Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть. (Прит.15:17)

Подходит к концу поприще святого Поста, и уже близко Пасха. Мы живем ожиданием особенных дней, приготовляющих нас к этому Великому Празднику. И за этим ожиданием важно не осуетиться, не потерять покаянного настроя, не забывать обращать помыслы свои внутрь сердца и проверять его устроение заповедью Божией.

Вторые блюда из овощей

 

Голубцы с фасолью

Берем 300 г фасоли, 400 г капусты, 100 г лука, немного растительного масла, томат пасты, сахар на кончике ножа, соль по вкусу. Фасоль отварить и растереть. Лук обжарить на растительном масле, посолить, можно поперчить. Смешать лук с фасолью. Капусту (без кочерыжки) отварить, обдать холодной водой, разобрать на листья, отбить или обрезать утолщенные части. Завернуть начинку в листья. В томат-пасту добавить сахар, соль, перец. Залить этим соусом голубцы и тушить до готовности.

Овощное рагу

 

Овощное рагу делается из практически любых овощей, которые под рукой. Они режутся кубиками и бросаются на сковороду друг за другом в зависимости от того, сколько данному овощу нужно жариться до мягкости. Вот пример последовательности закладки для некоторых овощей: морковка, капуста, лук, картошка, сладкий перец, подготовленные баклажаны (их надо подержать некоторое время порезанными и посоленными, затем отжать от горького сока), кабачок, патиссон. Все подготовленные овощи обжариваются, солятся (можно подлить небольшое количество воды, чтобы при тушении не подгорело), накрываются крышкой, огонь убавляется до минимума, и все вместе тушится до готовности (выбор длительности готовки — за вами, при долгом тушении с помешиванием овощи будут более мягкими, блюдо приближается по консистенции к икорному варианту). Квашеные овощи лучше потушить отдельно, чтобы избежать задубевания некоторых продуктов, и близко к готовности перемешать с основной массой тушеных овощей. В конце добавляются специи, зелень и чеснок.

Овощная икра

Икра отличается от рагу равномерной консистенцией, овощи для нее протираются или прокручиваются (обычно после недлительного протушивания или обжаривания), а затем длительно, на медленном огне, с помешиванием, выпаривается лишняя жидкость. Для баклажанной икры: на 2 кг баклажан, по полтора кг сладкого перца и помидоров (можно заменить небольшим количеством томатной пасты — по вкусу), по 2-3 морковки и лука, зелень, чеснок, соль, специи. Для кабачковой икры: на один кг кабачка (очищенного от кожуры и семечек), по 3-4 моркови, лука и помидорины.

Перец фаршированный

Перец вымыть, вынуть семена и «хвостики». Лук нарезать кольцами и обжарить в масле до золотистого цвета. Коренья очистить, нарезать соломкой и потушить в масле до полуготовности. Помидоры (сняв кожицу) протереть через сито и массу довести до кипения, после чего варить 15 минут, добавить соль, перец и варить еще 10 мин. Зелень мелко нарезать. Овощи, приготовленные для фарша смешать с отварным рисом и заполнить ими перцы. Комбинация овощей может отличаться от предложенной, крупу тоже можно поварьировать (хороша гречка), добавлять грибы, соевое мясо и т.п. Приготовим заливку: обжарим луковицу, морковку, обрезь перца, томат или помидоры и заливаем на уложенные в посуду нафаршированные перцы, тушим до готовности, близко к концу готовности добавляем чеснок.

Капуста с рисом

1 кочан капусты, 3-4 луковицы, 100 г риса, 3 столовых ложки варенья из черной смородины, полстакана воды, 100 г растительного масла. Лук нарезать, обжарить на сале. Капусту нарезать, смешать с луком. В посуду налить масло, далее слоем капусту с луком, сверху — рис, варенье, залить водой. Варить на слабом огне под плотной крышкой довольно долго, вплоть до 4 часов. Необычность вкуса этому блюду придает употребление смородинового варенья вместо более традиционного томата.

Подливка к лапше из зеленой редьки

 

Это блюдо возникло как постный вариант довольно распространенного на Востоке блюда — лагмана. В оригинале, конечно, оно приготовляется с мясом, но овощной букет в нем достаточно богат, что позволяет получить интересное новое блюдо. Итак, обжариваем лук, к нему добавляем соевое мясо мелкими кусочками (по наличию). Морковь, зеленую редьку чистим, нарезаем лапшой, добавляем к обжаренному луку, заливаем водой, количество которой смотрим по приемлемой густоте подлива. Добавляем томатную пасту, соль, специи: хорошо вписывается в это блюдо паприка. Еще один ключевой компонент: джусай — это зелень чесночного вкуса, на зиму его солят именно ради добавления в лагман. При отсутствии джусая обязательно добавление в блюдо при готовности овощей измельченного чеснока. Наладываем в глубокую чашку отварную длинную лапшу и заливаем приготовленным подливом.

Пасты для намазывания на хлеб, употребления со слайсами, пресными лепешками или питой.

 

Паста из баклажанов

Баклажаны в кожуре испечь в микроволновке или духовке, или отварить в течение 15 минут, очистить от кожуры (в случае варки — дать стечь воде, можно под прессом), размять, добавить толченые грецкие орехи (пропорции подбираются по вкусу и наличию продуктов), черный и белый молотый перец, соль, посыпать зеленью.

Икра из чеснока

Чеснок растирают с солью, добавляют ядра грецких орехов и снова растирают. Замоченный в воде ломтик хлеба отжимают и смешивают с чесноком и орехами. Полученную массу выбивают деревянной ложкой, подливая постепенно растительное масло до образования пюре. Приправив лимонным соком, икру укладывают на тарелку, заглаживают ножом и украшают маслинами. Чеснок — 10 г, орехи грецкие — 30 г, хлеб — 30 г, масло растительное — 10 г, сок лимонный — 3 г, или уксус — 5 г, маслины — 5 г, соль.

Фасолевый паштет.

На стакан фасоли берем пару луковиц, небольшую морковку, 200 г свежих грибов, 3 зубчика чеснока, немного растительного масла. Фасоль замочить на несколько часов, сварить и пропустить через мясорубку. Лук, морковь и грибы обжарить. Чеснок измельчить. Смешать фасоль, лук с грибами, чеснок. Посолить и поперчить по вкусу. Хорошенько взбить паштет.

Ореховое масло

200г любых орехов обжариваются в духовке, толкутся в мелкую крошку и смешиваются с 200г растительного маргарина (эффективно все сделать с помощью кухонного комбайна).

Душеполезное чтение. О любви.

Для достижения спасения, прежде всего, необходима любовь к Богу и ближнему. Без любви ни вера, ни добрые дела не спасут нас. «Аще, говорит Апостол, имам всю веру, яко и горы преставляти, любве же не имам, — ничтоже есмь» (1 Кор. 13, 2). А между тем, сколько есть христиан и не помышляющих о любви! Живет человёк, ходит в церковь, молится, постится, пожалуй, подает и милостыню; но все это делает только потому, что это нужно и другие так делают; а на самом деле сердце его холодно, и он ни к Богу сердцем и умом своим не стремится, да и к ближним сердце его неподатливо. Этот, братие, так часто незамечаемый нами недостаток в нас, есть недостаток гибельный. Без любви, повторяем, ни вера, ни добрые дела не спасут нас; ибо Бог есть любовь, и только кто живет в любви, в Боге живет: и любовь, в деле спасения, главное основание всему есть. Св. Василий в слове о смерти говорит: «Какая польза будет нам, чада, если весь мир приобретем, а любви иметь не будем? Какой будет успех тому, кто уготовал бы роскошный обед и упросил бы царя или князя прибыть на оный? и приготовил все, что нужно, а соли не поставил? Не будет ли он посрамлен от тех, которых звал? Так и в деле спасения, какая польза всуе трудиться без любви, без которой ни одно дело не может быть угодно Богу? Если кто соблюдает девство, или пост, или молитву, или странноприимство, или дар приносит Богу и в церковь что-либо приносит от плодов своих, или другое что делает без любви; все это ни во что вменится Богом, ибо Он без любви всего этого не требует. Поэтому никогда и не помышляй делать что-либо без любви. Если скажешь: «не хочу примириться с братом моим, а Христа люблю, » — обрящешься ложь, ибо в этом обличает тебя апостол Иоанн: «кончина бо закону, говорит, любы». — «Оле, восклицает далее св. Василий, сила любве непобедимая! Оле, сила любве бесчисленная! Ничтоже есть любве боле ни на небеси, ни на земли. Сия святая любы есть глава добродеяния. Любы есть знамение, есть соль всякому добродеянию. Блажен человек, который, прежде всего, приобретает любовь: ему награда каждый день растет, ему уготовляются венцы, его ублажают все Ангелы и от него Бог никогда не отлучается. Бог любы есть: иже живет в любви, в Бозе живет и Бог в нем и любовью все есть».

Отсюда видите, братие, что любовь в деле спасения должна быть, прежде всего, утверждена в сердце нашем, и что она есть основание всего закона христианского. Поэтому и старайтесь возгревать ее в себе, укоренять это начало всякого добра, все делать из любви к Богу, для прославления имени Его, и помнить, что все, что делаем не ради Бога — неугодно Ему и неполезно, следовательно, и для нашей души. А чтобы утвердить в себе эту любовь, чаще воспоминайте о Боге, совершенствах и делах Его. «Возводи, говорит св. Димитрий Ростовский, возводи умные очи сердца твоего, о, человече, и разжигай сердце свое к Божественной Его любви, и возбуждай свою душу к Божественному Его желанию… Да ничтоже тя отторгнет, да ничтоже ти препнет, да ничтоже ти возбранит, да ничтоже тя отсечет от Господней любви и Божественного Его желания, ни скорбь, ни теснота, ни глад, ни гонение, ни огнь, ни меч: Той бо есть твой живот, Той твое спасение, Той твоя радость и веселие и присносущное наслаждение, и вечный покой» (Соч. св. Дим., стр. 327-328). Аминь.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.