Справка.
Дислексия, дисграфия и дискалькулия — это особенности восприятия информации. Дислексия — сложности развития навыков чтения. Дисграфия — сложности освоения письменной речи. Дискалькулия — нарушения, связанные со счетными операциями.
— Насколько распространены дислексия, дисграфия и дискалькулия?
— Около 10–11% населения планеты имеют дислексию в той или иной степени. Дисграфия и дискалькулия встречаются чаще. Западные статистические данные говорят о том, что каждый пятый ребенок в школе имеет какую-либо из этих особенностей или все вместе.
Дислексия — это определенная особенность восприятия, при которой человек несколько иначе видит материал, по-другому его запоминает. Это наиболее сложная особенность с точки зрения проживания ребенком. Через чтение ребенок получает весь учебный материал.
— Какова природа этих особенностей?
— Как правило, дислексия имеет генетическую природу. Очень часто она возникает у детей, у которых родители или же бабушки и дедушки жили с той же особенностью. Также бывает дислексия травматического происхождения.
— Когда проблема начинает проявляться?
— Дислексия, дисграфия и дискалькулия могут проявиться в любом возрасте, когда ребенок начинает читать или писать. Заметить это можно в дошкольном возрасте, но диагноз ставится, когда ребенок приобретет устойчивый навык чтения и письма. До этого момента проблемы с письмом и чтением могут вызвать возрастные особенности.
— Что должно насторожить родителей? Как понять, что у ребенка, возможно, есть дислексия, дисграфия или дискалькулия?
— Признаков, на которые родители могут обратить внимание, несколько:
- Ребенок чуть позже учится говорить.
- У него небольшие нарушения мелкой моторики.
- Ему сложно произносить какие-то парные буквы.
- В определенном возрасте, когда все спокойно держат ложку, он испытывает затруднения. Ему может быть тяжело завязывать шнурки.
Эта проблема часто бывает сопряжена с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, когда ребенок неусидчив.
Важна ранняя диагностика, потому что чем раньше придет осознание проблемы, тем проще будет ребенку.
Когда речь идет о дислексии, может происходить так. Вы садитесь и начинаете читать с ребенком, он читает и начинает додумывать окончание предложения или какого-то отдельного слова, устает. Вы действительно бьетесь, читаете-читаете, а он устает, у него голова болит. Он настолько много энергии тратит на то, чтобы собрать слово воедино, а потом все предложение, потом следующее. Когда вы его спросите о том, что он прочитал, он вам с трудом перескажет, потому что он столько усилий потратил на то, чтобы собрать эти буквы в кучу.
На нашем сайте есть визуальный вариант дислексии — буквы все время меняются местами. Бывают ситуации, когда человек две буквы посередине видит, а вокруг у него все уплывает в разные стороны. Ему действительно тяжело.
Если говорить о дисграфии, то ребенок может писать буквы в одном слове в разные стороны, вписывать в слово буквы, которые вообще не произносились. Или, наоборот, не дописывать те, которые предполагаются или даже очень слышны в этом слове. Это достаточно заметные вещи.
— Что можно сделать до школы?
— Нужно сходить к логопеду и проверить ребенка — есть ли риск, что у него дислексия или нет. Эту проблему увидит даже не очень погруженный в данный вопрос врач.
Это не болезнь, а определенная особенность, ее должны диагностировать только специалисты.
— Как действовать родителям, если у ребенка диагностировали дислексию?
— Пойти на психолого-медико-педагогическую комиссию. Полученная там справка даст возможность получить в школе индивидуальный образовательный план для ребенка. Не надо ее бояться, она не будет влиять на взрослую жизнь.
Школа обязана разработать и предоставить родителям индивидуальный образовательный план, а также занятия с логопедом — не менее пяти часов в неделю.
После ПМПК с диагнозом-справкой нужно пойти к директору школы, написать письмо и выбрать, какой должен быть индивидуальный план — 5.1 или 5.2. Образец письма есть на нашем сайте.
— Какую помощь может получить ребенок с дислексией в старших классах?
— Ребенок может учиться по определенному индивидуальному плану, а также заниматься с логопедом. Кроме того, будет другой подход при оценке его достижений, экзаменационных и тестовых работ. Это касается ОГЭ и ЕГЭ. При сдаче экзамена он может рассчитывать на дополнительное время.
— Какие сложности в изучении иностранных языков возникают у детей с дислексией?
— Зазубривание для таких ребят вообще не работает. Зато очень хорошо срабатывает ассоциативное запоминание. Разговор на заданную тему имеет какой-то ассоциативный ряд у ребенка, и он запоминает текст целыми фразами.