Введение единой электронной карты: мнения священнослужителей
Мосгордума приняла закон о введении в Москве универсальной электронной карты. Немало граждан с подозрением отнеслись к нововведению. Среди них было несколько священников и православных мирян, которые 9 марта, в день обсуждения закона пикетировали вход в Городскую Думу в знак протеста.
Почему некоторых православных так встревожила перспектива получения электронной карты? Существует ли духовная опасность, связанная с новым документом? Порталу «Правмир» ответили священнослужители Русской Православной Церкви.
Протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, выразил надежду, что людей не будут принуждать к принятию нового электронного документа и что они смогут сами сделать выбор, пользоваться им или нет.
— Нерешенной остается проблема гарантий того, что люди, отказавшиеся от использования к арты, не окажутся лишены социальных благ – в частности, медицинской помощи – и не будут постепенно превращаться в граждан второго сорта. Надеюсь, что и эта проблема получит разрешение. Мы со спикером Мосгордумы Платоновым договорились о том, что с участием специалистов подумаем о вариантах ее разрешения – на уровне или закона, или подзаконных актов, время покажет, — сказал о. Всеволод.
Он заметил, что подобные явления представляют собой общемировую проблему. Есть опасность того, что тотальный контроль над всеми сторонами жизни человека может легко превратиться в контроль идеологический или мировоззренческий. Уже сейчас, по его словам, принимаются в некоторых странах западной, а теперь и центральной Европы, такие законы и установки, с которыми православная совесть согласиться не может.
— Человек, который не согласен с введением тех или иных идеологем в правовое поле, может существовать в обществе, где есть свобода частной жизни, но как только ее не будет, такому человеку жить будет сложно … Поэтому связь между тайной частной жизни, между свободой не открывать о себе того, что ты не хочешь открывать, и мировоззренческой свободой – очень прямая, — подчеркнул протоиерей.
Протоиерей Александр Ильяшенко считает, что с духовной точки зрения электронные карты опасности не представляют. Тем не менее, их использование может причинить владельцам вред в практическом отношении. В случае утери карты, или похищения ее мошенником, или недобросовестности программиста или операциониста, заводящего на карту данные, человек становится социально недееспособным. Такие прецеденты уже имели место с банковскими картами.
— И еще один важный момент. На изготовление электронных карт уходят большие деньги. У нас в стране очень много социальных и нравственных проблем — и вот на них у нас бюджетных средств не хватает… А на разработку никому не нужной карты, по поводу которой у многих возникают опасения, – пожалуйста, деньги отстегиваются в большом количестве! Мне кажется, это проявление неуважения к своему народу. Как любой большой проект, электронные карты выгодны его разработчикам, нежели рядовым гражданам: денежный поток, который порождается кампанией по массовому внедрению карт, с большой долей вероятности будет поделен между чиновниками.
Подводя итог, скажу, что в целом использование электронной карты не противоречит Писанию. Но то, что люди переживают, беспокоятся, возмущаются – это ведь тоже сторона духовной жизни, значит, с этой точки зрения разработка электронных карт недопустима, — сказал о. Александр.
Полный текст бесед:
Протоиерей Всеволод Чаплин: «Тотальный контроль может превратиться в идеологический»
Использование универсальной электронной карты не противоречит Писанию
Еще по теме:
Протоиерей Всеволод Чаплин об электронной идентификации и межэтнических конфликтах
Станем ли мы «безындами», или Снова об электронных карточках