Каждый раз, торжествуя какой-либо праздник нашей Церкви, мы празднуем таинство нашего спасения. Что это значит? Цель любого церковного праздника — прославление Бога за Его бесконечное милосердие, доброту и заботу о нас. Поэтому каждый праздник видится нами по-разному, но через одну призму — бесконечной Божественной любви. Наш ум, наше сердце открываются навстречу Богу, и постигается великая тайна благочестия и спасения.
Но евангельское событие, празднуемое сегодня, дает нам не совсем обычный повод — рассердиться и даже разгневаться. Почему? Дело в том, что мы, современные люди, совершенно не желаем понимать друг друга (о любви, милосердии и добром отношении к ближнему здесь даже говорить не приходится) — когда нам возражают или высказывают мнение, отличное от нашего.
Сегодня мы празднуем память святого, славного и всехвального апостола Фомы. Именно он, после того как Господь воскрес, вел себя так, что, будь мы на месте остальных апостолов, то непременно бы разгневались и крикнули ему в сердцах: «Прекрати! Хватит! Сколько можно? Оставь нас в покое!»
Почему?
Только представьте, целую неделю, даже восемь дней, апостолы то и дело говорили Фоме:
— Мы видели Господа.
— Не верю! — отвечал Фома.
— Мы что, по-твоему, лжем?
— Не верю!
— Но мы видели Его воскресшего!
— Нет. Если я лично не коснусь Его ран, если не увижу воочию — не поверю. Вы Его хоть как следует рассмотрели? Внимательно? Это точно был Он? Сказки какие-то…
Хорошо еще, что апостол Петр и прочие были людьми кроткими и только огорчались неверию Фомы. Потому что, будь мы на их месте, бедный Фома получил бы крепкую взбучку.
Но не только апостолы проявили здесь великое сочувствие, милосердие и понимание. В первую очередь, такое отношение явил Фоме Сам Господь. И к нам Он относится так же, когда мы ведем себя подобно этому апостолу. А у нас почему-то не получается являть такое же человеколюбие в аналогичных ситуациях.
«Несмотря на то, что гроб был опечатан, Ты, Христе Боже, воссиял, восстав из гроба. И хотя двери были заперты, Ты явился ученикам, будучи Воскресением для всех, и тем самым обновил для нас дух Истины, по великой милости Твоей».
Прекрасные слова сегодняшнего тропаря ясно говорят о том, как милосерден Господь — не только к апостолу Фоме, но и ко всем нам, даже тогда, когда мы не верим и сомневаемся. И мы прославляем не только Его воскресение, но и эту милость и великодушие.
Неужели Фома и правда не верил? Не верил! И страшно подумать, Кому! Разве он не видел множества чудес при жизни Господа? Разве не слышал Его слов? И все-таки не поверил в воскресение… Но вслушаемся в тропари праздничного канона: «О, Благодетель! Фома Близнец, коснувшись Твоего прободенного ребра, наполняет мир премудростью и разумом» (Песнь 4). Восхвалим твой всеблаженный язык, Фома Близнец! Ведь ты первым проповедуешь Жизнодавца Иисуса Богом и Господом, прикосновением исполнившись благодати» (там же). «Христе Человеколюбче, Ты, явив нам неверие Фомы, всё совершаешь нам на пользу» (Песнь 5). «Ты, Владыко, не оставил Фому в пучине неверия и протянул ему Свои руки, чтобы тот прикоснулся и уверовал» (Песнь 6).
Видите? Церковь призывает нас не смущаться и не возмущаться неверием Фомы, потому что все это в итоге явилось на пользу и ему, и нам. От неверия — польза! Как такое может быть? Может, если правильно рассуждать и смотреть на все под нужным углом зрения.
Какая же, однако, польза бывает от неверия? Вера, крепкая и твердая. Вера, явленная через осязание и дающая человеку возможность опоры. Потому и поется в еще одном тропаре: «О, благое Фомино неверие!» Великую пользу сотворил всем нам этот апостол, великое благодеяние.
И как дóлжно нам благодарить Господа за то, что среди Его апостолов был такой Фома, давший Ему возможность «разыграть» подобную сцену для нашей пользы — огромной пользы!
Почему огромной?
Все мы — разные. По росту, фигуре, чертам лица; по мышлению и менталитету. Все мы созданы Богом индивидуальными, непохожими друг на друга, уникальными личностями. И к Нему мы идем каждый своим путем. Цель — одна, путь — разный. Невозможно изменить свою сущность, так же как невозможно наделить себя чем-то или, наоборот, лишиться того, чем наделил нас от природы наш Отец, Творец и Бог.
«Если не увижу, не поверю, — повторял Фома. — Мне не нужны сказки. Я хочу сам посмотреть Ему в глаза и увидеть Его раны на ногах, руках и ребрах. Ведь ни у кого больше не может быть таких ран! Это не пустое любопытство. Я хочу узнать правду. Потому что как дальше жить, не зная истины?» Так рассуждал этот апостол. Он не желал просто повторять за остальными, не имея искренней веры. И все восемь дней, несмотря на то, что другие апостолы твердили ему о воскресении, он не принимал их слов.
Хорошо, но нам-то от этого какая польза? А вот какая. Представим себе человека, который не желает нас слушать, не желает верить нашим словам. Как быть в таком случае? Устраивать ему взбучку? Нет. В первую очередь, тут нужна помощь. Какая помощь? Человека необходимо понять. Понять, но при этом неустанно помогать ему в поиске истины — и только в позитивном ключе. Если человек не хочет слышать о Боге, у него нет разума. Или, по крайней мере, он неправильно своим разумом пользуется — как маленький непослушный ребенок, которого ни в коем случае не следует бить за непонятливость, но терпеливо вразумлять объяснениями и советами. Со взрослыми — то же самое. Никакой агрессии и тем более рукоприкладства — только слова, с молитвой ко Господу, чтобы Он вразумил этого человека.
Апостолы, очевидно, молились о Фоме. Потому что Господь явился им снова, когда Фома был с ними, и сказал ему: «Фома, подойди и вложи перст свой в ребра Мои».
И Фома протянул руку, увидел раны на теле Христа — так же, как увидим их мы в день Второго пришествия, и не только мы, но и те, кто сейчас не хочет слышать о Боге. Враги и друзья, верующие и неверующие, ангелы и демоны — все увидят раны на Теле Христа в день Второго пришествия.
Фома же, увидев Его раны, сразу же сказал настоящую богословскую истину. Какую? «Господь мой и Бог мой». Что он имел в виду? Создатель мира, наш Бог — это Тот, Кто столько времени был с нами и учил нас здесь, на земле, а мы так мало знали о Нем! Точно так же, как мы с вами — когда в начале церковного пути совсем не понимаем Евангелие, воспринимая его, скорее, просто как интересную книгу, полную красивых фраз. Но этого недостаточно.
Евангелие — не учебное пособие по этике. Эта книга содержит «глаголы жизни вечной». Она открывает нам значение смерти Христа и Его воскресение, смысл таинства Евхаристии, установленного Господом на Тайной вечери, смысл Причастия, дающего нам жизнь вечную. «Причащается раб Божий Честнаго и Святаго Тела и Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов и в Жизнь Вечную», — говорит священник, когда мы подходим к Чаше.
И в этом спасительном поиске нужно не просто сохранять благое расположение духа, но и трудиться — усердно, ревностно и ответственно, в первую очередь, в отношении самих себя, так как речь идет о жизни вечной. Самыми главными вопросами для христианина должны быть: «Как победить смерть? Как обрести жизнь вечную? Как навсегда остаться с Богом? Что меня ждет в вечной жизни — рай или…? И если не рай, то что? Страшно подумать…»
И апостол Фома, обладая тем самым благим расположением, с чистым сердцем желал обрести истину.
Потому и поется еще в одном тропаре, что неверие Фомы обернулось в послушание. Что значит в данном контексте слово «послушание»? Не легковерность, не неразумное подчинение первому встречному, а подлинная вера и благое расположение.
Любой церковный праздник есть торжество милосердия Божия. Торжество Его доброты, любви и милости к нам. Торжество Его заботы о нашем спасении и благой вечной жизни.
Явившись Фоме, Господь сказал ему: «Делай, что хочешь, Фома. Видишь, не только ты идешь за Мной, но и Я иду тебе навстречу. Путь будет так, как тебе хочется, Фома. Я пришел к тебе. Я пришел, потому что знаю, что нужно каждому из вас, и хочу помочь всем».
В этом — великое, бесконечное смирение Бога Славы. Он приходит, соображаясь с внутренней мерой каждого из нас, протягивая руку и выводя на путь спасения. «Итак, если хочешь, прикоснись ко Мне. Если хочешь потрогать Мои раны — трогай. Делай, что хочешь — только пойми и уверуй».
Вот чего хочет от нас Господь. Потому этот прекрасный праздник — уверение апостола Фомы — и следует сразу после первой пасхальной недели.
«Ищи, — словно говорит нам Церковь, — не стой на месте. Стремись вперед, к переменам, не бойся измениться, не упорствуй в своем неверии и незнании».
Мы должны становиться лучше каждый день. Так же, как развивается наше тело, так и дух должен расти и укрепляться, стремиться изо дня в день к добру и благу.
Как мы молимся? Какой образ жизни ведем, пока Бог дарует нам жизнь и здоровье? Как используем то, чем обладаем? Чем руководствуемся в жизни? Будем стараться направлять все, что имеем, ко благу. Разум, воля, решения, стремления — пусть все в нашей жизни будет направлено к Богу, ко спасению и обретению милосердия Божия. И если начнем жить так, то сможем постичь и тайну Божественной икономии (греч. Θείας Οικονομίας) — что Господь и Бог наш пришел в этот мир ради нас, став человеком и со смирением служа нам, чтобы отверзлись очи наши, отдав Себя для того, чтобы привлечь нас к Себе и Своей силой, благостью и милосердием отвести в Царство Небесное.
И пусть каждый день дарует нам повод любить Христа все больше и больше. Аминь.
Перевод Елизаветы Терентьевой