В Евангелии Господь рассказывает нам притчу о неразумном богаче, у которого уродился богатый урожай. И вот он стал думать, что ему сделать, – урожай такой огромный, что даже в прежние житницы не помещается. Он решил сломать их, построить одну большую житницу, наполнить ее богатством и сказать себе: ”Вот, душа, у тебя есть много богатства на лета многа, ешь, пей и веселись.” А Господь говорит ему: ”Неразумный, в ночь сию у тебя истяжут душу твою, с чем ты явишься? Кому это богатство достанется? С чем ты предстанешь пред Богом?”
Богатство, о котором говорит Спаситель, не столько материальное, речь идет скорее о том духовном хламе, которым заполнены наши души.
Душу можно сравнить с бездонным колодцем, где внизу – чистая, родниковая, целебная вода. Но весь он забит хламом, мусором, грязью. Все это гниет, отравляет воду так, что ей нельзя пользоваться. До нее и не добраться, потому что в колодце столько мусора нашего самодовольства.
Все, что отделяет нас от Господа – наша гордость, раздражительность, малодушие, маловерие – это тот хлам, который забивает чистый источник живой воды, который Господь вложил в душу каждого человека.
Каждый человек хранит в себе образ Божий. Это драгоценный, чистый, благодатный источник, который должен приносить радость тем, кто общается с таким человеком. Но мы такие ограниченные, самодовольные богачи, которые богаты только своими недостатками, а всех остальных осуждаем. Если ты носишь в себе какую-то тьму, тогда ты не увидишь света и в других, а будешь видеть лишь эту тьму и будешь считать, что все остальные такие же, как и ты. Это богатство обездоливает человека, лишает его радости жизни и, самое страшное, лишает его наследия Царствия Небесного. Это греховное богатство только отравляет жизнь нам и всем окружающим.
Праздник, который мы сегодня празднуем, как раз совершенно противоположен этой притче.
Притча – это предостережение всем нам, а Пречистая Дева, у которой колодец Ее души никогда ничем не был замутнен, напояет всю вселенную чистотой и милостью, благостью. Ее родители, святые праведные Иоаким и Анна, получили от Бога дар – своего младенца, и они возвращают этот дар Богу, приводят этого удивительного младенца в храм, потому что все от Бога и мы должны посвящать Богу.
И вот произошло таинственное чудо, Божественная Отроковица – Пречистой Богородице тогда было всего три годика – сама поднялась по ступеням Храма, прошла весь Храм и вошла во Святая Святых – так нам передает Предание.
Может быть, это было аллегорией, потому что трудно себе представить, что в том Иерусалиме, который был наполнен фанатичными людьми, иудеи могли допустить, чтобы кто-то вошел во Святая Святых. Туда мог входить только один архиерей, и то один раз в году. Что-то таинственное произошло, может быть, ангелы Божии сокрыли Пречистую Отроковицу от взоров этих фанатичных иудеев. Может быть, имеется в виду, что вход во Святая Святых – это движение ее души навстречу Богу, как бы вхождение Пречистой в таинственную Божественную жизнь, к которой Она всегда стремилась.
Богородица нам соприродна, она – дочь обыкновенных родителей, праведных, но обыкновенных. И Она, соприродная нам, возводит человеческое естество в глубины Богообщения. Праздник Введения Богородицы во храм и есть начало нашего спасения.
С сегодняшнего дня, – а церковный день начинается с вечера, – уже поются рождественские ирмосы “Христос раждается…”, потому что с этого начинается главизна нашего спасения. И вот этот праздник призывает нас в ту меру, которая дана каждому из нас, стремиться к чистоте души, к Богообщению, к тому, чтобы приносить ту радость, которую дает Благодать Божия. Она сообщается человеку, который ищет ее и трудится над тем, чтобы очистить свою душу – этот колодец – от хлама.
Дай Бог, чтобы этот праздник просиял и в наших душах, дай Бог, чтобы и мы силой Божией по молитвам Божией Матери очищались, просветлялись, и чтобы достойно встретили светозарный праздник Рождества Христова. Аминь.
Читайте также:
Введение Богородицы во храм: Перемещение центра тяжести жизни Протопресвитер Александр Шмеман Теперешний мир наш стал будничным, беспраздничным — и даже прививки казенных, «социальных» праздников не устраняют этого налета пепла, грусти и безочарованности. Ибо сущность праздников именно в этом прорыве, подъеме — в иную реальность, в мир духовной красоты и света. |
Введение Пресвятой Богородицы во храм: Всегда помнить, что мы Христовы Профессор, протоиерей Глеб Каледа В Евангелии ничего не говорится о Введении во храм Пресвятой Богородицы; на это имеется указание в апокрифических евангелиях, которые не во всем достоверны. Но об этом событии свидетельствует и Священное Предание, и о нем пишет такой очень критический богослов-исследователь, каким являлся свт. Григорий Нисский, брат свт. Василия Великого. |