учителя. От того, что министерство говорит, что это надо сделать, никто не может заставить это сделать, если нет для этого условий. Это скорее не к министерству образования, а к министерству финансов вопрос.

Первому зампреду комитета Госдумы по образованию Владимиру Бурматову данное нововведение показалось преждевременным, по его мнению, школьники не готовы к этому.

«Школьники однозначно столкнутся с дополнительной нагрузкой, более того, я считаю, что это решение является поспешным, потому что школы не готовы к введению второго иностранного языка. У нас уровень преподавания первого иностранного языка зачастую такой, что ребята не могут ЕГЭ даже близко сдать», — сказал Бурматов в эфире «Говорит Москва».

С ним согласен доктор филологических наук, декан гуманитарного факультета Новосибирского госуниверситета Леонид Панин.

«Я думаю, что в этом вопросе необходим индивидуальный и взвешенный подход к каждой школе. Ведь есть учебные заведения, где изучение родного, а также иностранного языка находится на высоком уровне и здесь введение еще одного обязательного языкового предмета оправданно. Однако в тех, школах, где не только английский, но и русский язык оставляет желать лучшего, введение еще одного иностранного предмета неразумно», — прокомментировал нововведение РБК.Новосибирск Панин.

Решение, каким будет второй иностранный язык, в значительной мере зависит от родительской общественности.

«Если до сих пор в школе преподавались, скажем, английский и немецкий языки, а родители захотят, чтобы вторым иностранным стал французский или китайский, то, возможно, придется искать дополнительного педагога. Обладая сегодня определенной долей автономии, школа имеет полное право принять такое решение», — пояснили газете «Московский комсомолец» в Минобрнауке.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.