Что известно о реформе высшего образования
Министерство образования и науки на этой неделе впервые озвучило дату перехода всех университетов на новую систему высшего образования — 1 сентября 2026 года. К этому сроку ведомство подготовит и утвердить нормативные акты, которые необходимы для реформы.
С 1 сентября 2026 года высшее образование будет включать в себя три ступени: «базовое высшее образование; специализированное высшее образование, [а также] установление уровня профессионального образования — аспирантура». Сроки обучения на разных уровнях станут более гибкими: в базовом высшем — от 4 до 6 лет, в магистратуре — от 1 до 3 лет.
Президент России 12 мая 2023 года подписал указ о пилотном проекте изменения структуры высшего образования. Его запустили в 2023–2024-м и 2025–2026 годах шесть российских вузов:
- Московский авиационный институт;
- Национальный исследовательский технологический университет «МиСИС»;
- Московский педагогический госуниверситет;
- Санкт-Петербургский горный университет;
- Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта;
- Национальный исследовательский Томский государственный университет.
«В образовательном процессе будет больше представителей индустрии, — рассказывал «Правмиру» заместитель проректора по образовательной деятельности Томского госуниверситета, Игорь Мясников. — Расширится объем и интенсивность практик, индустриальные партнеры будут участвовать в образовании в формате базовых кафедр, цифровых кафедр и так далее. То есть профессиональная школа — это модель, которая строится на прочной связи с работодателем».
Опыт шести вузов, реализовавших пилотный проект, будет масштабирован на всю страну. Работа над новыми программами займет весь 2025 год, заявил министр Валерий Фальков на встрече с ректорами вузов в декабре 2024-го.
«Студенты будут учиться дольше»
Игорь Реморенко, ректор Московского городского педагогического университета, полагает, что основные изменения коснутся срока обучения — на базовом уровне он станет более разнообразным, а в аспирантуру можно будет поступить сразу после первой ступени.
— Сейчас известно, что останутся те же три уровня высшего образования, которые были предусмотрены в Болонской системе. Первый — бакалавриат — теперь будет называться базовым. Это уровень, дающий возможность ориентироваться в мире профессий, выбрать какие-то предпочтения, попробовать разное и на чём-то сконцентрироваться, — объясняет ректор МГПУ. — Второй уровень — это магистратура, которая уже дает возможность освоить мастерство в какой-либо профессии, стать настоящим профессионалом. И третий — аспирантура, когда человек в этой сфере сориентировался настолько, что потом уже может создавать в ней новые знания.
— Обсуждается, что базовый уровень станет значительно более разнообразным. То есть не 4 года бакалавриата, как раньше было по абсолютному большинству направлений подготовки, а больше. Срок обучения может увеличиться до 6 лет, — говорит Игорь Реморенко. — Некоторые вузы к этому уже приближались — например, большинство наших педагогических программ уже были пятилетние, в ходе которых студенты осваивали два профиля (например, учитель математики и физики, учитель истории и обществознания).
Второй важный момент — возможность из базового уровня сразу идти в аспирантуру, минуя магистратуру. Но пока неизвестно, по всем ли направлениям подготовки это станет возможным.
— В качестве эксперимента некоторые вузы пробовали одногодичную магистратуру. И это был интенсивный год, включающий в себя летнюю подготовку, тесное сотрудничество с предприятиями реального сектора экономики, освоение, проработку в таком интенсивном режиме каких-то важных и актуальных технологий.
Думаю, что такая однолетняя магистратура тоже появится, — предполагает ректор Московского городского педагогического университета.
Пока рано оценивать плюсы и минусы изменений, нужно дождаться их реализации. Например, неясно, что будет с академической степенью студента, который завершил высшее образование первого уровня.
— Любой уровень высшего образования заканчивается в том числе академической степенью. Раньше это был бакалавр, магистр (мастер) или аспирант (ученый-исследователь). Сейчас, по всей видимости, произойдет отказ от академической степени бакалавра. При этом сохраняется магистр и аспирант. Возможно, это будет специалист — но до этого такую степень получал тот, кто прошел как бы сразу два первых уровня, сопоставим с магистром, — полагает Игорь Реморенко.
Проблемы могут быть с признаниями эквивалентности дипломов, но пока трудно об этом говорить, поскольку договоры о признании эквивалентности дипломов с разными странами сохраняются и эта практика существует по сей день, отмечает собеседник «Правмира».
— Что касается абитуриентов, то в целом пока им тревожиться не о чем. Скажем, последний перечень вступительных испытаний и правила приема, которые опубликовало Минобрнауки, лишь делают ситуацию более разнообразной, — продолжает Игорь Реморенко. — То есть предлагаются и четырехлетние, и шестилетние программы, есть программы с одним перечнем экзаменов, есть с другим. Министерство расширило число вузов и направлений подготовки, куда можно подавать заявление. Просто абитуриентам придется больше времени тратить на выбор, куда именно подать документы.
Тяжелее придется самим вузам: придется тщательно просчитывать, на какие программы им сделать ставку.
— Сделаешь четырехлетнюю программу, значит, ориентируешься на абитуриентов, которые быстрее хотят выйти на рынок труда, — объясняет Игорь Реморенко. — Но в то же время, может быть, придут ребята, которые в меньшей степени усердны и любят учиться. Сделаешь шестилетние программы, — с одной стороны, может, придут более усердные, с другой стороны, не исключено, что менее определившиеся в какой-либо сфере деятельности. И, естественно, все эти изменения связаны с преподавательской нагрузкой, с бюджетом, потому что дольше учить дороже.
«Абитуриенты должны внимательнее относиться к профориентации»
Арсений Филин, автор канала Grand Exam, полагает, что реформа высшего образования может привести к сокращению мест в магистратуре, поскольку планируется сделать базовое высшее образование полноценным и достаточным для большинства студентов. Если будущая профессия требует дополнительной подготовки и узкой специализации, то потребуется и обучение в магистратуре.
— Абитуриенты после 2026 года должны внимательнее относиться к своей профориентации — если раньше можно было сменить профиль магистратуры (отличный от бакалавриата), то сейчас это станет сложнее. Раньше после 4 лет на физфаке студент мог поступить на экономическую специальность в магистратуре, сейчас это опция будет менее доступна, — предполагает Арсений Филин.
Вузы ждет сложная перестройка — сегодня вся работа с курсами и лекциями приспособлена к системе «4+2», поэтому университеты ждут глобальные изменения. Но немало преподавателей видят позитивные изменения в том, чтобы перевести программу базового высшего образования на 5 или 6 лет, заключает Арсений Филин.
«Это риск, но мы хотим, чтобы наше образование было лучшим в мире»
Переход на новую систему высшего высшего образования с 2026 года — часть большой работы — в эксперименте по ее внедрению уже третий год участвуют шесть российских университетов, отмечает Алексей Егоров, заместитель ответственного секретаря приемной комиссии НИЯУ МИФИ. Именно по его итогам произойдут перемены и в остальных российских вузах.
— По поводу грядущих изменений: радикально нового ничего не внедряется. И преподаватели останутся прежние, и вести будут также, и сам набор основных предметов тот же, — подчеркивает Алексей Егоров. — Единственное, что могут заметить студенты — срок их обучения в большинстве случаев увеличится. И для каждого направления он будет свой и будет зависеть от реальных потребностей. В остальном это будут просто учебные программы, которые будут просто по-другому называться — вместо слова «бакалавриат» будет «базовое высшее образование» или просто «высшее».
Магистратура больше не будет фиксированной — 2 года, а от одного до трех лет. Это позволит по-другому расположить учебные дисциплины, их содержание, считает Алексей Егоров.
— В будущем это не осложнит поступление в магистратуру за рубежом, так как дипломы признают или не признают на основании межправительственных соглашений и на основании решений каждого конкретного университета, — отмечает собеседник «Правмира».
Минус изменений касается самих вузов — им придется переделывать документы. Предстоит большая бюрократическая работа, считает Алексей Егоров.
— Плюсы реформы высшего образования в масштабах страны: мы можем сейчас, постепенно выработать под свои задачи свою систему образования, — говорит Алексей Егоров. — Может не получиться. Это риск. Но мы, как МИФИ, будем делать, по-честному, чтобы получилось. Мы хотим, чтобы наше образование было лучшее в мире.