Вход Господень в Иерусалим. Аудиопроповеди
Проповедь на Праздник Входа Господня в Иерусалим.
Прот. Валериан Кречетов Скачать (7.2 МБ)
Прот. Димитрий Смирнов Скачать (7.6 МБ)
Священник Михаил Немнонов Скачать (1 МБ)
Жители Иерусалима встречают Христа с ветвями в руках, постилают перед ним свои одежды и восклицают: Осанна Сыну Давидову, чтобы затем хором кричать перед дворцом римского наместника: Распни, распни Его. А потому так происходит, что Христос им был нужен не для того, чтобы у Него учиться, а чтобы Им пользоваться.
Мы помним, как Он пришел в Свое отечество, в Назарет, — город, где Он был воспитан. Он пришел в синагогу, взял книгу пророка Исаии и прочитал в ней слова, в которых говорилось о приходе Мессии, Спасителя мира. И все люди, сидевшие вокруг, засвидетельствовали, что эти слова исполнились в Нем Самом, что Он — Христос, Тот Самый Спаситель мира, о котором писали пророки. Но из дальнейших событий ясно, что интерес их к Христу был сугубо практическим. Земное служение Христа заключалось не в том, чтобы делать людям приятное, а в том, чтобы дать им возможность идти за Ним и войти в Царствие Небесное. И Он сразу же, вместо того, чтобы чем-нибудь ублажить Своих сограждан, сказал им нечто такое, из чего они могли поучиться: Конечно, вы скажете Мне присловие: врач! Исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме. Или, иначе, «сделай перед нами те же чудеса, какие Ты сделал перед другими». И Христос дает им понять, что они по своей гордыне недостойны этих чудес. Он говорит: Много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую — в языческую страну; много было также прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина, — а он тоже был язычник, а не израильтянин. И, услышав это, все в синагоге исполнились ярости. Они позабыли о том, что они только что исповедали Его Христом. Они знали теперь только одно, — что Он их обидел, задел их самолюбие и чувство собственной значимости. И, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; но Он, пройдя посреди них, удалился, потому что не пришло еще время Его Страданий (Лк. 4, 23-30). Такой вот произошел тогда эпизод. Первое и в тот момент единственное, что можно было сделать для спасения этих людей — это сбить с них спесь. И вот их реакция.
В Иерусалиме эта история повторяется, хотя и в несколько другом разрезе. Все тоже кричат: Осанна Сыну Давидову, признавая Его Сыном Божиим. Слово осанна, как говорят нам толкователи Евангелия, означает «Господи спаси!» или «спасение от Господа». Восклицая осанна Христу, они исповедывали Его Спасителем, который должен прийти. Они говорили: Это Иисус — Пророк из Назарета, и толкователи подчеркивают, что в буквальном смысле здесь стоит не просто Пророк, а Тот Самый Пророк, которого ожидает Израиль и с ним весь мир, — Мессия, Спаситель, Христос. Они встречают Его с ветвями как победителя, потому что Он победил смерть, — Он только что воскресил Лазаря, и все знали об этом, и сам Лазарь был среди них. Они постилают перед Ним одежды в знак покорности, в знак того, что они готовы служить Ему и положить за Него свои души как за Царя. Но только лишь и у них, как и у жителей Назарета, восторг при встрече Христа исходил прежде всего из земного, практического интереса. Они думали: «Наконец-то мы станем самым великим народом в мире, каким мы по праву достойны быть. Теперь мы избавимся от власти римлян. Мы больше не будем в порабощении, — другие будут служить нам.» Когда они через 5 дней увидели Христа связанным в руках тех самых римлян, от которых надеялись избавиться с Его помощью, они исполнились не меньшего негодования, чем прежде — жители Назарета. Они посчитали себя обманутыми, и закричали: Распни, распни Его!
И вот мы с вами тоже стоим с ветвями в руках и говорим: Осанна Сыну Давидову. И каждый из нас это делает ради одной главной цели из двух возможных. Или мы пришли сюда для того, чтобы быть учениками Христовыми, у Него учиться, идти вслед за Ним, и за Ним вслед войти в Царство Небесное, — или же мы пришли сюда, чтобы Им пользоваться и пользоваться всем, что Он нам дал для спасения, для того, чтобы жить в комфорте телесном и в комфорте душевном. Не то, чтобы людям, которые думают лишь о земном, нельзя было заходить в Храм и приступать к Таинствам. Просто где совровище ваше, — говорит Господь, — там будет и сердце ваше. А земля и все, что на ней, как мы знаем, сгорит, и тогда мы окажемся в той стихии, которая была нам дороже.
Мы с вами помним слова Христа: Я с вами во все дни до скончания века. Он обещал это, и Он это исполнил. Он был верен своему обещанию до этого года, до этого дня, до этого часа, и будет верен этим Своим словам до последнего часа этого мира. Остается нам с вами стать теми людьми, с которыми Господь сможет пребывать до скончания века. Аминь.